Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качество и количество в психологии



2018-07-06 440 Обсуждений (0)
Качество и количество в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРИЯ ПОЛЯ

В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

С.-Пб. «РЕЧЬ», 2000

 

I. ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ПРОГРЕСС В ПСИХОЛОГИИ (1940) 1

II. КОНСТРУКТЫ В ТЕОРИИ ПОЛЯ (1944) 4

Качество и количество в психологии. 4

Повседневные понятия и научные конструкты.. 5

Что «есть» фрустрация?. 6

Концептуальные размерности психологических конструктор. 8

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПОЛЯ В ДАННОЕ ВРЕМЯ» (1943) 9

Психологическая экология. 9

I. ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ПРОГРЕСС В ПСИХОЛОГИИ
(1940)

Стр.46–59

<…>

 

VII

Что достигнуто в отношении представления психологических зависимостей посредством топологических и векторных понятий и каковы должны быть новые цели? Если мне будет позволено высказать свое собственное мнение по этому вопросу, ответ на который, разумеется, будет дан надлежащим образом только будущим развитием психологии, я бы подчеркнул следующие моменты.

1. Возможности теории поля в сфере деятельности, эмоций и личности твердо установлены. Основные утверждения теории поля состоят в том, что (а) поведение нужно выводить из совокупности сосуществующих фактов, (б) эти сосуществующие факты имеют характер «динамического поля» постольку, поскольку состояние любой части этого поля зависит от любой другой части поля. Суждение (а) включает утверждение, что в психологии мы тоже должны иметь дело со множеством, взаимосвязи которого не могут быть представлены без понятия пространства <…>. Фактически, все психологические школы косвенно соглашаются с этим утверждением, используя понятия вроде приближения или удаления, социальной позиции и так далее в своих описаниях. Все больше признается, хотя все еще есть некоторые исключения, что пространственные отношения психологических данных не могут быть адекватно представлены посредством физического пространства, но должны рассматриваться, по крайней мере до поры до времени, как психологическое пространство. Общепризнано, что это «жизненное пространство» включает человека и психологическую окружающую среду.

В отношении суждения (б) ситуация сходная. Даже теории, первоначально основанные на согласовании отдельных стимулов с отдельными реакциями, развились в направлении, которое приводит их по меньшей мере очень близко к (б). Хорошим примером для этого является теория Халла, которая соотносит реакцию не с отдельным стимулом, как, например, оптический, но с «паттерном стимулов», который включает стимулы цели и побуждения. В принципе, общепризнано, что поведение (В) есть функция человека (P) и среды (E): В = F (Р,Е) — g что Р и Е в этой формуле — взаимозависимые переменные.

2. Первое условие для научного представления психологического поля — это нахождение геометрии, подходящей для того, чтобы представлять пространственные отношения психологических фактов. Мы знаем из истории физики, что эмпирическое пространство может быть представлено различными геометриями: сначала физика использовала евклидову, позднее риманову геометрию. Можно ожидать, что для психологии тоже может оказаться полезной более чем одна геометрия. Сегодня нас удовлетворит использование по крайней мере одной геометрии, которая позволяет сделать математическое толкование терминов вроде «приближение» и «удаление», не теряя психологического смысла. Предполагается, что такой геометрией будет годологическое пространство (Kurt Lewin: The conceptual representation and the measurement of psychological forces, Contr. Psycho!. Theor., 1938, 1, No. 4, Duke University Press.). Годологическое пространство — это ограниченно структурированное пространство, то есть его части не бесконечно делимы, но состоят из определенных единиц или областей. Направление и расстояние определяются с помощью «обособленных путей», которые можно легко согласовать с психологическим передвижением. Такая геометрия позволяет делать адекватное представление пошагового характера большей части психологических процессов. Кроме того, она позволяет дать адекватный ответ на озадачивающую необходимость приписывать различные психологические направления передвижениям в одном и том же физическом направлении, если цель

этих передвижений другая. Это особенно важно для проблемы обходного пути. Годологическое пространство позволяет описывать структурные отношения в человеке, так же как и в его психологической среде. Например, таким образом может быть определена степень дифференциации человека и периферические и центральные слои. Годологическое пространство не менее полезно для описания структуры групп и их изменений. Его самая большая ценность, однако, становится очевидна, когда мы имеем дело с проблемами динамики.

3. В течение второй половины прошлого века развитие динамических понятий в научной психологии определялось страхом соскользнуть в «метафизику-телеологии». Идея о том, что не будущее,

а прошлое нужно считать «причиной» поведения, была одним из главных мотивов при создании ассоцианизма. В то время все связанное с понятием направления считалось принадлежащим телеологическому подходу. Понятие цели было подозрительным и подлежало замене чем-то, что не предполагало понятие направления. Другими аспектами телеологии, на которые смотрели с не меньшим подозрением, были: «предвидение», которое позволяет избежать препятствия, и «сознание», которое учитывает общую обстановку. Ассоцианизм должен быть «слеп» и основан исключительно на прошлом (это означало, что теория ассоциации должна была основываться на понятии повторения),

Конечно, факты целей, потребностей и воли были слишком важны, чтобы просто игнорировать их. Когда психология околдована дихотомией «телеология» или «причинная обусловленность прошлым», для тех психологов, которые были убеждены в важности поиска цели и направленности, по-видимому, больше ничего не остается, как обратиться к определенной телеологической теории. Мак-Дугалл — классический представитель этого подхода. Ассоцианисты тоже не могли совершенно игнорировать целенаправленное и осмысленное поведение. Они пытались включить цели, намерения и волю в систему, и интересно посмотреть, как при этом изменился характер ассоцианистской теории. Закон эффекта Торндайка и понятие determinierende Tendenz Аха приписывают тем типам повторения, которые связаны с известными аспектами цели (достижение цели или образование намерения), с созданием особенно сильных ассоциаций. Халл признавал важность целей и потребностей, включая стимулы целей и потребностей как важные элементы в те «паттерны стимула», которые считаются причиной реакции. На теорию ассоцианизма (условный рефлекс) все больше оказывала влияние попытка получить направленную деятельность, не допуская существования направленных динамических факторов.

Согласно теории поля, поведение не зависит ни от прошлого, ни от будущего, но зависит от существующего в настоящий момент поля; (Это настоящее поле имеет определенную временную глубину. Оно включает «психологическое прошлое», «психологическое настоящее» и «психологическое будущее», которые составляют одно из измерений жизненного пространства, существующего в данный момент времени.) Это противоположно как убеждению телеологии, что будущее является причиной поведения, так и убеждению ассоцианизма, что прошлое есть причина поведения. Более того, ошибочно считать предположение о направленных факторах характерным для телеологии. Каузальные объяснения в физике безусловно не избегают таких предположений: физическая сила — это направленная реальность, вектор. Психология тоже ни в коем случае не становится метафизической,

обращаясь к таким конструктам векторного характера, как психологические силы. Это позволяет начать прямое наступление на проблемы направленного действия. Вдобавок с помощью определения направления с точки зрения годологического пространства возможно адекватное представление того, что имело смысл в некоторых других утверждениях телеологии. Приводящая в замешательство связь между знанием и динамикой, которая имела мистический характер в телеологии, делается понятной по крайней мере в одном существенном моменте: становится ясно, почему недостаток знания имеет эффект барьера. Таинственная способность животных прокладывать обходные пути может быть рационально связана с тем фактом, что равновесие в годологическом пространстве зависит от совокупности связей в поле.

4. Я полагаю, что множество психологических процессов можно исследовать сравнительно адекватно с помощью наличных концептуальных средств <…>. Сюда входят основные характеристики потребностей и различные способы их удовлетворения, включая замещение. Может быть измерена замещающая ценность одной деятельности для другой, и могут быть выведены общие условия для замещающей ценности. Замещение затрагивает фундаментальные проблемы постановки новых целей и уровня притязаний. В этой области важный шаг вперед был сделан, когда была установлена несколько парадоксальная тенденция предпочитать трудные цели легким (тенденция, которая кажется противоречащей «закону экономии»). Мы уже упоминали, что можно подступиться ко многим проблемам, связанным с процессом стремления к данной цели, в частности к связи между когнитивной структурой (научение, инсайт, обходной путь) и направлением и мощностью психологических сил. То же самое верно в отношении многих проблем, связанных с конфликтными ситуациями. Можно специально упомянуть трактовку проблем атмосфер. Можно установить воздействие давления разных степеней на степень кратковременной дифференциации личности. Предсказания, касающиеся влияния фрустрации на продуктивность и регрессию, были подтверждены экспериментом. Была измерена степень жесткости или динамической связи между подчастями личности (один из основных факторов в личности, кроме степени ее дифференциации). Наконец один результат, который кажется мне очень важным: стала измеримой, по крайней мере в некоторых случаях, величина тех областей, которые в данный момент времени имеют характер недифференцированных единиц в жизненном пространстве <…>. Был подтвержден ряд предсказаний о влиянии размера этих единиц на поведение животного <…>.

Что касается следующих задач, надеемся, что скоро будет достигнуто количественное измерение психологических сил. Это даст ответ на вопрос о законах соединения сил (результирующих сил) и помощь в измерении напряжения. Одна из областей, которая наиболее настоятельно требует улучшения, — это область социальной психологии. На мой взгляд, сегодня можно определить группы и групповые цели операционально и с помощью упоминавшихся типов конструктов. С их помощью были сделаны и экспериментально подтверждены предсказания о влиянии определенных соииальных атмосфер на жизнь группы. Тем не менее ряд основных конструктов в социальной психологии, включая конструкт индуцирующих полей (энергетические поля), требует уточнения.

Прогресс, в настоящее время достигнутый в концептуальном развитии психологии, служит основанием для большого оптимизма. Идея, что такие феномены, как надежда или дружба, могут когда-либо быть представлены геометрическими или другими математическими понятиями, несколько лет назад показалась бы сверх всяких реалистических ожиданий. Сегодня такое представление возможно и очень помогает, когда имеешь дело с этими феноменами. Я не сомневаюсь, что понятия топологии и годологического пространства или понятия сходной природы окажутся плодотворными для представления и предсказания в каждой области психологии. С другой стороны, один из самых важных факторов для устойчивого прогресса в любой науке – это здравый смысл при принятии решения, к каким проблемам можно подступиться, а какие лучше отложить, пока не будет достигнуто более зрелое состояние этой науки.

 

II. КОНСТРУКТЫ В ТЕОРИИ ПОЛЯ
(1944)

Качество и количество в психологии

Еще со времен Вебера и Фехнера в психологии была тенденция к переводу в количественную форму и математизации. Эта тенденция становится все сильнее. Однако было много споров о том, как можно достичь математизации. Вначале было много возражений в «принципе», что психология — это качественная наука и что количественное представление должно быть ограничено узкой областью психологии восприятия. Сегодня признается, что ранее исключавшиеся области, такие, как психология мотивации, тоже должны рассматриваться математически.

Э. Кассирер (Е. Cassirer: Substanzbergriff und Funktionbegriff, Untersuchungen über die Grundpagen der Erkenntniskritik (Berlin: В. Cassirer, 1910).) дал детальное историческое описание расхождений во мнениях между количественным и качественным подходами в развитии физики и химии. Некоторые из сегодняшних теоретических проблем в психологии демонстрируют большое методологическое сходство с этими расхождениями, хотя исторически их разделяют века. Согласно Кассиреру, основная идея, которая привела к разрешению этих споров в самой математике и в математической обработке физических данных, была следующая: качественный и количественный подходы — не противоположности, но необходимые дополнения друг для друга.

Кассирер снова и снова указывает, что математизация не тождественна количественному представлению. Математика имеет дело с количеством и качеством. Это особенно очевидно в тех отраслях геометрии, которые делают не количественные, но все же математически «точные» утверждения относительно положения и других геометрических отношений.

Психология могла бы много выиграть, если бы она больше осознавала тот факт„что математика в состоянии решать качественные и количественные проблемы. То, что правильный качественный анализ является необходимым условием для адекватной количественной обработки, вполне признается в психологической статистике. Что кажется менее ясным, так это то, что к самим качественным различиям можно и нужно подходить математически.

Психологи, которые думают на языке теории поля, и те, кто думает на языке стимула-реакции, сопташаются, что в психологических объяснениях должны использоваться «конструкты» и что психологическая теория должна быть по сути математической. Все же, по-видимому, существуют различия в отношении того, что означает математизация и как идти вперед в разработке теорий.

Мы можем использовать в качестве примера концептуальную разработку проблемы фрустрации.



2018-07-06 440 Обсуждений (0)
Качество и количество в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качество и количество в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)