Приложение 3 КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ
Абилитация — система мероприятий, направленных на фо мирование эффективных способов социальной адаптащ в возможных для данного индивида пределах. Адаптация — приспособительные акты индивида, напра ленные на восстановление нарушенного равновесия со ср дой обитания, вследствие возникших изменений в после ней. Асинхрония развития — сочетание неравномерности в ра витии с несвоевременностью сроков формирования тех и, иных сторон психики. Высшие психические функции (ВПФ) — одно из централ ных понятий в теории культурно-исторического форм рования психики Л. С. Выготского. Основными отлич тельными свойствами ВПФ являются: прижизненное формирования по генезу, произвольность и осознанное по способу существования и опосредованность по строени Гетерохронность — неравномерность процесса развития. Гиперкомпенсация — восстановительные эффекты сверхно мативной результативности. В иной трактовке под гипе компенсацией понимается использование неадекватш защитных механизмов. Депривация — многообразные нарушения в формирован] и функционировании психики, возникающие вследств относительно длительного блокирования значимых потре ностей человека. ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Дизонтогенез, дизонтогении— общее название различны» вариантов нарушений в психическом развитии. Синонима ми могут считаться такие понятия, как отклоняющееся раз витие, нестандартное развитие, устаревшее аномальное paj витие и пр. Защитныемеханизмы (психологическая защита)— специаль ная регуляторная система стабилизации личности, огражда ющая сферу сознания от неприятных, травмирующи» переживаний, сопряженных с внутренними и внешними кон фликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Ни Кольская и Р. М. Грановская) Компенсация— восстановление утраченной или глубок* нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсис темных перестроек. Копинг — поведение (стратегия)— сознательные усилия лич ности, направленные на поддержание позитивной само оценки в угрожающих для нее ситуациях. Коррекция— мероприятия, направленные на исправлена нарушений различных сторон психического функциониро вания. Микрогенез (актуалгенез)— изменения, происходящие > процессе непосредственного функционирования в настоящий момент времени. Модально-неспецифические закономерности развития— осо бенности психического развития, в той или иной степей характерные для разных форм дизонтогенеза, и отлича^ щиеся от их нормального развития. Модально-специфические закономерности развития— ос бенности психического развития, характерные для опред ленного вида дизонтогенеза. Направленное развитие— развитие под влиянием организ ванных внешних воздействий. Синонимом направление развития может выступать понятие «функциональный нез». __________________ Приложение___________________ Нарушенное развитие— обычное развитие, протекающее б необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется. Обратное развитие— не соответствующее действительности представление, согласно которому процесс развития способен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоречит философским представлениям, согласно которым любой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невозможным и обратное развитие. Общие закономерности развития— наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоняющегося развития. Онтогенез— прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти. Остановка в развитии— не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития. Псевдокомпенсация— неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего. Развитие психическое— поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразо^-в структуре психики. Распад— дезинтеграция отдельных фуь к утрате психикой своей целостности. ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Реабилитация — система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. м* роприятий, направленных на восстановление полноценной личностного существования инвалида в обществе. Ретардация — порциальное или тотальное отставание в тем* пах развития. Социализация — исторически сложившийся способ усв<^В ния индивидом культурно-исторического опыта, в резулв тате чего формируются человеческие способы поведения» сознание в целом. Специальная психология — отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением фе> номенологии и закономернбстей нарушений в процесс* психического развития и разработкой методов коррекцисИ ной помощи лицам с подобными нарушениями. Спонтанное развитие — изменения, возникающие в процеф се развития в результате самонаучения под влиянием под» ражания. Структура нарушенного развития — одна из топографичеф ких характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций. Первая связана! нарушениями, вызванными непосредственным воздейств» ем патогенного фактора. Вторая группа — нарушения те» или иных сторон психики, возникновение которых обусло*» лено непосредственными или опосредованными связями! первично поврежденной функцией. Функциональный генез — позитивные изменения в структ^ ре сознания под влиянием целенаправленных воздев ствий — обучения, воспитания, коррекции. Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньшг в возрастном отношении возникает патогенное воздействие тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесф психического развития. Приложение 4 [ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |