Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

(бакалаврская работа)

 

на тему: «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи»

Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Направленность программы Логопедия

 

Студент _________ _________ А.М. Зелепукина

 

(подпись) (дата)

Оригинальность текста – _____ %

Руководитель отдела ЦМКПО _________ _________ Л.М. Шишлянникова

(подпись) (дата)

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой _________ _________ Л.А. Тишина

(подпись) (дата)

 

Руководитель _________ _________ В.П. Козырева

(подпись) (дата)

 

Рецензент _________ _________ Е.В. Подвальная

(подпись) (дата)

 

Печатная версия ВКР соответствует цифровой ___________________(А.М. Зелепукина)

 

ВКР (в формате adobe PDF) принята
для размещения в электронной библиотеке ________________________________ (А.С. Альбов)

(подпись ответственного по кафедре за размещение ВКР в ЭБ)

 

 

Москва, 2018

 

 

Введение

Среди разнообразных предпосылок к овладению процессом письма, мы более подробно решили остановиться на изучении оптико-пространственных представлений.

Оптико-пространственные представления играют большую роль в формировании и осуществлении всех высших психических функций. Формирование речевых функций, счётных операций, чтения и письма, конструктивного мышления обеспечивается благодаря полноценному развитию пространственных представлений. Наталья Яковлевна Семаго [50] указывает на то, что являясь одной из главных составляющих познавательной деятельности, пространственные представления и их сформированность имеют большое значение для полноценного развития ребёнка, и являются базой для усвоения школьных знаний и навыков. В свою очередь, нарушения пространственных представлений в онтогенезе могут затруднять формирование высших психических функций и препятствовать ходу нормального развития личности ребёнка в целом.

Пространственные представления определяются как представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов, а именно: величина, форма, месторасположение, движение. Они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. В свою очередь, от самих предметов, а также от задач деятельности, реализуемых индивидуумом, зависит уровень обобщенности и схематизации пространственного образа.

 

Актуальность рассмотрения вопроса об изучении пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, который обеспечивает развитие всех сторон личности ребёнка, раскрытие и реализацию его способностей.

Сусанна Яковлевна Рубинштейн говорила о том, что обучение является средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает успешно, если основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий. Лев Семёнович Выготский считал, что речь является способом формирования и формулирования мысли, является средством сообщения и социальной связи воздействия на окружающих [13,66]. Следовательно, процесс формирования оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка.

 

В своем исследовании нами были использованы работы психологов, которые занимались исследованием проблемы развития пространственных представлений у детей, Василия Васильевича Давыдова, Александра Владимировича Запорожца, Владимира Петровича Зинченко, Натальи Яковлевны Семаго, Михаила Михайловича Семаго [7,10,12,14,16,17,18,20,21,23,28,30,31,32,38,41,42,46,48,49,50,54,58].

Объект исследования -нарушение оптико-пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования - особенности оптико-пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.

Цель- изучить оптико-пространственные представления у старших дошкольников с нарушениями речи.

Задачи:

 

1. Изучить научную психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме.

2. Подобрать диагностический материал.

3. Изучить пространственные представления у старших дошкольников с нарушениями речи.

4. Подобрать материал для профилактики оптической дисграфии, которая может возникнуть из-за нарушения оптико-пространственных представлений.

 

Гипотеза - предположение о том, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы оптико-пространственные представления, что в свою очередь может привести в дальнейшем к возникновению оптической дисграфии.

Методы исследования:

· теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);

· организационные (сравнительный, комплексный);

· эмпирические (констатирующий эксперимент);

· статистические (количественный и качественный анализ, обработка полученных данных, обобщение результатов исследования).

Структура выпускной квалификационной работы:

Выпускная квалификационная работа на тему: «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи» состоит из:

1. Введения, в котором обосновывается актуальность проблемы, формулируется предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, а также методы исследования.

2. Главы I, в которой описываются теоретические основы формирования оптико-пространственных представлений у дошкольников в норме и предпосылки к возникновению оптической дисграфии.

3. Главы II, в которой описывается исследование особенностей оптико-пространственных представлений у старших дошкольников.

4. Главы III, в которой предложена методика по профилактике оптической дисграфии у детей с нарушениями речи.

5.Заключения, в котором сформированы основные выводы и обобщение проделанной работы.

6. Списка литературы, который включает источников.

7. Приложения.

 

Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Теоретические основы формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)