Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.



2018-07-06 759 Обсуждений (0)
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 0.00 из 5.00 0 оценок




В своих исследованиях Г. Мендель применил гибридологический метод (гибрид - это помесь):

1) скрещивал особей, отличающихся по одной паре изучаемых аллелей (моногибридное скрещивание), по двум парам (дигибридное скрещивание), по трем и более (полигибридное скрещивание);

2) производил тщательный количественный подсчет полученных потомков (сколько желтых, сколько зеленых);

3) проводил тщательный анализ полученных результатов на протяжении нескольких поколений и делал выводы.

Скрещивание у растений и животных обозначают знаком умножения - х. У человека тем же знаком обозначают бракосочетание.

При написании схемы скрещивания (у человека - бракосочетания) при­нято на первом месте ставить женский пол, который обозначают знаком (зеркало Венеры), затем мужской - (щит и копье Марса).

Для того чтобы записать скрещивание, необходимо знать символы, кото­рыми обозначаются родители, гаметы и потомки:

Р - родители (от латинского parents - родители), G - гаметы (от латинского gametes - гаметы), F1 - дети (от латинского fillii - дети),

F2 , F3 и так далее - последующие поколения.

Моногибридное скрещивание.Мендель скрещивал гомозиготные горохи, отличающиеся по одной паре признаков: растения с желтыми и зелеными семенами гомозиготные, и получил F1 - 100 % желтые.

Согласно закону чистоты гамет, в каждую гамету попадает один ген из, пары аллелей.

Ген желтой окраски семян полностью подавляет зеленый, то есть доминирует, поэтому все первое поколение одинаковое.

Первый закон Менделя: при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных (взаимоисключающих] признаков, наблюдается единообразие гибридов первого поколения как по фенотипу, так и по генотипу.

При скрещивании гибридов первого поколения между собой было полу­чено расщепление:

Второй закон Менделя (расщепления ги­бридов второго поколения): гибриды второго поколения, дают расщепление по фенотипу 3:1 (3 части желтых и 1 часть зеленых), а по генотипу 1:2:1.

Затем Г. Мендель провел дигибридное скрещивание: скрещивал растения, отличающиеся по двум парам альтернативных признаков.

Дигибридное скрещивание. Скрещивались растения гороха с желтыми гладкими семенами и растения с зелеными морщинистыми семенами. В F1 получено единообразие гибридов, так как желтый цвет доминировал над зеленым, а гладкая форма - над морщинистой.

При скрещивании гибридов первого поколения между собой (гетерозиготы по форме и цвету) Г. Мендель получил различные семена гороха (желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые) потому, что гены цвета и формы семян гороха и детерминируемые (опреде- ляемые) ими признаки комбинировались свободно - цвет не зависел формы и наоборот.

С помощью решетки Пеннета (рис. 12) удобнее записать и установить все возможные сочетания мужских и женских гамет при скрещивании гибридов первого поколения между собой, а также определить фенотип и генотип особей F1.

Рис.12. Схема построения решетки Пеннета при дигибридном скрещивании

Третий закон Менделя (независимого комбинирования генов): гены различных аллельных пар и детерминируемые ими признаки комбинируются независимо друг от друга, так как они локализованы в различных парах гомологичных хромосом. Ци­тологически это объясняется мейозом: в метафазе мейоза (I) пары гомоло­гичных хромосом располагаются в плоскости экватора, свободно комбини­руясь, а вместе с ними комбинируются и гены.

Как в метафазе (I) пары гомологичных хромосом расположатся (то к одному полюсу больше материнских, то больше отцовских), так в анафазе (I) они и разойдутся в разные гаметы.

В первом случае в гаметы попадут гены АВ и аb, во втором - Аb и

аВ, то есть гены цвета и формы горошин комбинируются свободно, независимо друг от друга.

Согласно закону чистоты гамет, всегда в гамету попадает один из па-аллелей, сколько бы пар аллелей при скрещивании ни учитывал исследователь (если три признака: желтый цвет, гладкая форма семян, длинный стебель - ААВВСС, то в гамету попадут - АВС).

Чтобы проводить скрещивание, Менделю нужно было знать, гомо- или гетерозиготное растение гороха по цвету или по форме семян. Для этого он проводил анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание.Генотип организма, имеющего рецессивный признак, определяется по его фенотипу (он всегда гомозиготный).

Особи с доминантным признаком (гомозигота или гетерозигота) по фенотипу не отличимы. Для установления генотипа особи с доминантным признаком применяется анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание заключается в том, что особь с неизвестным генотипом скрещивается с рецессивной особью и по потомству узнают генотип анализируемой особи.

зел. аа о*

Если при таком скрещивании все потомство окажется единообразным, то анализируемая особь гомозиготна (1), если произойдет расщепление, то она гетерозиготна (2).

 

Анализ генотипов важен не только при селекционной работе, но и для медицинской генетики. Так как на людях эксперименты запрещены, то антропогенетики и врачи прибегают к анализу родословных и ищут браки, которые позволяют проанализировать неизвестный генотип. Например: 1) у обоих родителей полидактилия, их ребенок имеет нормальное строение кистей. Следовательно, родители гетерозиготны по этому признаку; 2) мать имеет резус-отрицательную группу крови (генотип - dd), а отец - резус- положительную группу крови с неизвестным генотипом (DD или Dd). У них родился ребенок, имеющий резус-отрицательную группу, значит, отек гетерозиготен.



2018-07-06 759 Обсуждений (0)
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)