Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА ВТОРАЯ. БОРЬБА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1943-1945 ГГ.



2018-07-06 350 Обсуждений (0)
ГЛАВА ВТОРАЯ. БОРЬБА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1943-1945 ГГ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Развертывание отраслей гражданского машиностроения

Великая победа под Сталинградом, где армия противника потеряла четвертую часть сил, сосредоточенных на советско-германском фронте, знаменовала начало коренного перелома в ходе всей второй мировой войны. Битва под Курском в 1943 г. поставила фашистскую Германию перед катастрофой. В марте 1944 г. Советские Вооруженные Силы вышли на государственную границу с Румынией. Начался завершающий период войны в Европе.

Изменение хода войны в пользу Советского Союза создавало более благоприятные условия для развития народного хозяйства, для восстановления потерянных мощностей и ликвидации диспропорций, возникших в трудные месяцы 1941, 1942 гг.

Основными направлениями в решении сложных проблем индустрии были: ускорение темпов развития топливно-энергетической базы, дальнейшее совершенствование военной промышленности и ее материально-технической вооруженности, восстановление и расширение производства гражданского машиностроения, возрождение разрушенной экономики.

Учитывая более благоприятную обстановку, достижение превосходства над врагом по числу основных видов боевой техники, государство смогло увеличить ассигнования на подъем ведущих отраслей индустрии, научные исследования. В 1943 г. на развитие промышленности было выделено 17,5 млрд. руб.- более половины средств, отпущенных на все народное хозяйство206. В общем объеме финансирования промышленности в 1944 г. тяжелая индустрия и машиностроение занимали 90,3%207.

Коммунистическая партия и Советское правительство, уделяя первостепенное внимание дальнейшему совершенствованию военного производства, с 1944 г. взяли курс на интенсивное восстановление важнейших отраслей гражданского машиностроения. С середины этого года нашли [59] возможным переключить мощности ряда предприятий оборонной промышленности на изготовление гражданской продукции208. Это было важной особенностью развития социалистической индустрии на данном этапе и ярко демонстрировало преимущества плановой системы хозяйства.

С 1943 г. в Госплане СССР начали функционировать отделы, ведавшие отраслями станкостроения, тяжелого, среднего машиностроения. Госплан развернул работу по перспективному планированию различных подразделений экономики. Это касалось и отраслей машиностроения209.

Конкретная программа его развития в 1943-1945 гг. была определена в государственных народнохозяйственных планах и в специальных решениях Государственного Комитета Обороны, Центрального Комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР по отраслям производства, экономическим районам, отдельным заводам.

Главное внимание обращалось на те отрасли, которые имели решающее значение для технического вооружения народного хозяйства.

Важным государственным актом было постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О строительстве тракторных заводов и развитии производственных мощностей по выпуску тракторов для сельского хозяйства" (18 февраля 1944 г.). Им устанавливался план производства тракторов на 1944 г. в количестве 5,5 тыс. Намечалось после расширения и дооборудования строящихся Алтайского, Липецкого и Владимирского заводов на каждом из них выпускать 50 тракторов в сутки. Ставилась задача расширить подготовку кадров для тракторной промышленности в ремесленных училищах и школах ФЗО210. Это постановление имело большое значение для укрепления материально-технической базы сельского хозяйства, сильно пострадавшего в годы войны.

Постановлением ГКО от 28 февраля 1944 г. "О развитии производства металлорежущих станков на предприятиях Наркомата станкостроения" были определены главные направления в развитии отрасли. В 1944 г. наркомат должен был обеспечить изготовление 21 тыс. металлорежущих станков, предусматривалось также в короткие сроки восстановить краматорские, киевские, ленинградские станкозаводы, провести проектно-изыскательные работы по строительству пяти новых предприятий. При решении задач, намеченных ГКО, учитывалась потребность в станках не только военных заводов, но и для расширения мощностей гражданской промышленности211 [60] Государственный Комитет Обороны, рассмотрев 2 марта планы производства гражданской продукции в системе Наркомтяжмаша, возложил на него задачу в 1944 г. развернуть производство шахтных машин, а в 1945 г. поставить их угольной промышленности и металлургии в количестве 150 единиц. Планировалось также возобновить изготовление автомобильных и башенных кранов, бульдозеров и других агрегатов212. В плане на 1945 г. предусматривалось увеличить выпуск станков на 28%, автомобилей - на 32 %213.

В эти отрасли направлялось теперь больше финансовых и материальных средств, чем в период перестройки жизни страны на военный лад. Однако сказывались нужда в высококвалифицированных кадрах, напряженное положение с металлом, топливом, электроэнергией.

Поскольку от темпов и результатов работ в области машиностроения в большой мере зависело восстановление отечественной индустрии в целом,, а также дальнейшее развитие всего народного хозяйства СССР в послевоенный период, государство с каждым годом увеличивало ассигнования на проведение строительных работ в этой отрасли. Так, в 1943 г. только инструментальной промышленности на эти цели было выделено 16,2 млн. руб., в 1944 г.- 27,2 млн. руб. По НКСС в 1944 г. план капитальных затрат был утвержден в сумме 300 млн. руб., по НКСМ - 722 млн. руб. Объем капиталовложений в тяжелое машиностроение в 1944 г. превысил довоенный уровень214.

В 1943-1945 гг. проводилась значительная работа по строительству незаконченных и новых объектов, расширению действующих предприятий. Еще в первый, наиболее трудный период войны Наркомстанкопром начал в Новосибирске строительство завода тяжелых станков и крупных гидропрессов "Тяжстанкогидропресс" (ныне Новосибирский станкостроительный завод имени А. И. Ефремова). Это была самая сложная и значительная стройка в системе наркомата. В первую очередь намечалось ввести в эксплуатацию литейный, кузнечно-прессовый, механосборочные цехи. Наркомат принимал срочные меры, чтобы обеспечить выполнение задания правительства. В апреле - мае 1943 г. на строительство завода были направлены дополнительные контингенты строителей и специалистов, разработаны конкретные планы по сооружению каждого цеха, на ответственные участки поставлены опытные кадры. Все это позволило форсировать строительство, развернуть подготовку производства. 25 августа "Тяжстанкогидропресс" выпустил первый универсальный гидравлический пресс сложной конструкции215. [61]

О размахе строительства предприятий НКСС свидетельствуют следующие данные: было выполнено капитальных работ по новостройкам на 62,7 млн. руб., по реконструируемым предприятиям на 57,4 млн. руб. В 1945 г. строительные организации НКСС превысили объем выполненных работ по сравнению с предыдущим годом. Было введено в действие 136,2 тыс. кв. м производственных площадей вместо 128 тыс. ,кв. м в 1944 г.216.

Наркомтяжмаш исключительное внимание уделял завершению строительства красноярского завода "Красный Профинтерн" ("Сибтяжмаш"), который должен был производить металлургическое, подъемно-транспортное оборудование и котлы. Создание крупного центра тяжелого машиностроения на Востоке позволило бы резко снизить объем перевозов обеспечить оборудованием новостроящиеся металлургические, топливные базы, осуществлявшееся дорожное строительство. В течение 1943-1945 гг. коллектив под руководством партийной организации работал ускоренными темпами. В начале 1945 г. завершилось сооружение первой очереди завода. Строители рапортовали ГКО: создано 15 производственных цехов, обеспечивающих полный цикл изготовления паровозов и металлургических кранов. Правительство высоко оценило деятельность рабочих гиганта тяжелого машиностроения, возведенного на берегах Енисея. В июле 1945 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 162 наиболее отличившихся рабочих, инженера, техника, служащих были удостоены высоких наград Родины217.

Не сходил с повестки дня в наркомате и вопрос о сооружении Орского завода тяжелого машиностроения ("Южуралмаш"), отнесенного к первоочередным стройкам страны. Делалось все необходимое, чтобы форсировать его сооружение218.

Для обеспечения производства гражданской продукции в довоенном объеме правительство обязало Наркомтяжмаш приступить в 1945 г. к сооружению Новосибирского турбогенераторного, Калужского турбинного и Белгородского котельного заводов. В целом по наркомату объем строительных работ в первом полугодии 1945 г. по сравнению с первым полугодием 1944 г. вырос в 1,8 раза219.

В период войны в основном были построены и смонтированы цехи восточной группы автозаводов. С 1945 г. началось сооружение автозаводов в Минске, Кутаиси, автосборочного предприятия во Львове220.

Ударными стройками военного времени стали тракторные заводы в Рубцовске (Алтайский край), Владимире и Липецке. [62] Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 февраля 1944 г. предусматривались меры не только к ускорению строительства данных объектов, но и по восстановлению Сталинградского и Харьковского тракторных заводов221.

Верный помощник Коммунистической партии - Ленинский комсомол направил на ударные стройки специальные отряды. Молодежь Владимирской области взяла шефство над строительством тракторного завода. Бюро Владимирского обкома ВКП(б) в сентябре 1944 г. одобрило патриотический почин молодых патриотов. Сооружение важнейшего промышленного объекта проходило в соответствии с установленным графиком222.

В 1944 г. вступил в строй Липецкий тракторный завод. Новые предприятия укрепляли материально-техническую базу гражданского машиностроения, что позволило увеличить масштабы восстановления мирного производства в системе наркоматов.

Вместе с тем решать задачи, вставшие перед тружениками машиностроения, нельзя было только за счет расширения капитального строительства. Нужно было максимально использовать все резервы действующих предприятий. На это требовалось ничуть не менее трудовой энергии, самоотверженности, чем при эвакуации и восстановлении заводов в глубоком тылу. Творческая инициатива заводских коллективов рождала новые формы социалистического соревнования.

1943 г. был решающим в улучшении работы наркоматов, их различных отраслевых направлений, заводских коллективов. Выявились новые резервы производства в каждой из отраслей, улучшилась организационная и техническая деятельность наркоматов, главков и заводов, совершенствовалась организация производства, широко внедрялся поточный метод, улучшалось руководство социалистическим соревнованием. Совершенствуя методы соревнования в государственном масштабе, партия и профсоюзы определили его главные направления - улучшение организации производства, решительная борьба с браком, создание сверхплановой продукции особого фонда Главного Командования Красной Армии, развернувшееся по инициативе трудящихся Куйбышевской области.

В ведущей отрасли - станкоинструментальной в 1943 г. прошли всесоюзные конференции станкостроителей и инструментальщиков, на которых было проанализировано положение в станкостроении, абразивной, инструментальной промышленности и намечены конкретные меры для подъема [63] производства станков, кузнечно-прессового оборудования, режущего и измерительного инструмента. В числе важнейших мероприятий были: внедрение потока, разработка новых типов станков и инструмента. В абразивной промышленности, обеспечивающей народное хозяйство шлифовальными кругами, наждачным зерном, карборундом, улучшалось обеспечение заводов кадрами и необходимыми материалами223.

В мае 1943 г. в годовщину начала Всесоюзного социалистического соревнования коллектив станкозавода имени С. Орджоникидзе обратился ко всем станкостроителям страны с призывом - досрочно выполнить план первого полугодия, снизить себестоимость продукции на 5% по сравнению с первым кварталом, уменьшить брак и повысить производительность труда на 15%224.

Аналогичные обязательства взяли рабочие "Красного пролетария", Куйбышевского станкозавода и др. Принятые обязательства были выполнены с честью. В ходе соревнования многие отстававшие ранее предприятия вышли в число победителей и были награждены переходящими Красными знаменами и денежными премиями. Показатели в станкостроении в первой половине 1943 г. превосходили уровень первого полугодия 1942 г. Заметный подъем производства наблюдался во втором квартале. Тем самым открывалась благоприятная возможность последующего укрепления материально-технической базы производства225.

В 1943 г. станкостроители включились в соревнование за создание сверхплановой продукции особого фонда Главного Командования Красной Армии. Рабочие открывали лицевые счета сверхплановой продукции, куда записывалась продукция только высокого качества. На Московском станкозаводе имени С. Орджоникидзе молодые рабочие Гришина, Журавлев, Попова выступили с обращением ко всей молодежи завода открыть фронтовые счета в честь побед Советских Вооруженных Сил. В целом по заводу в течение месяца было сдано в особый фонд 35 станков и 30% изготовленной спецпродукции. "Красный пролетарий" уже к 26 апреля сдал в особый фонд 2 тыс. специальных изделий. Коммунисты "Красного пролетария", возглавляемые парторгом ЦК ВКП(б) А. И. Елкиным, профсоюзная организация под руководством Д. О. Матягина настойчиво и последовательно направляли творческую энергию рабочих и ИТР на выполнение взятых обязательств. В последующие месяцы поступления сверхплановой продукции увеличивались226.

Мобилизуя трудящихся на выполнение и перевыполнение государственных заданий, заводские партийные, [64] комсомольские и профсоюзные организации добились роста числа соревнующихся. Так, в станкоинструментальной промышленности в 1943 г. соревнованием были охвачены 85,9% рабочих, тогда как в 1942 г.- 77,1%227.

Разнообразные формы соревнования, проведение технических мероприятий, помощь наркомата - все это явилось решающим условием успешной работы отрасли. За год по НКСС, помимо военной продукции, были изготовлены 14 тыс. станков. В целом по стране - 23,3 тыс. штук. Станкостроение развертывалось по линии других ведомств. Только по Наркомату вооружения в 1943 г. было освоено 120 типов станков. Абразивная и инструментальная промышленность досрочно завершили годовую программу228.

В 1943 г. полным ходом работали эвакуированные и реэвакуированные предприятия. В общей сложности московская группа станкостроительных заводов дала 42% всей валовой продукции наркомата. Значительно улучшились показатели работы предприятий. Так, выработка одного рабочего на столичных заводах увеличилась в среднем в 6,4 раза. Существенно снизилась трудоемкость изготовления оборудования. В конце года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной и гражданской продукции передовые предприятия ("Станкоконструкция", Челябинский абразивный, Томский инструментальный и др.) были награждены орденами Советского Союза. Высокие правительственные награды получила большая группа станкостроителей, в том числе нарком А. И. Ефремов, директор Челябинского абразивного завода Л. Н. Айрапетов, слесарь "Красного пролетария" В. В. Ермилов, фрезеровщица завода имени С. Орджоникидзе А. М. Хромова229.

Напряженная работа велась и коллективами заводов тяжелого и среднего машиностроения. Узким местом оставалась отрасль подъемно-транспортного машиностроения. Учитывая огромное народнохозяйственное значение данной отрасли, Наркомат тяжелого машиностроения принимал экстренные меры к возрождению и расширению производства подъемно-транспортных средств. Коллегия в 1943 г. заслушала отчет Главка о работе и наметила мероприятия по ликвидации отставания отрасли. Первоочередной задачей являлось внедрение серийного и массового производства, требовавшее большой технологической и организационной подготовки. Претворяя в жизнь намеченные меры, рабочие, инженеры в творческом содружестве с учеными добились успеха. Так, Белохолуницкий машиностроительный завод за год увеличил выпуск изделий в 4 раза, коллектив молодого Сызранского [65] локомобильного завода освоил серийное производство локомобилей230.

Для удовлетворения растущего спроса на металлургическое и энергетическое оборудование увеличивались мощности металлургических цехов действующих заводов Наркомтяжмаша, широко применялись новые марки сталей, штамповка, скоростные методы электросварки. Многие заводы НКТМ перед войной имели собственную базу малой металлургии. Такая база имелась на Новокраматорском машиностроительном, Ворошиловградском и Коломенском паровозостроительных заводах, брянском "Красный Профинтерн". Это разрешало им не только полностью покрывать собственные нужды в металле, но и отпускать продукцию своих металлургических цехов на сторону. Иное положение сложилось после перебазирования предприятий. Металлургическая база оказалась нарушенной, восстановление ее проходило с задержками и в размерах, не удовлетворяющих даже собственную потребность. Поэтому были проведены большие работы по возрождению производства стального, чугунного литья и поковок. Мощности предприятий тяжелого машиностроения в начале 1943 г. против имевшихся на начало 1943 г. возросли: по поковкам в 5,1 раза, жидкой стали - в 3,2, фасонному стальному литью - в 4,7, чугунному литью - в 2,1 раза231.

На Кусинском машиностроительном заводе восстановление довоенного ассортимента велось при активной помощи заводских ветеранов П. Белугина, А. Васенева, М. Кондрашкина и других кадровых рабочих, которые еще накануне войны освоили выпуск сложного металлургического оборудования, а теперь отдавали нужному делу свой богатый опыт и знания232.

В целях скорейшего выполнения заказов для Наркомата черной металлургии молодые рабочие-машиностроители включились в социалистическое соревнование за досрочную их сдачу. Осенью 1943 г. ударные новостройки Наркомчермета получили от рабочих Наркомтяжмаша 5,1 тыс. т металлургического оборудования и необходимые подъемно-транспортные средства. За досрочное выполнение этого заказа комсомольцы Белохолуницкого машиностроительного завода Е. Тарасов, А. Чулкина, Г. Шитова и другие были награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ233.

Коммунистическая партия, Ленинский комсомол всемерно поддерживали патриотическое движение молодых рабочих за скорейшее выполнение запросов фронта и тыла, создание комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Летом 1943 г. [66] Отдел рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ совместно с ВЦСПС и наркоматами обобщили опыт работы фронтовых бригад, выработали меры по дальнейшему развитию этого движения. В тяжелом машиностроении 3,5 тыс. юношей и девушек самоотверженно трудились в 532 комсомольско-молодежных бригадах, максимально используя резервы и возможности производства, совершенствуя технологию и организацию труда234.

В ноябре 1943 г. с патриотической инициативой выступила бригадир комсомольско-молодежной фронтовой бригады ГПЗ-1 Е. Г. Барышникова, призвав с меньшим количеством рабочих дать больше продукции для фронта и страны. Призыв Е. Г. Барышниковой нашел широкий отклик.

В декабре 1943 г.- январе 1944 г. в стране прошли совещания бригадиров комсомольско-молодежных бригад, в которых участвовали передовики производства, представители наркоматов, партийные, профсоюзные, комсомольские работники. Наркоматы тяжелого, среднего машиностроения и станкостроения послали на совещания 264 делегата235. Среди них был один из зачинателей движения фронтовых бригад В. Шубин236. Лучшие бригадиры В. Карасев (Москва), В. Меркулов (Томск), Т. Ячменева (Москва), Е. Барышникова (Москва) и другие передовые рабочие рассказывали о трудовых буднях, делились опытом. По предложению участников совещания Наркомсредмаша началось Всесоюзное соревнование комсомольско-молодежных бригад по отраслям промышленности, которое показало новые пути мобилизации резервов, повышения производительности труда237.

Всеми видами соревнования в тяжелом машиностроении в конце 1943 г. было охвачено 76,3% рабочих, в среднем машиностроении - 82,9%238.

Подъем трудовой активности рабочих, финансовая и материальная помощь государства положительно сказались на деятельности предприятий. Год явился переломным для тяжелого машиностроения, как указывал нарком Н. С. Казаков, именно потому, что восстанавливались основные мощности промышленности. Наркомат, кроме того, что обеспечил четкое выполнение заказов фронта, дал народному хозяйству; 198 котлов вместо 31 в 1942 г.; 142 крана вместо 74; 14,8 тыс. т. металлургического оборудования вместо 7,6 тыс. т; большое количество других механизмов и агрегатов239.

Трудовые усилия работников автомобильной промышленности были направлены на увеличение выпуска продукции для фронта и расширение производства автомашин, моторов и других изделий. Решающую роль в производстве машин [67] играли Московский и Горьковский заводы. Перед московскими автозаводцами была поставлена задача к маю 1943 г. восстановить законченный процесс автомобильного производства. Прежде всего следовало восстановить изготовление собственных моторов. В феврале - марте во всех цехах прошли партийные собрания с проверкой хода выполнения правительственного задания. Коммунисты резко критиковали работу партийной и профсоюзной организаций за недостатки в налаживании производства, обслуживании людей и единодушно решили добиваться улучшения деятельности коллектива.

Был решен вопрос об увеличении хлебного пайка рабочим заготовительных цехов, о дополнительном питании и снабжении трудящихся продовольственными товарами. Большое внимание уделялось подготовке кадров.

Автозаводцы активно включились в предмайское соревнование, подхватили призыв куйбышевцев создать особый фонд Главного Командования Красной Армии. В цехе "Мотор", потеряв счет дням и ночам, трудились механики, токари, слесари, сверловщики. Самоотверженно наравне с мужчинами трудились женщины. В июне 11 лучших работниц завода были награждены значком "Отличник социалистического соревнования". Среди них формовщица литейного цеха А. А. Гордеева, прессовщица М. И. Кузнецова, кочегар кузнечного цеха А. Л. Власенкова и др. Однако, несмотря на большие усилия всего коллектива, из-за недостатка оборудования, обученных кадров собрать в восстановленных цехах первый мотор удалось лишь в июле 1943 г.240

После того как был изготовлен первый мотор, рабочие стали набирать темпы. В сентябре цех "Мотор", работая строго по графику, перевыполнил программу. Завод перешел к массовому выпуску моторов. Отчитываясь на бюро Московского горкома партии, секретарь парткома завода И. В. Горошкин241 сообщил, что крупнейшее предприятие страны - Московский автомобильный завод - снова имеет завершенный цикл производства машин242.

На Горьковском автозаводе летом сложилось тяжелое положение. Готовясь к наступлению на орловско-курском направлении, враг стремился нанести удары по важнейшим объектам тыла, в том числе по Горьковскому и Ярославскому автозаводам. В июне от налетов фашистской авиации пострадали многие здания и сооружения Горьковского завода. Погибли начальник кузнечного цеха И. В. Китаев, новаторы Г. И. Масленников, И. Л. Лышнов и др. Во время бомбежек и в период восстановления цехов, зданий автозаводцы [68] проявляли самообладание, забывая о личном. Начальник 2-го термического цеха (в годы войны) К. Н. Шаганова вспоминает: "Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено, - но мы о жизни тогда не думали.

Первая бомбежка сорок третьего меня застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно: сорок третий год, немцы уже там, у Орла...

Первое стремление - бежать на завод. Никто не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было. Подбежала когда к цеху - все горит. Горит весь завод, горит мой цех"243. После налетов рабочие, инженеры, мастера расчищали цеха от завалов и на уцелевших молотах и станках возобновляли работу.

В июне 1943 г. Горький посетила правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. С. Щербаковым. Совместно с представителями обкома ВКП(б) и руководством предприятия был разработан развернутый план восстановительных работ. Благодаря подлинному героизму людей завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. Напряженный план выпуска оборонной продукции предусматривал быстрое восстановление цехов и безусловное выполнение программы выпуска танков.

Рабочие, инженеры, служащие развернули социалистическое соревнование за максимальное использование внутренних резервов. Ветеран завода А. Н. Воронов стал инициатором движения мастеров - вставать в свободное время за станки. 126 мастеров, работая на станках, выполнили дневную норму пятисот человек. По 6-8 норм выполняли мастера А. Ф. Удод, В. Ф. Фокин, А. П. Соколов.

Резко повысили технико-экономические показатели завода движение за скоростные плавки, начатое в июле по инициативе сталевара Л. З. Бронникова, соревнование комсомольско-молодежных бригад.

За 100 дней и ночей непрерывной трудовой вахты предприятие было восстановлено, о чем строители и автозаводцы рапортовали Государственному Комитету Обороны 28 октября 1943 г. С завода на фронт непрерывным потоком шли новые танки, автомашины, самоходные установки, боеприпасы. Коллектив с честью справился со своими социалистическими обязательствами. Досрочно, 17 декабря, был завершен годовой план. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 1943 г. горьковские автозаводцы девять раз получали переходящее Красное знамя ГКО244. [69] Восточная группа автозаводов (Ульяновский, Челябинский, Миасский), пройдя основную стадию организационного устройства в первый период войны, освоила выпуск автомобилей, моторов, коробок скоростей, хотя это стоило огромного напряжения сил. Помощь в налаживании производственной кооперации, обеспечении кадрами, ускорении строительства незавершенных объектов оказывали Ульяновский и Челябинский обкомы партии, местные советские и хозяйственные организации245. С марта деятельность предприятий улучшилась, стали выполняться государственные планы.

В 1943 г. производство автомобилей в стране колебалось от 177% в первом квартале до 237% в четвертом по сравнению с уровнем производства во втором квартале 1942 г. Преобладал выпуск грузовых автомобилей и специальных машин. Начиная с 1943 г. их производство неуклонно возрастало. Это дало возможность увеличить поставки машин Советским Вооруженным Силам и народному хозяйству246.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 марта 1943 г. "О мероприятиях по восстановлению производства сельскохозяйственных машин и орудий" в системе Наркомата среднего машиностроения без нарушения планов производства оборонной продукции следовало возобновить изготовление техники для села247. В течение года заводским коллективам удалось почти в 2 раза увеличить выпуск запасных частей к тракторам, расширить их номенклатуру248.

Наркомсредмаш уделял серьезное внимание работе подшипниковой промышленности. Борьба заводских коллективов за повышение производительности труда, за совершенствование производства привела к заметному сдвигу на заводах. Выпуск подшипников за год возрос на 136%249.

Ударный труд рабочих, инженеров, техников, внедрение в жизнь научно-технических достижений способствовали улучшению работы предприятий среднего машиностроения. Государственный план по валовой продукции был выполнен на 102,3%, по товарной продукции - на 101,3%. За успешное выполнение военных и мирных заказов в конце года большая группа работников машиностроения была награждена орденами и медалями Советского Союза250.

В 1943 г. рабочий класс преодолел немалые трудности в развитии индустрии. Промышленность СССР, в том числе машиностроение, поднялись на новый, более высокий уровень. Производительность труда в промышленности выросла по отношению к 1942 г. на 7%, а в машиностроении и военных отраслях - на 11%251. [70] При абсолютном росте выпуска военной и гражданской продукции наметилась тенденция к изменению их соотношения в совокупном общественном продукте. В 1943 г. производство гражданской продукции составляло 41,7% вместо 36,1% в 1942 г. Станкостроение, тяжелое и среднее машиностроение по-прежнему играли важную роль в производстве вооружения и боеприпасов, однако удельный вес мирной продукции в общем объеме начал возрастать: по Наркомстанкопрому с 32,4% в 1942 г. до 44,6% в 1943 г.; по Наркомтяжмашу - с 24,7% в июле 1942 г. до 50,5% в декабре 1943 г.252

Выдающиеся победы Красной Армии позволяли партии и правительству в 1944-1945 гг. ставить и решать в более широком масштабе экономические задачи. Советскому народу, добившемуся военно-экономического перевеса над врагом, предстояло в тылу, во-первых, закрепить достигнутые успехи; во-вторых, обеспечивая фронт всем необходимым, подготовить условия для перевода страны на мирные рельсы после окончания войны. Народнохозяйственные планы по-прежнему предусматривали опережающие темпы развития ведущих отраслей индустрии.

Внимание Центрального Комитета ВКП(б), крайкомов и обкомов партии, государственного аппарата еще в большей степени уделялось тому, чтобы правильно сочетать централизованное руководство с широким развитием инициативы работников на местах, решением хозяйственных и партийно-политических задач. Важным условием усиления партийного руководства народным хозяйством явилось укрепление партийных организаций прежде всего в основных отраслях индустрии. На 1 января 1944 г. в промышленности работали около 560 тыс. коммунистов, через год - более 655 тыс.253 Правильная расстановка партийных сил, укрепление ими наиболее ответственных участков явились одним из важных факторов повышения роли партии в области экономики.

С целью улучшения деятельности всех звеньев народного хозяйства партия и государство заботились о дальнейшем развитии машиностроения.

Особенность развития отрасли на данном этапе заключалась в том, что предприятия не просто возвращались к изготовляемым до войны типам станков, оборудования, а, учитывая научно-технические достижения, ценный опыт по выпуску оборонной продукции, создавали производство усовершенствованных видов продукции254.

Станкостроение, тяжелое и среднее машиностроение развертывались на базе уже действующих и новых предприятий, [71] ввода в строй восстановленных заводов на территории, подвергшейся оккупации, а также за счет переключения освобождающихся мощностей оборонной промышленности.

Совершенствуя организацию производства, внедряя прогрессивную технологию, укрепляя содружество науки с производством, наркоматы, заводские коллективы добивались подъема производства. В связи с восстановлением и расширением довоенного ассортимента в Наркомтяжмаше были созданы главки металлургического машиностроения и локомобилестроения, в Наркомсредмаше - Главтракторопром; Наркомстанкопром в 1945 г. провел реорганизацию Главного управления смежной промышленности и создал Главное управление по производству агрегатных и специальных станков255. Создание специализированных главков дало возможность увеличить объем гражданской продукции, в которой остро нуждались промышленность, транспорт, сельское хозяйство.

Наркоматы стали больше заниматься экономикой предприятий, вопросами материально-бытового устройства рабочих. Количественные и качественные показатели деятельности отраслей обсуждались на партийно-хозяйственных активах и заседаниях коллегий. Так, в июне 1944 г. состоялось совещание партийно-хозяйственного актива предприятий Наркомстанкопрома. На нем были рассмотрены вопросы снижения себестоимости и укрепления хозрасчета. Актив призвал первичные партийные организации к упорной борьбе за быстрейшее решение неотложных экономических и технических задач. К концу 1944 г. хозрасчет успешно внедрялся на московских заводах - автомобильном, имени С. Орджоникидзе, "Красный пролетарий", АТЭ-1, ГПЗ-1, а также на Горьковском автозаводе256. Внимание к вопросам экономики производства позволило коллективам резко снизить потери от брака, мобилизовать дополнительные резервы для увеличения выпуска продукции.

В борьбу за улучшение организации производства и повышение производительности труда важный вклад вносили новаторы, стахановцы. С инициативой в ноябре 1944 г. выступил бригадир фронтовой молодежной бригады одного из крупных заводов Челябинской области Е. П. Агарков. Он предложил объединить две бригады в одну и высвободить часть рабочих для других участков. Опыт бригады Е. П. Агаркова взяли на вооружение машиностроители. Благодаря этому начинанию в 1944 г. в системе Наркомсредмаша было переведено на "узкие" участки 3 тыс. рабочих и служащих, ликвидированы излишние звенья. В первой половине 1945 г. [72] в результате проведенных мероприятия на заводах Главинструмента были укрупнены 6 цехов, 49 участков и бригад, высвобождены 1500 человек257. Новый почин, нашедший поддержку на предприятиях машиностроения, помог удешевить управление производством и эффективнее использовать кадры.

Машиностроители, поддерживая все прогрессивное, рождавшееся в других отраслях, сами неоднократно выступали с патриотическими начинаниями. Так, комсомольско-молодежная бригада А. Сметанина (Московский автозавод) явилась инициатором перехода на самостоятельный ремонт станков. Это позволяло высвобождать дополнительные резервы рабочей силы. В начале 1944 г. бригадир наладчиков ГПЗ-2 М. Кожевникова оказала помощь станочникам бригады в самостоятельной наладке оборудования. В результате этого почина рабочие резко снижали простои оборудования, уменьшали брак и высвобождали квалифицированных наладчиков для использования их на других участках.

Патриотические начинания А. Сметанина и М. Кожевниковой встретили живой отклик на многих предприятиях Советского Союза. Например, в течение полугода на Уральском автозаводе искусством самоналадки овладели около 500 человек. На Владимирском тракторном - 255, Куйбышевском подшипниковом - 139 человек. Советское правительство высоко оценило ценную инициативу передовых тружеников. М. Кожевникова и А. Сметанин были удостоены звания лауреатов Государственной премии. М. Кожевникова была награждена также орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За трудовую доблесть"258.

Станкостроители, выполняя постановление Государственного Комитета Обороны от 28 февраля 1944 г., решали большие организационно-технические вопросы, трудились по-ударному. На заводах станкоинструментальной промышленности ("Красный пролетарий", имени С. Орджоникидзе, "Станкоконструкция", "Фрезер", "Калибр", Томский инструментальный и др.) широко применялись поточные методы, значительно повышающие производительность труда, внедрялись многие усовершенствования.

Мобилизация творческой энергии масс на выполнение поставленных задач, как и в 1941-1943 гг., проходила под лозунгом "Все для фронта, все для победы над врагом!". Но в завершающий период войны изменился подход к определению результатов соревнования в целом. При подведении его итогов стали учитывать не только количественные, но и качественные показатели по выпуску военной и гражданской [73] продукции, степень экономии электроэнергии, участие хозяйственных и профсоюзных организаций в удовлетворении культурно-бытовых нужд трудящихся. Инициаторами соревнования выступали передовые коллективы страны.

Так, в 1944 г. рабочие и служащие Московского ордена Ленина завода "Красный пролетарий" выступили с призывом к рабочему классу Советского Союза организовать предмайское социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий второго квартала. "Война вступила в решающий период. Удвоим же наши усилия... во имя скорейшей победы... пусть в результате соревнования пойдут на фро<



2018-07-06 350 Обсуждений (0)
ГЛАВА ВТОРАЯ. БОРЬБА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1943-1945 ГГ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА ВТОРАЯ. БОРЬБА МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ ЗА РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В 1943-1945 ГГ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)