Человек-оператор как звено системы управления
В АСУ ТП наиболее распространены случаи, когда взаимодействие с УВМ (ЭВМ) осуществляется одним человеком – оператором. Рассмотрим простейшую одноконтурную АСУ ТП, приведенную на рис. 6.1, работающую в режиме советчика. Здесь человек-оператор замыкает цепь воздействия в системе управления, Рис. 6.1. Схема одноконтурной АСУ ТП
Для уменьшения влияния характеристик оператора на качество работы системы управления необходимо либо исключить человека-оператора из контура управления, либо ограничить его влияние на работу системы управления. Таковым является режим супервизорного управления, приведенный на рис. 6.2.
Рис. 6.2. АСУ ТП супервизорного управления
В этой системе управления при нормальной работе оператор ограничивается наблюдением за состоянием объекта управления. Оператор участвует в процессе управления при отказе технических средств (в первую очередь УВМ), при возникновении аварийных ситуаций и при переходах с одного режима работы на другой. Приведенные примеры показывают, что в АСУ ТП любой сложности, любого режима работы необходимо учитывать характеристики человека-оператора. Оптимизацией взаимодействия человека-оператора и технических средств занимается инженерная психология. Свойства системы управления определяются характеристиками входящих в них звеньев. Из всех характеристик человека-оператора наибольшее влияние на работу системы управления оказывают динамические свойства оператора. В случае одноконтурной системы управления динамические свойства системы определяются временем полного цикла управления tц.у (временем прохождения сигнала по контуру человек-машина) , (6.1)
где ti – время задержки сигнала в i-м машинном звене системы; n – общее количество машинных звеньев; tоп – время задержки сигнала оператором от момента поступления сигнала до ответа. Значение tоп лежит в пределах 100÷500 мс и, как правило, существенно превышает суммарное время задержки в машинных звеньях. Время tоп складывается: § из латентного периода реакции tл, т. е. времени от момента появления сигнала до начала ответной реакции (движения человека‑оператора); § времени моторного компонента tм, т. е. длительности ответного движения. Таким образом, запаздывание, вносимое оператором в цепь управления, намного превосходит запаздывание в машинной части системы управления и является определяющим для оценки результирующего запаздывания в системе управления. Оператору как звену системы управления присуще прежде всего чистое (латентное) запаздывание. Поэтому оператор описывается передаточной функцией вида
(6.2)
и уравнением вида
. (6.3)
Время чистого запаздывания τ в основном зависит от латентного периода, который в свою очередь определяется как характеристиками анализаторов (органов чувств) человека, так и интенсивностью возбуждения (значением входного сигнала xвх). Причем, чем больше xвх, тем меньше tл. Это говорит о том, что человек‑оператор является нелинейным звеном системы управления. С увеличением интенсивности возбуждения возрастают также скорость и ускорение ответного движения, т. е. сокращается время моторного компонента tм. Зависимость времени реакции человека tр от интенсивности сигнала выражается соотношением
, (6.4)
где а – переменная часть времени реакции; i – интенсивность сигнала-раздражителя; n – величина, зависящая от конкретных характеристик сигналов и условий эксперимента; tмин – минимальное время реакции в оптимальных условиях. В отличие от машинных звеньев, реализующих, как правило, определенный (жесткий) алгоритм преобразования сигналов, человек-оператор способен обучиться разработанным реакциям на полученные сигналы, корректировать свои действия по скорости изменения сигнала, дозировать свои действия пропорционально значениям сигналов или осуществлять некоторые нелинейные преобразования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |