Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов констатирующего эксперимента



2018-07-06 483 Обсуждений (0)
Анализ результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




В последнее время часто задаётся вопрос: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?»

Такие проблемы часто встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии (нарушения письма).

Если ребёнок дошкольного возраста, до момента начала обучения грамоте, не приобрёл умения сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.

Так же зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Проблема «зеркального» письма требует своевременной коррекции. Помочь ребенку в этом может не только учитель, но и родители.

 

Исходя из результатов проб, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с нарушениями речи нарушены пространственные отношения (средний уровень развития).

Нарушение пространственных отношений в дошкольном возрасте в дальнейшем ведёт к нарушению письма и чтения в период школьного обучения. Раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) играет важную роль в жизни ребёнка, так как письмо и чтение стимулируют психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо проведение работы по устранению нарушения пространственных отношений и проведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма.

Для этой работы можно использовать следующие упражнения: «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок», «Нарисуй дорожку» (совершенствование пространственных ориентировок); «Необычный конструктор», моделирование букв из палочек (развитие конструктивного праксиса); «Угадай, какая буква?», «Нахождение букв в геометрических фигурах».

 

Выводы ко II главе

Глава III.

Теоретическое обоснование методики

3.2.

Выводы к III главе

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам нарушения пространственных отношений определил важное значение сформированных пространственных отношений у дошкольников.

Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве.

Воспользовавшись пробой Хэда и пробой «Зеркальные буквы», мы сумели доказать выдвинутую гипотезу о том, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы пространственные отношения.

У детей с нарушением речи затруднено формирование пространственной ориентировки, что в свою очередь оказывает влияние на формирование нарушений письменной речи.

Раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) играет важную роль в жизни ребёнка, так как письмо и чтение стимулируют психическое развитие, обеспечивают общеобразовательную подготовку, влияют на формирование личности.

Необходимо проведение работы по устранению нарушения пространственных отношений и проведение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма.

Для этой работы можно использовать специальные упражнения.

 

Проведенное исследование литературных источников по проблеме, а также экспериментальное изучение оптико-пространственных представлений, позволило выявить особенности формирования исследуемых функций у детей старшего дошкольного с нормальным речевым и психическим развитием.

Пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (В.И. Лубовский[11], А.Р. Лурия[12], Э.Г. Симерницкая [25] и другие). Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Все испытуемые справились с заданиями на исследование предметного гнозиса. Средний балл по группе – 2,8, дети допускали лишь единичные ошибки, и при этом имела место самокоррекция.

При исследовании пространственного праксиса испытуемые справились с заданиями в полном объёме. Средний балл выполнения заданий по группе составил 2,9 балла.

При исследовании конструктивного праксиса, средний балл по группе составил 2,9 балла, некоторые затруднение вызвало задание, в котором предлагалось выложить рисунок из палочек по образцу, некоторые испытуемые забывали 1-2 палочки, некоторые детей даже после указания на ошибку не смогли её исправить.

Таким образом, проведенное изучение оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста практически не выявило наличие нарушений предметного гнозиса, пространственного и конструктивного праксиса.

Незначительные нарушения, могут быть уточнены в результате коррекционной работы, основанной на результатах проведённого исследования.

Своевременное определение недоразвития оптико-пространственного гнозиса в дошкольном возрасте у детей, возможности коррекции отклонений в развитии этого психического процесса и речи тесно связаны с проведением качественного и количественного анализа особенностей развития оптико-пространственных функций у дошкольников.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)

2. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.

3. Ахутина Т.В. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с ЗПР // Школьный психолог. 2002.№18.

4. Бабаева Т.И. Ушкольного порога.- М.: Пр.,2004г.-128с

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2006. - 304 с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981.

7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994

8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.

9. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994

10. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология.-М.: Просвещение, 1988

11. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.

12. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2011.

13. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.

15. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035

16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2007.

17. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М.: МГОПУ, 1996.

18. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР//Дефектология, № 6, 1986.

19. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991

20. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994.

21. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРДЛТД, 2005.

22. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. Т. 1. - С. 91-99.

23. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.

24. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. - 72 с.

25. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1996.

26. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

27. Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2007

28. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001.

29. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.

30. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 2010.

31. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1983.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

33. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.

34. Люблинская А. А. Детская психология. - М .: Высшая школа, 1974. - С. 114-153.

35. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. №3, Том 4.

36. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. -–М.:Пр.,1992г.-94с.

37. Моргачёва И. Пространственные представления. Издательство. Детство-Пресс., 2009.

38. Немов Р.С Психология. В 3т. Т.2 -М.: Просвещение, Владос, 1995.

39. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с

40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2000г.-448с.

41. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

42. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е Левиной. М.: Просвещение, 2000

43. Парамонова Л.А. Пространственные представления и восприятия . 4-е изд.; М., 2007.

44. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.

45. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.

46. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.

47. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,2002.

49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2014.

50. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.

51. Семенович А.В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. –М., 2008.

52. Симанова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами. – «Дефектология», №4, 1981.

53. Симановский А.Э.. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 2012.

54. Сиротюк А. Плоды просвещения// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 7.

55. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.

56. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 2008г.-110с.

57. Умственное воспитание дошкольников./Под.ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1972г.-288с.

58. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: 2003.

59. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2011.

60. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -- М.: Знание, 2010. - 80 с.

61. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: автореферат, - М., 2005.

62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2007.

63. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . – 65 с.

64. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2015. -75 с.

65. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.

66. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20.

67. Эльконин Д.Б. Периодизация развития. – М., 2016

68. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 2009.

 

Приложение



2018-07-06 483 Обсуждений (0)
Анализ результатов констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)