Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РОСТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ



2018-07-06 304 Обсуждений (0)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РОСТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Идейно-политическое воспитание масс

С первых дней войны Коммунистическая партия развернула огромную идеологическую и массово-политическую работу в стране, подчинив ее главному - мобилизации всех духовных сил советского народа на разгром фашистской Германии.

Важными направлениями в идеологической деятельности ВКП(б) были: усиление воспитания в духе советского патриотизма; дальнейшее укрепление дружбы народов как одного из источников крепости многонационального социалистического государства; воспитание советских людей на традициях совместной борьбы всех наций и народностей за установление и укрепление Советской власти, за победу социализма.

Все средства идейно-политического воспитания преследовали одну цель - помочь каждому советскому гражданину глубоко осознать опасность, нависшую над страной, и активно включиться в борьбу за достижение победы над врагом.

Партия руководствовалась указанием В. И. Ленина о том, что в период вооруженной защиты Родины "на каждом собрании, митинге и деловом совещании, в любых группах любого партийного учреждения, в любой советской коллегии прежде всего помнить и во что бы ни было проводить лозунг: "все для войны""596.

Коммунистическая партия широко разъясняла массам главные положения основоположников марксизма-ленинизма о характере войн в защиту социалистического Отечества, о факторах, решающих ход и исход борьбы, разоблачая захватнические цели развязанной германским фашизмом войны.

В основу политико-воспитательной работы партийных и общественных организаций были положены труды В. И. Ленина, решения Центрального Комитета ВКП(б), Государственного Комитета Обороны, Совнаркома СССР, приказы народного комиссара обороны.

В условиях войны был организован массовый выпуск избранных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, [159] В. И. Ленина, тематических сборников ленинских выступлений по военным вопросам, книги "Ленин Владимир Ильич. Краткий очерк жизни и деятельности", приказов и докладов Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, сообщений Совинформбюро и другой политической литературы. Изучая ленинские документы, биографию вождя, приказы, сообщения, советские люди глубже познавали опыт революционной борьбы нашего народа за социализм, цели и характер Великой Отечественной войны, конкретные задачи военного времени, проникались чувством ответственности за судьбу первого в мире социалистического государства, вели непримиримую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками как на фронте, так и в тылу.

Центральный Комитет ВКП(б), осуществляя руководство идеологической и массово-политической работой с учетом военно-политической обстановки на каждом этапе борьбы, определял конкретные задачи повышения ее уровня, наступательности и целеустремленности. Важное значение имели постановления ЦК ВКП(б) "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации", "О состоянии и мерах улучшения агитационно-пропагандистской работы в Башкирской партийной организации", о политической работе партии среди населения Белоруссии, западных областей Украины, Прибалтийских республик597. В них были четко определены задачи идейно-политической работы с целью усиления политической и трудовой активности населения для оказания помощи фронту и быстрейшего восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решения Центрального Комитета по идеологическим вопросам определяли конкретную программу действий первичных партийных организаций по расширению политической работы на предприятиях, в общежитиях, по улучшению работы многотиражных газет.

Постановления ЦК ВКП(б) обсуждались на Пленумах ЦК компартий республик, пленумах обкомов, собраниях партийного актива и сыграли первостепенную роль в развертывании идеологической работы в тыловых и освобожденных районах598.

Успешное решение идеологических задач в сложной военной обстановке зависело от боеспособности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, их умения использовать опыт воспитательной работы, накопленный в мирные годы. [160] Центральный Комитет ВКП(б) принимал меры к правильной расстановке коммунистов. Как и в годы гражданской войны, лучшие силы партии пришлось "отрывать от всех остальных отраслей работы и деятельности и переводить их на работу военную"599. Для укрепления партийных рядов в вооруженных силах не только в первые месяцы Великой Отечественной Войны, но и в последующее время на фронт направлялись коммунисты из территориальных партийных организаций. Всего за период войны в армию и флот были мобилизованы свыше 1640 тыс. коммунистов - половина всего состава территориальных организаций, имевшихся к лету 1941 г.600

Распределение коммунистов между военными и территориальными партийными организациями изменилось. Снизилась общая численность коммунистов в промышленности, составив вместо 903,5 тыс. человек в 1941 г. только 409,3 тыс. в 1942 г. и 655,1 тыс. членов и кандидатов в члены партии в 1945 г. (данные на 1 января соответствующего года). Партийные силы в народном хозяйстве распределялись с таким расчетом, чтобы подавляющее большинство коммунистов было занято в главных отраслях военной экономики - в оборонной и тяжелой промышленности601.

Пополнение рядов территориальных партийных организаций шло за счет лучших работников, инженеров, конструкторов и явилось важным фактором их укрепления. Оно расширяло возможности привлечения новых сил для ведения массово-политической работы среди трудящихся. Несмотря на оккупацию врагом части советской территории, число агитаторов в стране уже к началу 1943 г. достигло почти довоенного уровня (около 930 тыс.), а к исходу войны этот уровень значительно повысился, составив 1,3 млн. человек (не включая агитаторов в вооруженных силах602. Агитаторы и пропагандисты несли живое большевистское слово в массы, укрепляя веру в победу, пробуждая стремление сделать все возможное для фронта, для разгрома агрессора.

Опираясь на накопленный опыт, партийные органы совершенствовали формы и методы идейно-политической работы в условиях войны. На первое место выдвинулась устная агитация и пропаганда непосредственно на производстве.

Агитационно-пропагандистская деятельность в тыловых районах велась дифференцированно среди различных слоев населения и категорий трудящихся. Особое внимание уделялось политической работе с новым пополнением рабочего класса - женщинами и молодежью, на плечи которых легла значительная доля труда в промышленности. При ЦК [161] компартий союзных республик были созданы отделы по работе среди женщин, в ряде крайкомов и обкомов - секторы, в райкомах - специальные отделы инструкторов-пропагандистов. Большую идейно-политическую работу среди молодежи проводили комсомольские органы - Центральный Комитет ВЛКСМ, республиканские, областные, городские и заводские комитеты комсомола.

Широкое распространение в политической агитации получили коллективные и индивидуальные беседы, читки газет на агитпунктах, в цехах, общежитиях. Проводились митинги, собрания, политдни на различные темы. Политическими докладами и лекциями охватывались различные слои трудящихся. За четыре года войны в советском тылу состоялось свыше 3 млн. докладов и лекций, которые прослушали более 300 млн. человек603.

Большую роль в идейно-политическом воспитании рабочих и служащих, как и раньше, играли печать и радио. Учитывая, что уменьшилось число газет и сократились их тиражи, ЦК партии обязал партийные организации доводить до каждого советского человека материалы печати путем организации на площадях городов, у заводских проходных, в цехах, на железнодорожных станциях витрины газет и сводок Совинформбюро.

Военная обстановка требовала еще более умелого сочетания массово-политической работы с конкретными хозяйственными мероприятиями и задачами каждого предприятия.

Разработанные ЦК ВКП(б) меры по развертыванию идеологической и политико-воспитательной работы в новых условиях, ее формы и методы целеустремленно проводились в жизнь в коллективах различных отраслей индустрии, на предприятиях и в учреждениях.

Боевыми штабами идейной и политико-воспитательной работы на заводах страны, в том числе на предприятиях станкостроения, тяжелого и среднего машиностроения, явились парткомы, их руководители, парторги Центрального Комитета ВКП(б), парторги ЦК компартий союзных республик, секретари парткомов.*) Они проявляли повседневную заботу об охвате различными формами массово-политической работы всех тружеников.

На предприятиях машиностроения парторгами ЦК ВКП(б) были крупные организаторы, такие, как И. В. Горошкин, В. В. Левыкин (Московский автозавод), С. Н. Гасилин[162] (Коломенский паровозостроительный завод имени В. В. Куйбышева), А. И. Елкин ("Красный пролетарий"), И. В. Маркин, A. Д. Проскурин (Горьковский автозавод), М. Н. Хахарев (Ворошиловградский паровозостроительный завод имени Октябрьской революции) и др. На каждом из предприятий имелись кадры пропагандистов и агитаторов.

В связи с сокращением числа культурно-просветительных учреждений, уходом в армию части квалифицированных пропагандистов и агитаторов привлекались новые кадры из числа партийного, комсомольского и профсоюзного актива, инженерно-технического персонала. Так, в первый период войны к агитационно-массовой работе были привлечены на Коломенском паровозостроительном заводе имени В. В. Куйбышева свыше 300 человек (в конце 1944 г.- 600 человек), Московском автозаводе - 500 (в конце 1944 г.- 1092), на Горьковском автозаводе - 1500 рабочих и служащих604.

Выдвижение агитаторов из числа рабочих, лучше знавших запросы своего коллектива, повышало действенность агитации среди трудящихся. Они первыми несли непосредственно в массы новости фронта, рассказы о жизни тыла, сводки Совинформбюро, разъясняли задачи цеха, участка, бригады.

Среди агитколлективов Коломенского паровозостроительного завода имени В. В. Куйбышева выделялся коллектив тепловозного цеха, куда входили коммунисты Н. Макаров, B. Мещеряков, П. Солнцев и др. Они систематически выступали с докладами в цехе и общежитии, активно боролись за выполнение заказов фронта. Их выступления отличались простотой и убедительностью605.

На Горьковском автомобильном заводе успешно вел воспитательную работу агитколлектив кузнечно-прессового цеха, которым руководил секретарь партбюро Денисов. В коллектив входили 60 человек (40 членов и кандидатов партии и 20 беспартийных). К агитаторам обращались рабочие с различными вопросами. Часто агитационная работа переходила практически в организационную работу по выполнению производственных программ, по воспитанию у новичков профессиональных навыков. Однажды цех получил срочное военное задание. Агитатор Буслаев собрал бригаду, разъяснил кузнецам, какое значение имеет выполнение этого заказа в установленный срок. И бригада, взяв повышенные обязательства, важное задание выполнила вовремя606.

На Красноярском заводе "Красный Профинтерн" с начала войны стали работать общезаводской и 8 цеховых агитколлективов. Они проводили повседневную работу как во всех действующих цехах, так и на строящихся объектах. [163] Разъясняя массам политические задачи, информируя о ходе военных действий на советско-германском фронте и на других фронтах второй мировой войны, они тесно связывали их с выполнением конкретных программ по расширению производственных площадей и выпуску продукции для армии и народного хозяйства. Формы работы агитаторов были разнообразными: беседы с рабочими, не выполняющими нормы; беседы с новыми кадрами, прибывавшими на завод; встречи стахановцев цеха с молодежью; выпуск "молний", сообщающих о выполнении срочных заказов или призывающих завершить задание досрочно, и т. д.

Опыт парторганизации и агитаторов завода "Красный Профинтерн" обсуждался на краевом семинаре парторгов ЦК ВКП(б) и секретарей первичных партийных организаций и был рекомендован для широкого использования в Красноярском крае607.

Огромную силу политического воздействия на кадровых рабочих и на молодежь оказывала печать. Центральные газеты "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Красная звезда" и другие давали богатый материал для пропаганды и агитации.

Большое внимание агитационно-массовой работе уделяли заводские многотиражные газеты. Многотиражки выходили на 15 предприятиях станкоинструментальной промышленности ("Двигатель" - на "Красном пролетарии"; "Большевик станкозавода" - на заводе имени С. Орджоникидзе; "Калибровец" - на заводе "Калибр"; "Красное знамя" - на "Станколите" и т. д.). На предприятиях тяжелого машиностроения многотиражки выпускались в наиболее крупных коллективах. Например, на Ленинградском металлическом и Новокраматорском машиностроительном заводах издавались газеты "Сталинец", на Невском машиностроительном имени В. И. Ленина - "Молот". Серьезную помощь коммунистам в воспитании масс оказывали многотиражки: на Горьковском автозаводе - "Автогигант", на Ярославском автомобильном заводе - "За победу" и др.608

Они мобилизовали внимание масс на важнейшие участки производства. Газеты печатали статьи, которые разъясняли задачи рабочего класса в тот или иной период войны, мобилизуя усилия коллективов на выполнение срочных заказов фронта. Освещали опыт работы новаторов, обобщали результаты воспитательной работы цеховых партийных организаций и т. д.

На страницах заводских газет выступали лучшие агитаторы, рассказывая о положительных примерах в работе [164] низовых партийных звеньев, критикуя недостатки в организации производства и воспитании масс. Так, в многотиражке завода "Калибр", в статье Ю. Яроцкого "В чем причина слабости агитационной работы" было указано на основные недочеты в деятельности пропагандистов предприятия: массово-политическая работа не всегда связывалась с решением практических народнохозяйственных задач, не уделялось должного внимания воспитанию советского патриотизма на героическом прошлом нашего народа. Критические выступления в печати агитаторов-коммунистов помогли улучшить работу. На заводе "Калибр" была организована школа низовых агитаторов, в которой изучались следующие темы: "Мирное строительство и организация крепкого тыла", "Новый порядок в Европе", "Рождение Красной Армии и ее борьба с немецкими захватчиками" и др.609

Серьезную помощь в агитационной и пропагандистской работе на заводах оказывали выездные редакции центральных и областных газет. Например, выездная редакция "Правды", работавшая в 1943 г. на Горьковском автозаводе 120 дней, выпустила 435 различных изданий, в том числе 104 газеты, 246 "молний" и т. д. Общий тираж их составил 2,2 млн. экземпляров610. Выездная редакция, публикуя статьи, заметки, информационные материалы, рассказывала о лучших людях завода, давала возможность агитаторам и пропагандистам улучшать свою деятельность и воспитывать трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения.

Доходчивой формой агитационно-массовой работы на предприятиях была наглядная агитация в виде плакатов, лозунгов, "молний" и т. д. На "Красном пролетарии" в цехе № 9 ежедневно появлялся "Календарь наступления на фронте и в тылу". На заводах выпускались фотогазеты, сатирические листки, плакаты-приветствия. В них освещались успехи героев труда, события на фронте; в то же время вскрывались недостатки в производственной и воспитательной работе.

Широкий размах эта форма работы получила на Кусинском машиностроительном, Куйбышевском подшипниковом заводах. Подшипниковцы в 1943 г. выпустили 22 тыс. "молний", 20 номеров сатирической газеты "Пожалуйте шлифоваться"611. Средства наглядной агитации отличались оперативностью в постановке вопросов, пробуждали в сознании рабочих ответственность за порученное дело.

В период войны возросла роль лекционной пропаганды На машиностроительных предприятиях, как и по всей стране, читались лекции, доклады и проводились консультации [165] на темы: "Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма", "Фронт и тыл советского народа едины в борьбе против фашизма", "Советские женщины в Отечественной войне", "Текущий момент и наши задачи" и др.

Широко пропагандировались мужество советского народа в борьбе с захватчиками, революционная борьба партии и рабочего класса за Советскую власть, лучшие традиции народов СССР. С разнообразными темами в цехах заводов выступали сотрудники Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), ТАСС, Академии наук СССР612.

Разнообразная идеологическая и политико-воспитательная работа усиливала патриотические чувства у трудящихся, вызывала благородное стремление старшего и молодого поколения рабочего класса, всех трудящихся оказать Родине максимальную помощь в разгроме врага.

Партийные органы заботились о повышении теоретических знаний коммунистов, агитаторов и пропагандистов, о совершенствовании их мастерства. Вопросы улучшения организационной и идейно-политической работы заводских парторганизаций по воспитанию коммунистов и беспартийных систематически обсуждались на пленумах и партийно-хозяйственных активах республиканских, областных и городских парторганизаций.

Например, в январе 1944 г. состоялось совещание секретарей партийных организаций Москвы. Перед собравшимися выступил старейший пропагандист нашей партии М. И. Калинин. Его выступления, опубликованные в журналах "Спутник агитатора", "Пропагандист", а также в ряде газет, помогали пропагандистским кадрам критически оценивать свой опыт и совершенствовать методы работы среди тружеников тыла613.

Хотя уже в первые месяцы войны был накоплен большой опыт массово-политической работы в новых условиях, на некоторых предприятиях партийные организации не сразу находили наиболее действенные пути для выполнения задач, поставленных Центральным Комитетом ВКП(б). Уровень и размах политической работы на ряде предприятий еще не отвечал требованиям военного времени. Не везде осуществлялся дифференцированный подход к различным категориям кадров, на ряде предприятий слабо велась воспитательная работа в ночных сменах, общежитиях. Так, в течение войны Горьковский горком партии неоднократно ставил вопрос о недостатках политико-воспитательной работы на Горьковском заводе фрезерных станков, отмечал оторванность [166] политической агитации от производственных задач. Это являлось результатом неудовлетворительного руководства со стороны партийного комитета614.

На бюро Томского горкома ВКП(б) отмечались недостатки в постановке массово-политической работы в партийной организации Томского завода "Шарикоподшипник"615.

Помощь первичным партийным организациям, агитаторам в устранении недостатков и усилении идейно-политической работы оказывали обкомы и горкомы партии, анализирующие деятельность низших партийных звеньев. По их инициативе в Горьком, Новосибирске, Нижнем Тагиле были проведены совещания агитаторов, работавших на машиностроительных заводах. В машиностроительной промышленности Горьковской области одной из форм работы с пропагандистскими кадрами стали постоянно действующие совещания агитаторов по группам родственных цехов: механосборочных, металлургических, энергетических. Как отмечалось в ряде постановлений пленумов обкомов партии, расширилась тематика лекций в трудовых коллективах, включая вопросы экономики, партийной работы616. Анализ деятельности партийных комитетов, агитаторов, полезные рекомендации помогали находить новые формы работы в массах.

На предприятиях машиностроения улучшилась лекционная пропаганда. Например, на заводах станкоинструментальной промышленности в 1943 г. было организовано 2718 лекций, а в 1944 г.- 3915, их прослушали в 1944 г. 87 285 человек. По данным ЦК профсоюзов, в 1944 г. в системе тяжелого машиностроения было прочитано 54 456 лекций и докладов, на которых присутствовали 1162 тыс. слушателей617.

Закономерным был рост интереса со стороны широких слоев трудящихся к вопросам внутреннего и международного положения, развития культуры и естествознания. Для работников заводов читались лекции на различные темы: "Источники наших побед", "Сталинградская битва", "Германия во второй мировой войне", "Семилетняя война и взятие Берлина", "Возникновение жизни на земле", "Солнечные и лунные затмения", "Металлы будущего" и т. д.618

В трудовых коллективах успешно действовали кружки по изучению военно-политического и международного положения Советского Союза, а также кружки по истории партии и социалистического государства. Так, в 1944 г. в системе Наркомтяжмаша в общественно-политических кружках только при 10 клубах и 42 красных уголках занимались 5735 человек, проводились партийно-теоретические конференции619. [167] Одной из первейших обязанностей коммунистов и комсомольцев, членов профсоюза на протяжении всей войны была забота о воспитании новых пополнений рабочего класса, которые на машиностроительных заводах составляли свыше 50%. На совещании в ЦК ВЛКСМ 15 сентября 1942 г. подчеркивалось, что вопросы политического воспитания, материально-бытового обслуживания и правильного использования молодежи на производстве являются главными в работе комсомольских организаций620. Центральный Комитет партии решительно вскрывал недостатки в организации массово-политической работы среди рабочей смены и принимал меры к повышению ее идейного уровня. Важность этой работы была подчеркнута в решении Секретариата ЦК партии, принятом осенью 1942 г. по вопросу о политическом воспитании и производственном обучении новых кадров на заводе имени Дзержинского Пермской области621. ЦК ВКП(б) указывал, что "в основу политического воспитания новых рабочих необходимо положить разъяснение им важности их работы на данном предприятии для победы над врагом. Агитаторы должны воспитывать новых рабочих в духе железной дисциплины труда, разъяснять необходимость быстрейшего овладения техникой и непрестанного повышения производительности труда... Особое внимание необходимо уделить индивидуальной агитации"622. Постановление широко обсуждалось на партийно-хозяйственных и комсомольских активах. Оно способствовало усилению работы с молодёжью.

Вопросы идейной и нравственной закалки юного поколения в военное время неоднократно анализировались на совещаниях секретарей горкомов комсомола по пропаганде в ЦК ВЛКСМ. Большая работа в данном направлении проводилась Ленинградским, Московским и Челябинским обкомами ВЛКСМ, где комсомольские ячейки машиностроителей занимали видное место623.

Коммунистическая партия призывала молодежь учиться, овладевать знаниями марксизма-ленинизма, готовить себя к послевоенному мирному труду. В осуществлении этой задачи важную роль сыграло решение пленума ЦК ВЛКСМ "Об улучшении политико-воспитательной работы комсомольских организаций среди молодежи", состоявшегося в январе 1945 г.624

Партийные, профсоюзные и комсомольские организации большинства предприятий машиностроения накопили ценный опыт работы с молодежью, воспитывали ее достойными преемниками славных традиций рабочего класса. Например, на заводе "Красный пролетарий" директор предприятия П. Ф. [168] Тараничев неоднократно проводил беседы о роли советского рабочего в обществе, призывал молодежь не уронить чести краснопролетарцев в суровое военное время. С юношами и девушками завода в 1943 г. было проведено тридцать бесед о героях фронта и тыла, две встречи с партизанами. Организатором этих мероприятий была секретарь комитета комсомола М. Шагова625.

В дружном рабочем коллективе Московского станкозавода имени С. Орджоникидзе воспитательная работа среди молодежи проводилась при активном участии директора И. И. Чуйкова, пережившего голод и блокаду Ленинграда, секретаря парткома П. И. Иванова, секретаря комитета ВЛКСМ З. Прокофьевой. Личные беседы руководителей с новыми рабочими о значении выпускаемой продукции, об успехах новаторов, о трудностях в работе помогали новичкам уверенно включаться в заводскую жизнь, воспитывали в них любовь к труду, к профессии.

Юноши и девушки, получая путевку в жизнь в грозные годы, обещали быть достойными высокого звания советского рабочего.

Воспитанию рабочей смены немало сил отдавали коммунисты и комсомольцы Иркутского машиностроительного завода имени В. В. Куйбышева, Новокраматорского завода, восстановленного в г. Электростали, и др. С молодежью Новокраматорского предприятия работал агитколлектив, которым руководил инженер Сердюк. Опытные агитаторы рассказывали молодым рабочим о задачах коллектива, о передовых людях, о товарищах, оставшихся в Краматорске и погибших в борьбе с врагом. С помощью агитаторов в течение 11 месяцев 1943 г. в молодежных общежитиях было организовано 313 бесед и 69 лекций, на которых присутствовали 5618 человек626.

Массово-политическая работа среди подрастающего поколения особенно оживилась в период подготовки к празднованию 25-летнего юбилея комсомола осенью 1943 г. Это еще выше поднимало трудовую и политическую активность юношей и девушек. Проявлением высокой политической сознательности комсомола было шефство над ударными стройками Востока и восстановлением Сталинграда и Донбасса.

В августе 1943 г. ЦК ВЛКСМ созвал совещание секретарей комсомольских организаций машиностроительных предприятий, выполняющих заказы доменной печи № 6, для разработки конкретных мер помощи Магнитострою. После этого совещания молодежь Коломенского паровозостроительного завода имени В. В. Куйбышева вызвала на [169] соревнование в честь 25-летия ВЛКСМ комсомольцев и молодежь, выполняющих заказы Магнитки627. Молодые машиностроители, сознавая высокую ответственность за интересы Родины, за общее дело рабочего класса, активно включились в социалистическое соревнование за досрочное выполнение заказов Магнитостроя. Взяв повышенные обязательства, они их выполнили с честью628.

Школой воспитания нового поколения были встречи молодых рабочих с воинами, которые призывали молодежь поддержать наступление на фронте ударным трудом. После посещения ГПЗ-1 капитаном Н. Яковлевым молодые подшипниковцы послали в его воинскую часть рапорт: "Ваша доблесть и беспримерный героизм в борьбе за честь и независимость нашей Родины,- писали комсомольцы,- вселяют в каждого из нас новые силы, новую энергию, хочется работать все больше и лучше, и нет места усталости и успокоению..."629.

Молодежь завода "Калибр" встречалась с Героем Советского Союза Д. Лебедевым, бывшим фрезеровщиком завода. В общежитиях Московского автозавода побывали Герои Советского Союза Ю. Жигурев, Л. Павлюченко, Л. Слепнев630. Беспримерные подвиги защитников Родины стали для рабочих примером мужества, отваги, преданности социалистическому Отечеству.

Кропотливая систематическая работа по воспитанию и обучению юношей и девушек помогала им овладевать специальностью и самоотверженно трудиться для фронта, для победы.

Размах идеологической и политико-воспитательной работы Коммунистической партии в рядах рабочего класса, в широких массах укреплял связи партии с трудящимися. Из глубин народа приходило в ряды ВКП(б) новое пополнение. За период с 1 июля 1941 г. по 1 июля 1945 г. территориальными парторганизациями были приняты свыше 1300 тыс. человек в кандидаты и около 900 тыс. в члены ВКП(б). По сравнению с довоенным периодом повысилась и доля рабочих среди принятых кандидатами партии - с 24,4 до 32,1%631.

Особое внимание уделялось приему передовых людей предприятий - героев труда, рабочих основных профессий, инженеров, конструкторов. На ведущих промышленных предприятиях - Горьковском и Московском автомобильных - в годы суровых испытаний стали коммунистами 3273 человека632. Одна из старейших московских партийных [170] организаций - завода "Красный пролетарий" - за время Отечественной войны приняла в свои ряды 356 человек633.

Вдвое увеличилась численность коммунистов завода "Калибр", Чимкентского машиностроительного. Среди членов партии ГПЗ-1 64,3% получили партийные билеты в 1941-1945 гг.634 Рост низовых партийных звеньев шел главным образом за счет рабочих.

В ряды партии вступили известные стахановцы военного времени, положившие начало новым методам высокопроизводительного труда, - Е. Г. Барышникова (ГПЗ-1), А. Г. Шашков (Московский завод внутришлифовальных станков), В. Ф. Шубин (Горьковский автозавод), лауреат Государственной премии С. Ф. Смирнов ("Красный пролетарий") и т. д.

Значительная часть коммунистов работала на предприятиях станкостроения, тяжелого и среднего машиностроения, расположенных в восточных регионах. На эвакуированных предприятиях оформлялись новые, а при слиянии их с восточными заводами создавались единые партийные организации. Пополнившись коммунистами крупнейших промышленных и культурных центров страны - Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и т. д.- и вобрав их передовой опыт организационной, партийно-политической работы, партийные организации заводов восточных районов стали крепче и боеспособнее, оперативнее в решении вопросов производства и воспитания трудящихся.

Для укрепления рядов партии, подъема всей организационной и политической работы большое значение имели отчетно-выборные собрания в низших партийных звеньях, а также районные и городские партийные конференции, состоявшиеся в большинстве организаций в конце 1943 - начале 1945 г.635

В центре внимания были вопросы усиления помощи фронту и улучшения внутрипартийной работы636. Так, в докладе парткома ГПЗ-1 на партийном собрании в феврале 1943 г. подчеркивалось: "У нашей парторганизации за отчетный период не было другой задачи, как мобилизация всего коллектива завода на помощь Красной Армии, на борьбу за разгром немецко-фашистских захватчиков"637.

В декабре 1944 г. была созвана XV партийная конференция на Московском автомобильном заводе. От 2720 коммунистов парторганизация послала на конференцию 380 делегатов с решающим и 41 - с совещательным голосом. Конференция заслушала доклад парторга ЦК ВКП(б) В. В. Левыкина "О работе парткома завода за 1941-1945 гг."638. [171] Подводя итоги суровых военных лет, коммунисты говорили о главных задачах военного времени, результатах труда заводских коммунистов, вскрывали недостатки в производственной и партийно-политической работе.

С большим подъемом прошли отчетные собрания на Горьковском автозаводе, Коломенском паровозостроительном имени В. В. Куйбышева и других предприятиях.

Отчетно-выборные собрания и партийные конференции показали высокую активность коммунистов, непримиримость с недостатками и бюрократизмом. Они были хорошей школой воспитания молодых членов партии, повышали у каждого коммуниста чувство ответственности за свою организацию.

Ветераны партии - рабочие-машиностроители Ленинграда, эвакуированные на Восток, выступая на Алапаевской городской партконференции (январь 1944 г.), критиковали секретарей горкома за отрыв от трудящихся масс. Они вспоминали методы работы С. М. Кирова, который, посещая заводы, беседовал не только с руководителями, но и с рядовыми членами коллектива639.

В тяжелую годину Отечественной войны советские рабочие закалились в огне испытаний, стали политически более зрелыми, яснее понимали, что значит партия в их жизни, какую роль она играет в экономике и духовном подъеме страны.

Заводские партийные организации направляли усилия профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций на оказание максимальной помощи фронту. Немалую лепту в общее дело разгрома врага внесли профсоюзные организации, объединенные ЦК профсоюзов рабочих: станкоинструментальной промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, автомобильной промышленности640. Профсоюзы выступали организаторами социалистического соревнования, вели большую работу по культурному и материально-бытовому обслуживанию тружеников тыла.

До войны ЦК союза рабочих тяжелого машиностроения был одним из ведущих отраслевых профсоюзов. Он объединял 92 организации, в том числе крупнейших предприятий страны - Уралмаша, Ленинградского металлического, краматорских машиностроительных заводов и др. Профактив насчитывал 35 тыс. человек. На 1 октября 1942 г. по сравнению с 1 октября 1940 г. число членов профсоюза среди рабочих тяжелого машиностроения уменьшилось с 90 до 64,7%, станкоинструментальной промышленности - с 83,4 до 72,7%, среднего машиностроения - с 85 до 72%641. [172] Руководящие органы профессиональных союзов+) уделяли серьезное внимание вовлечению трудящихся в профсоюз. В течение 1943 г. в стране членами профсоюза стали 3 млн. человек642. В конце 1945 г. наибольшее число членов профсоюзов было в ведущих отраслях индустрии, в том числе в среднем машиностроении 74,3%, автомобильной промышленности - 70,6 %. Станкоинструментальная промышленность по числу членов профсоюза уже в 1944 г. достигла довоенного уровня643.

Тысячи рабочих и служащих были вовлечены в общественную работу. В автопромышленности профактив на 1 января 1945 г. состоял из 33 тыс. человек, в тяжелом машиностроении - из 32,2 тыс.644 Прием в члены профсоюза нового пополнения и привлечение его к активной общественной деятельности способствовали политическому росту молодых кадров.

В годы войны еще более возросла роль комсомола на производстве и в общественной жизни страны. Решающим условием успешной его деятельности было руководство партии. ЦК ВКП(б) определял конкретные меры по улучшению работы комсомольских организаций, усилению их роли на производстве, развертыванию политической агитации и пропаганды среди молодежи. Комсомольских организаций стало меньше, но их боевой дух укрепился. Сеть первичных организаций ВЛКСМ в народном хозяйстве сократилась с начала 1941 г. до конца 1942 г. почти вдвое. Чтобы вовлечь в них больше молодых рабочих и колхозников, Политбюро ЦК ВКП(б) в ноябре 1942 г. рекомендовало ЦК ВЛКСМ разрешить прием в комсомол юношей и девушек с 14-летнего возраста645. (До ноября 1942 г. членами ВЛКСМ могли стать молодые люди, достигшие 15-летнего возраста.) Это способствовало росту его рядов. В 1943 г. в территориальные организации ВЛКСМ вступили 1,6 млн. юношей и девушек, в 1944 г.- 1,7 млн. Рабочие среди вступивших в ВЛКСМ составляли в 1943 г. 25% (в 1940 г.- 15,1%)646.

На предприятиях тяжелого машиностроения в 1944 г. было принято в члены ВЛКСМ 13,5 тыс. человек (в 1941 г.- 851). Например, первичная организация Иркутского машиностроительного завода имени В. В. Куйбышева приняла в свои ряды за военное время 2729 молодых рабочих. [173] Укрепились ряды комсомола на заводах станкостроения и среднего машиностроения. Наибольшее число комсомольцев промышленных предприятий Челябинской области (55%) были объединены в первичных организациях предприятий Наркомсредмаша. Их насчитывалось в 1943 г. 18,8 тыс. человек647.

Юноши и девушки, воспитанные на лучших традициях рабочего класса, ощущавшие ответственность за принадлежность к авангарду советской молодежи, выступали инициаторами многих патриотических начинаний. Комсомолец Горьковского автозавода В. Ф. Шубин явился зачинателем движения комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Комсомолка ГПЗ-1 Е. Г. Барышникова положила начало движению по высвобождению рабочих резервов под лозунгом "С меньшим количеством людей - больше продукции фронту". Их почины приобрели всесоюзное значение.

Ударным трудом, мужеством и бесстрашием присягала юность 40-х годов на верность делу партии.

Трудно переоценить результаты огромной массово-политической деятельности партийных и общественных организаций, идейную убежденность народа, его уверенность в победе. Целенаправленная политика Коммунистической партии, дальнейшее укрепление ее связей с массами, мо



2018-07-06 304 Обсуждений (0)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РОСТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РОСТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)