Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСТРОЙКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ НУЖД ФРОНТА



2018-07-06 352 Обсуждений (0)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСТРОЙКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ НУЖД ФРОНТА 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ

ВВЕДЕНИЕ_ 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСТРОЙКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ НУЖД ФРОНТА_ 19

ГЛАВА ВТОРАЯ. БОРЬБА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1943-1945 ГГ. 54

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ В МАШИНОСТРОЕНИИ СССР В 1941-1945 ГГ. 93

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РОСТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ_ 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 168

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, была самым крупным военным столкновением социализма с ударными силами империализма. Одержав победу в тяжелой борьбе с агрессорами, советские люди не только отстояли честь, свободу и независимость первого в мире социалистического государства, но и спасли будущее всей мировой цивилизации.

"Огромный и неослабевающий интерес к событиям прошедшей войны и ее урокам объясняется прежде всего тем, что они не потеряли своего значения и в настоящее время. Изучение и правдивое освещение их позволяет более правильно понимать и решать многие политические, экономические, идеологические и другие важные проблемы современности"1, - отмечалось на научной конференции, посвященной 40-летию начала Великой Отечественной войны.

Важнейшим фактором достижения победы было единство, монолитность фронта и тыла. Подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, которые своим самоотверженным трудом вместе с воинами Вооруженных Сил ковали победу над врагом, получил высокую оценку в документах Коммунистической партии и Советского правительства, в частности в специальном постановлении ЦК КПСС от 29 января 1975 г. "О 30-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов"2.

Всестороннее исследование героической деятельности тружеников тыла по созданию надежной материально-технической базы, обеспечившей Красную Армию всем необходимым,- важная проблема, на актуальность которой неоднократно обращала внимание научная общественность3. Исследователями уже сделано немало по изучению этой проблемы4. В период с 1976 по 1980 г. из 3900 изданных книг, брошюр, журнальных научных статей и рецензий, сборников документов, различных воспоминаний и очерков о Великой Отечественной войне литература о советском тыле составляла 27,8%5.

В числе тем истории тыла ведущее место занимают вопросы индустрии и рабочего класса, которому принадлежит [3] решающая роль в достижении военной и экономической победы над врагом. 1941-1945 гг. занимают особое место в жизни рабочего класса. Они насыщены бессмертными подвигами рабочих-воинов и рабочих-создателей боевой техники, вооружения, добывающих уголь, плавящих металл, изготовляющих станки, оборудование, одежду и обувь. Рабочий класс - ведущая сила социалистического общества - в годы суровых испытаний проявил свои лучшие качества: мужество и организованность, сплоченность высокое классовое сознание. Во главе с Коммунистической партией он шел в авангарде сражения с фашизмом - злейшим врагом свободолюбивых народов. С особой силой развернулась его трудовая и общественно-политическая активность.

В борьбе за свободу и независимость социалистической Родины огромную роль играли все отраслевые отряды рабочего класса СССР и производственные трудовые коллективы. Немалый вклад в победу над гитлеровскими захватчиками внесли машиностроители - один из высококвалифицированных его отрядов.

Фундамент победы в Великой Отечественной войне был заложен еще в годы довоенных пятилеток. Трудящиеся сыграли решающую роль в построении новой, социалистической экономики, техническом перевооружении всего народного хозяйства. Советский Союз, превратившись в одну из крупнейших индустриальных стран мира, достиг технико-экономической независимости. Эти успехи самым тесным образом были связаны с достижениями отечественного машиностроения, являющегося ядром социалистической индустрии, основой укрепления экономической мощи и обороноспособности страны.

В экономической и научно-технической политике Коммунистической партией и Советским правительством последовательно и неуклонно проводилась линия на первостепенное развитие отраслей машиностроения. В период индустриализации, которая осуществлялась в кратчайший исторический срок, было создано отечественное станкостроение, значительно развернуто тяжелое и среднее машиностроение, т. е. подразделения, которые являются стержневыми в машиностроении.

Эта отрасль занимала первое место среди всех подразделений тяжелой промышленности по удельному весу капиталовложений. Например, во второй пятилетке на ее долю приходилось 29,5%, в третьей - 33,5% всех капитальных затрат. Ассигнования на развитие машиностроения соответственно возросли с 1879 млн. руб. до 2083 млн.6[4] Рабочие, обладавшие высокой профессиональной подготовкой и общей культурой, создавали необходимые средства производства - станки и автомобили, сложные агрегаты для промышленности и транспорта, технику для села, инструменты и шарикоподшипники. Эта базовая отрасль индустрии в наибольшей степени определяла технический прогресс во всем народном хозяйстве. За период с 1932 по 1940 г. парк металлорежущих станков в промышленности Советского Союза увеличился почти в четыре раза и был обновлен на две трети7. Это было серьезным завоеванием нового общественного строя, результатом самоотверженного труда рабочих, инженерно-технической интеллигенции. Изделия советского машиностроения успешно конкурировали с продукцией передовых капиталистических стран.

Отличительными чертами отрасли являются высокий технический уровень производства и большие потенциальные возможности для удовлетворения важнейших запросов Красной Армии.

В условиях Великой Отечественной войны полностью сохранило свою силу указание В. И. Ленина о том, что победа "требует гигантской энергии, самодеятельности именно рабочих ...именно пролетарской массы, и в первую голову тех рабочих, которые близко стоят к отраслям промышленности, связанным с обороной"8. Машиностроители - та часть рабочего класса, которая переключилась на обслуживание нужд фронта с первых дней войны.

Выбор для исследования крупного отряда промышленных рабочих станкостроения, тяжелого и среднего машиностроения не случаен. Эти подразделения, включающие комплекс предприятий с разнообразным первоклассным оборудованием, занимали важное место в военной экономике СССР. Перевод гражданского машиностроения на выполнение оборонных заказов потребовал серьезных изменений в технологических и трудовых процессах, быстрого внедрения достижений научно-технического прогресса в практику. Но несмотря на неблагоприятную обстановку, крайне ограниченные возможности, работники станкоинструментальной, котлотурбинной, автомобильной, тракторной, подшипниковой промышленности, проявляя оперативность и деловитость, показали пример успешной мобилизации внутренних резервов для удовлетворения потребностей фронта и тыла.

Они, как и миллионы безгранично преданных Родине советских людей, трудились героически. Выполняли [5] повышенные срочные программы с сокращенным числом персонала, в обновленном составе, подчинив свою деятельность лозунгу "Все для фронта, все для победы!". Вместе с тем в их самоотверженном труде по оказанию помощи сражающейся армии, другим отрядам рабочего класса, освобожденным районам, а также в решении проблемы кадров имелись особенности, связанные со спецификой и сложностью производства, географией размещения предприятий, частичной реорганизацией аппарата управления и т. д.

В трудовых коллективах - основных ячейках социалистического общества - шла внутренняя перестройка человека, его сознания. Совершенствовались и обогащались новыми качествами принципы коллективизма, взаимопомощи, славные, исторически сложившиеся традиции рабочего класса. В формировании индивидуального и общественного сознания, мобилизации духовных сил народа на разгром врага велика заслуга первичных партийных организаций.

Еще на заре рождения нашей партии В. И. Ленин писал: "...вся главная сила движения - в организованности рабочих на крупных заводах, ибо крупные заводы (и фабрики) включают в себя не только преобладающую по численности, но еще более преобладающую по влиянию, развитию, способности ее к борьбе часть всего рабочего класса. Каждый завод должен быть нашей крепостью"9.

Сконцентрированные на крупных предприятиях машиностроители, их славный авангард - коммунисты проводили на фронт тысячи своих товарищей, добровольно создавали боевые резервы, не раз выступали инициаторами различных патриотических начинаний в тылу. На их призывы откликались шахтеры, металлурги, строители. Их положительный опыт в развитии движения комсомольско-молодежных фронтовых бригад, разработке и применении поточных методов производства стал достоянием многих предприятий страны.

Изучение и обобщение опыта деятельности ведущего отряда рабочего класса СССР в 1941-1945 гг. имеют большое значение для воссоздания более полной картины бессмертного подвига народа нашей страны в суровое военное время, способствуют воспитанию масс, прежде всего молодежи, в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма. В материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, давшего глубокий и принципиальный анализ состояния дел на идеологическом фронте, указано на необходимость дальнейшего улучшения военно-патриотического [6] воспитания подрастающего поколения с учетом опасного развития международной обстановки10.

Однако в литературе, посвященной изучению развития промышленности, трудовому подвигу рабочего класса, который напряженным трудом укреплял экономическую базу и с оружием в руках отстаивал завоевания Великого Октября, роль машиностроителей в достижении победы освещена еще недостаточно.

Временем становления советской историографии рабочего класса и промышленности СССР периода Великой Отечественной войны явились военные годы. Тогда начали издаваться статьи видных экономистов, руководителей наркоматов, ученых, передовиков производства. Таковы работы А. Д. Курского, Б. М. Сухаревского, А. И. Ефремова, Д. Ф. Устинова, П. К. Спехова и др. Подробный анализ литературы по указанной проблеме, опубликованной в 40-70-е годы, дан в специальных историографических обзорах11и во введении крупных монографий А. В. Митрофановой, Г. Г. Морехиной, Г. А. Докучаева и других авторов12.

Несмотря на то, что в первых изданиях оценки явлений порой носили неполный характер, в них содержатся ценные факты, интересный материал о трудовых буднях рабочего класса в 1941-1945 гг.

В первое послевоенное десятилетие, когда расширилась источниковая база, изучение истории Великой Отечественной войны, в том числе и рассматриваемой проблемы, приняло более широкий размах. Всего за этот период было опубликовано около 1200 книг, брошюр и журнальных статей. Из них - 14 трудов обобщающего характера, 50 - по экономике страны, 50 - о деятельности Коммунистической партии, остальные - о боевых действиях Красной Армии и партизан13. Однако в работах еще не были прослежены сложные процессы, происходившие в различных отраслях народного хозяйства, в рядах промышленных рабочих.

В 1947 г. вышла из печати монография заместителя председателя Совнаркома СССР, академика Н. А. Вознесенского14, в которой была дана обстоятельная характеристика развития ведущих отраслей экономики, убедительно раскрыты преимущества социалистической плановой системы хозяйства, приведены ценные статистические материалы об изменениях в численности и составе рабочего класса Советского государства. В разделах, посвященных положению в индустрии, мы находим оценку работы машиностроения в целом. Автор показал роль и место машиностроения и [7] металлообработки в процессе перевода промышленности на военные рельсы и привел сведения о новом размещении станкостроения, указал на изменения структуры советской машиностроительной промышленности. Оценки, выводы и конкретные данные, введенные в научный оборот Н. А. Вознесенским, взяты на вооружение исследователями, занимающимися изучением истории трудового подвига рабочего класса в период борьбы с фашизмом.

К числу изданных в 50-е годы публикаций, посвященных героическим свершениям советского народа в Великой Отечественной войне, относится книга Е. И. Солдатенко15. В специальной главе этой книги отражен вклад рабочего класса в экономическую победу Советского Союза над гитлеровским блоком.

Большое значение для разработки проблем тыла имел выход в свет обобщающих коллективных трудов по истории Великой Отечественной войны16, истории второй мировой войны17. В них наряду с освещением хода боевых действий, показом политической и общественной жизни советского государства в хронологической последовательности исследуется деятельность тыла, в том числе: промышленности, главным образом отраслей тяжелой и оборонной индустрии; сельского хозяйства; транспорта. В этих комплексных трудах использован большой новый документальный материал, приведены важнейшие решения Центрального Комитета ВКП(б), Государственного Комитета Обороны, Совнаркома СССР по работе тыла и отдельных его звеньев.

Многогранная деятельность Коммунистической партии по мобилизации материальных и духовных сил народа на разгром агрессора глубоко проанализирована в первой книге пятого тома "Истории Коммунистической партии Советского Союза"18. В ней подчеркнуто особое значение машиностроения для быстрого и эффективного перевода народного хозяйства на военные рельсы. Авторы тома показали методы партийного руководства территориальными и первичными организациями, составляющими основу партии, назвали численность коммунистов в важнейших отраслях индустрии. В книге раскрыты также вопросы идейно-политического воспитания масс, всенародной помощи Красной Армии, имеющие прямое отношение к рассматриваемой нами теме19.

Фундаментальные издания о минувшей войне обогатили науку новыми статистическими и фактическими сведениями, более обстоятельными оценками роли тыла и рабочего класса в разгроме наиболее реакционных сил мирового империализма - германского фашизма и японского милитаризма.[8] Вопросы развития производительных сил СССР в период войны, отдельных отраслей экономики освещены в работах экономистов Г. С. Кравченко, Я. Е. Чадаева, Н. К. Байбакова, Г. М. Сорокина, вышедших в 60-70-е годы20, а также авторами коллективных трудов Института экономики АН СССР21. Они показали усилия партии и правительства по подготовке хозяйственной устойчивости страны в военное время, привели сводные цифровые данные, которые широко используются исследователями.

Известное внимание уделили авторы освещению деятельности машиностроения. Так, в трудах Г. С. Кравченко предпринята попытка проанализировать гражданское производство. Им частично рассмотрены вопросы: перестройки на нужды фронта тяжелого машиностроения, автомобилестроения, станкостроения; специфики этого сложного процесса в гражданских подразделениях. Автором дана динамика развития производства по годам, месяцам, по крупным регионам страны. Выводы подтверждаются интересными таблицами.

В коллективной монографии "Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и в пятом томе "Истории социалистической экономики СССР" имеются специальные разделы о состоянии основных отраслей индустрии и промышленности союзных республик. В них в самом общем виде говорится об уровне машиностроительной базы СССР и основных тыловых районов, обеспечивающей народное хозяйство станками, прессами и другим оборудованием; прослеживаются сдвиги в географии отдельных отраслей и производств.

Интересный фактический материал и выводы содержат монографии ученых, посвященные трудовой и общественно-политической активности рабочего класса в 1941-1945 гг., выполненные на основе марксистско-ленинской методологии. В книгах А. В. Митрофановой22, проанализировавшей и обобщившей большое количество архивных документов и опубликованной литературы, раскрыты развитие основных отраслей советской промышленности, борьба трудящихся под руководством Коммунистической партии за создание прочного тыла на различных этапах войны. Ею наиболее полно по сравнению с предшествующими публикациями освещены вопросы перестройки гражданского машиностроения на нужды обороны, возрождения мирного производства, проблема кадров. Автором впервые привлечены материалы из фондов наркоматов станкостроения, тяжелого [9] и среднего машиностроения, включены в монографии параграфы о трудовом героизме машиностроителей.

Отдельные вопросы напряженной деятельности машиностроителей во имя победы, количественных и качественных сдвигов в их составе освещались В. Б. Тельпуховским, Г. Г. Морехиной, А. В. Смирновым, А. Ф. Васильевым23. В содержательных публикациях В. Б. Тельпуховского, использовавшего материалы единовременного учета рабочих по полу, возрасту, стажу, проводившегося в военное время, рассмотрена структура кадров системы Наркомтяжмаша и других наркоматов. Данные, полученные при исследовании отраслевых отрядов промышленных рабочих, помогают глубже осмыслить процесс развития единого целого - советского рабочего класса, показать коренные изменения в его облике в один из сложных моментов развития. В статье А. В. Смирнова обстоятельно проанализирован материал численности и состава персонала тяжелого машиностроения к концу войны.

В целях конкретно-исторического анализа состояния рабочего класса СССР в военный период исследователи стали больше концентрировать внимание не только на производственных процессах, но и на социальных аспектах. Для литературы 70-х годов характерно, что эти вопросы рассматривались комплексно, если даже объектом изучения являлась только промышленность или только рабочий класс. Важнейшие моменты деятельности тыла: перестройка промышленности на военный лад (в том числе ее гражданских направлений), подготовка квалифицированных кадров, возникновение новых отраслей машиностроения на востоке, массовый героизм многонационального, многоотраслевого советского рабочего класса - затрагиваются в изданиях, посвященных изучению роли отдельных республик, областей и экономических регионов в Великой Отечественной войне24.

Источниковая база этих публикаций довольно обширна. Авторы Н. И. Супруненко, Г. И. Олехнович, М. Р. Акулов, В. А. Ежов, А. Р. Дзенискевич, М. К. Козыбаев и другие привлекли новые интересные фактические и статистические материалы из различных центральных и местных архивных фондов, использовали документальные сборники, литературу и периодическую печать, повествующие о самоотверженном труде рабочего класса тыловых, прифронтовых и освобожденных районов.

В капитальных изданиях по истории Москвы и Ленинграда25- двух крупнейших машиностроительных центров - [10] отведено немало страниц освещению деятельности ведущих заводских коллективов, их творческой инициативе, участию в патриотическом движении помощи фронту и т. д. Авторы широко использовали работы своих предшественников, архивные источники, центральные и многотиражные газеты, а также свидетельства участников событий тех лет. Данные труды обогатили советскую историографию исследованием не только масштабных проблем войны, но и более узких и локальных. В книгах имеются данные по таким важным вопросам, как численность и состав кадров, итоги развития станкостроения, тяжелого и среднего машиностроения в центре и на северо-западе страны.

Довольно интенсивно исследовалась история индустрии и рабочего класса военных лет учеными Сибири, ставшей в период смертельной опасности одним из крупных арсеналов Вооруженных Сил СССР и игравшей заметную роль в производстве разнообразного оборудования, инструментов, шарикоподшипников для народного хозяйства, в снабжении населения продовольствием. Авторы в своих публикациях, раскрывающих вопросы перестройки жизни данного региона в связи с изменившейся обстановкой, размещения эвакуированных предприятий, установления новых кооперативных связей, отводят место анализу поотраслевого развития экономики. Г. А. Докучаев, И. И. Кузнецов затрагивают вопросы, мало разработанные в исторической литературе (например, технический прогресс в период войны, капитальное строительство), приводят новые данные о состоянии машиностроения региона. Правда, Г. А. Докучаев неточен при определении удельного веса Сибири в общесоюзном выпуске металлорежущих станков в 1945 г., указывая, что он равнялся 34%. Эта цифра завышена. Доля восточных районов в 1945 г. в общесоюзном производстве по данному виду продукции равнялась 24,5%26.

Специальная литература, посвященная трудовому подвигу машиностроителей, появилась в годы Великой Отечественной войны. Первые публикации, подготовленные работниками аппарата управления, учеными, были небольшими по объему и печатались главным образом в журналах "Плановое хозяйство", "Вестник машиностроения", "Станки и инструмент"27. Прежде всего следует выделить статьи наркома станкостроения А. И. Ефремова, наркома тяжелого машиностроения Н. С. Казакова, которые имеют большое научное и практическое значение. В них были проанализированы главные линии развития отраслей, раскрыты этапы, которые они прошли в период войны, показан опыт [11] организации производства и намечены ближайшие задачи. Руководители промышленности, высоко оценив вклад тружеников гражданского машиностроения в дело победы, перечислили важнейшие достижения коллективов, назвали имена лучших рабочих, конструкторов, директоров, удостоенных высоких правительственных наград. В этих изданиях содержится интересный статистический материал.

Авторы книг, посвященных чисто профессиональному изучению истории отраслей,- Л. А. Айзенштадт, С. А. Чихачев, К. И. Клименко, Я. С. Розенфельд и др., - рассматривая основные этапы развития гражданского машиностроения в нашей стране, кратко остановились на деятельности отраслевых отрядов рабочего класса по укреплению военно-экономического потенциала Советского Союза, показали важнейшие стороны этой деятельности и коренные преобразования, происшедшие в производстве и размещении отраслей в период войны28. Анализ документов подтверждает, что авторы выделили стержневые моменты.

Начиная со второй половины 50-х годов появились публикации в виде статей и брошюр историков С. Н. Нурмухамедова, В. Д. Меломуда, Н. П. Мышенцева (о вкладе машиностроителей в победу над фашистской Германией29), Т. Д. Шерстневой, Н. В. Карякина, Д. Н. Базилевича (о работе первичных партийных организаций в новых условиях30), E. А. Кияна, Л. Т. Прокофьевой, А. В. Дмитриева (о восстановлении разрушенных заводов, изменении численности и состава персонала31).

Имеется ряд небольших изданий В. Ф. Касьянова, Е. Н. Петрунина, Н. Н. Киселева по истории социалистического соревнования передовых отрядов станкостроителей и автомобилестроителей32.

Как положительный факт следует отметить появление книги К. Сапарбаева33- первого монографического исследования, посвященного деятельности тружеников машиностроения в годину великих испытаний. Правда, она ограничена рамками одной союзной республики - Казахстана. Привлекая документы центральных, а также местных архивов, автор попытался осветить вопросы, еще недостаточно изученные: деятельность партийных органов важнейшего тылового района по созданию машиностроительной базы, размещению эвакуированных заводов, формированию кадров отрасли. В специальные главы выделены вопросы организационной, политико-воспитательной работы в коллективах, а также их трудового подъема. Оценивая книгу в целом положительно, следует указать на отдельные [12] недочеты. Вызывает возражение утверждение автора о том, что "машиностроительные предприятия республики не испытывали острой нехватки" в рабочей силе (с. 55). Нужда в кадрах была острой в течение всей войны, что подтверждается архивными данными. К недостаткам книги следует отнести неполное использование трудов по проблемам советского тыла, неточное указание фамилий и имен исследователей (с. 137-141).

Заслуживают внимания книги по истории заводов34. Наиболее полный их перечень опубликован в указателе, подготовленном в Институте истории СССР АН СССР35. Эта литература различного жанра (научно-популярные работы, сборники документов и статей очерки), получившая высокую оценку в печати36. Имеются и фундаментальные издания37. В них широко использованы документы центральных, местных и заводских архивов, периодическая печать, мемуары. На разнообразном фактическом материале авторы освещают трудовые подвиги рабочих, инженеров, конструкторов в 1941-1945 гг., наставничество, роль партийных и общественных организаций в мобилизации масс на разгром врага. Дают яркие зарисовки о людях, формировании личности в заводском коллективе. Литература по истории фабрик и заводов имеет большое воспитательное значение.

Представляют интерес воспоминания непосредственных участников событий - новаторов Е. Г. Барышниковой, А. Г. Шашкова, Т. Н. Ячменевой (Шиловой), инженеров М. В. Драгунова, П. И. Смирнова, директоров предприятий А. А. Громова, П. Ф. Тараничева,- опубликованные в сборниках в 1960-1970 гг.38

Следует обратить внимание читателей на воспоминания прославленных машиностроителей И. И. Гудова, В. В. Ермилова и других39, подробно отражающие жизнь и атмосферу военных лет, а также интересные по замыслу и содержанию работы "Директор И. А. Лихачев", "Новаторы", "Первопроходцы". К сожалению, о гвардейцах тыла написано мало.

Важные сведения о рабочих машиностроительной промышленности, извлеченные главным образом из архивов, содержатся в диссертациях С. А. Бараховского, М. Т. Солдатенко, Н. П. Матвеева и др.40. На примерах деятельности машиностроителей отдельных регионов (Куйбышева, Урала, Казахстана) или важнейших предприятий авторы показали, как проводились в жизнь мобилизационные планы. Много места отведено развитию социалистического [13] соревнования, добровольному движению по оказанию помощи фронту. На основании различных источников в диссертациях показаны нелегкие условия труда и быта в тяжелое военное время, роль партии, профсоюзов в достижении значительных трудовых успехов коллективов. Однако основное внимание в них уделялось развитию военного машиностроения. Вопросы же восстановления гражданского производства, борьба рабочих, ИТР за увеличение выпуска мирной продукции, их участие в общественно-политической жизни страны затрагивались лишь частично.

Таким образом, истории рабочего класса в период Отечественной войны посвящена значительная литература41, свидетельствующая об углубленном изучении различных аспектов его деятельности и экономического развития Советского Союза. В то же время, как уже отмечалось в историографической литературе, необходимо обратить внимание и на то, что медленно создаются монографические исследования по отраслям промышленности, в частности машиностроения. Слабо изучены: вопросы эвакуации людей, материальных ценностей различных отраслей народного хозяйства; особенности развития индустрии СССР, в том числе машиностроения в 1943-1945 гг.; возрождение отраслей гражданского профиля; проблемы технического прогресса.

В статье С. С. Хромова, В. И. Буганова, В. П. Шерстобитова "Некоторые итоги и актуальные проблемы изучения отечественной истории в свете решений XXVI съезда КПСС" подчеркнуто: "Нам нужны новые труды о героических свершениях рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, молодежи, женщин в годы войны, о роли дружбы народов СССР в достижении победы"42.

В данной книге предпринята попытка расширить круг изученных вопросов по истории рабочего класса отраслей станкостроения, тяжелого, среднего машиностроения в 1941-1945 гг., оценить вклад работников данных подразделений в завоевание победы. Для исследования выделены такие сюжеты: перевод на военные рельсы предприятий гражданского машиностроения; героизм рабочих и служащих во время перебазирования заводов; борьба за возрождение разрушенных объектов и мирного производства; изыскание и обеспечение предприятий рабочими кадрами; их политическое воспитание; деятельность партийных и общественных организаций в чрезвычайной обстановке.

В монографии не рассматривается история военного машиностроения, непосредственное участие рабочих в [14] боевых операциях, партизанском движении. Эти вопросы являются темой специального исследования.

Важнейшим источником при создании книги явились документы Коммунистической партии, Советского правительства, профсоюзов и комсомола, принятые в период Великой Отечественной войны43.

Автором использованы материалы о трудовом подвиге машиностроителей, имеющиеся в документальных сборниках, изданных в республиках, краях и областях. Привлекались отдельные сведения из статистических сборников44. Ограниченность цифрового материала о численности и составе рабочего класса нередко вынуждала автора пользоваться данными только за 1940 и 1945 гг.

Документальную основу исследования составляют архивные источники - Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ); Центрального Государственного архива народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР); Центрального Государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР).

Широко использовались материалы фондов министерств станкостроительной и инструментальной промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, специализированных главных управлений, хранящиеся в ЦГАНХ СССР; документы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов (ВЦСПС), ЦК профессиональных союзов работников тяжелого и среднего машиностроения, станкоинструментальной промышленности.

Богатые сведения почерпнуты из материалов коллегий, на заседаниях которых решались основные вопросы деятельности отраслей и давались принципиальные оценки явлений.

Важное место в деятельности наркоматов особенно в 1943-1945 гг. занимали вопросы возрождения разрушенных объектов. Документы и материалы, хранящиеся в архивах, дают подробную картину разрушений, позволяют проследить процесс восстановления объектов со всеми специфическими чертами, отражают гигантскую работу строителей.

Исключительную важность для исследователя представляют дела, посвященные характеристике количественного [15] и качественного состава данных отрядов рабочего класса. Широко представлены документы о развитии социалистического соревнования, движении двухсотников, создании комсомольско-молодежных фронтовых бригад и т. д.

Анализ документов позволил выявить особенности деятельности отраслей, причины тех процессов, которые происходили в указанный период, изменения численности и структуры промышленно-производственного персонала.

Интересные источники извлечены из фондов ВЦСПС и ЦК профсоюзов, хранящиеся в ЦГАОР СССР. В этих фондах отложились протоколы и постановления Президиума и Пленумов ВЦСПС, заседаний Президиума ЦК профсоюзов, докладные записки, отчеты о деятельности ЦК профсоюзов за определенные периоды, справки о состоянии профсоюзного членства и т. д.

Широко использовались документы ЦК профессиональных союзов рабочих тяжелого и среднего машиностроения, станкоинструментальной и автомобильной промышленности. Интересны сведения о работе культурно-массовых учреждений, об участии заводских коллективов во всенародной помощи фронту: сбор подарков и средств на строительство боевой техники, отчисления в фонд обороны, данные о бойцах всевобуча и т. д. В делах имеются подробные характеристики профактивистов. Эти материалы в какой-то степени восполняют пробел, имевшийся в укомплектовании данными документами министерских фондов.

Большое значение для освещения деятельности рабочего класса, особенно молодежи, имеют документы Центрального архива ВЛКСМ (ЦА ВЛКСМ). В них содержатся сведения о деятельности молодежи на производстве, восстановительных работах, о комсомольско-молодежных фронтовых бригадах, распространении передовых починов, об улучшении материально-бытового положения и воспитании нового пополнения.

Автором извлечен материал из Научного архива Института истории СССР Академии наук СССР, где особый интерес представляют стенограммы бесед, проведенных на предприятиях столицы, материалы прессы.

Ценным источником послужили архивные документы заводов (имени С. Орджоникидзе, "Красный пролетарий", Московский инструментальный), где собраны обобщающие сведения по истории предприятий.

При освещении проблемы привлекался такой источник, как периодическая печать (центральные газеты и журналы, заводские многотиражки). Они повествовали о [16] неутомимой деятельности рабочих, героизм и мужество которых способствовали разгрому врага. На страницах многотиражных газет публиковались подборки писем и корреспонденции из действующей армии, давались очерки о людях, ставились вопросы партийной жизни. В многотиражках можно почерпнуть материал о быте рабочих, культурно-массовой и политико-воспитательной работе, который в других источниках представлен слабо. К сожалению, эти газеты сохранились не полностью и издавались они с перерывами.

Кроме того, при написании книги использовались записи бесед, проведенных автором с группой рабочих заводов "Красный пролетарий", имени С. Орджоникидзе, Московский инструментальный45, воспоминания старейшего работника системы Наркомата тяжелого машиностроения П. И. Фалова, присланные автору.

Анализ имеющейся литературы и источников, извлеченных из архивов, руководящие материалы и обобщающие данные позволили сделать соответствующие выводы о деятельности коллективов гражданского машиностроения в грозные годы войны, проследить интересные и важные тенденции в развитии отраслевых отрядов рабочего класса, отметить особенности в их развитии. [17]

 

Примечания:

 

1Цит. по: Воен.-ист. журн., 1981, № 10, с. 10-11.

2См.: Тридцатилетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне: Док. и материалы. М., 1975, с. 4.

3См.: Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1974. Кн. 1. Общие проблемы; Кн. 2. Трудовой подвиг народа; Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: В 2-х т. М., 1974, т. 1, с. 300; Рабочий класс и индустриальное развитие СССР М., 1976, с. 240-259; Изучение отечественной истории в СССР между XXV и XXVI съездами КПСС. М., 1982, с. 25, 171-190.

4См.: Великая победа советского народа, 1941-1945: Материалы науч. конференции, посвященной 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1976; Победа СССР в войне с милитаристской Японией и послевоенное развитие Восточной и Юго-Восточной Азии: (К 30-летию Победы СССР в войне с милитаристской Японией). М., 1977; Историография Великой Отечественной войны: Сб. ст. М., 1980; История СССР, 1980, № 6; Воен.-ист. журн., 1981, № 10, и др.

5Куманев Г. А. Великая Отечественная война в советской историографии.- В кн.: Изучение отечественной истории в СССР между XXV и XXVI съездами КПСС, с. 172.

6Капитальное строительство в СССР: Стат. сб. М., 1961, с. 66.

7Айзенштадт Л. А., Чихачев С. А. Очерки по истории станкостроения СССР. М., 1957, с. 207, 216, 220; Ефремов А. Советское станкостроение. М., 1946, с. 8.

8Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 331

9Там же, т. 7, с. 15.

10Правда, 1983, 15, 16 июня.

11См.: Бор-Раменский Е. Г. Об источниках и литературе по истории советского тыла в годы Великой Отечественной войны.- Вопр. истории, 1955, № 2; Липатов



2018-07-06 352 Обсуждений (0)
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСТРОЙКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ НУЖД ФРОНТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСТРОЙКА ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ НУЖД ФРОНТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)