Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4 Основы знаний о менеджменте



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Тема 4 Основы знаний о менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:

1. Сущность менеджмента.

2. История развития менеджмента как научного направления

3. Школы менеджмента (авторы школ, краткая характеристика)

4. Система менеджмента

1. Сущность менеджмента

Термин «менеджмент» (лат. «manus» – рука) происходит от англ.

«tomanage» – администрирование, управление и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо.

Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, т. к. выделяют три основных вида управления – в соответствии с тремя основными областями развития объективного мира.

Основные области управления: неживая природа, живая природа, общество:

- управление в технических системах,

- управление в биологических системах,

- управление в социальных системах

Менеджмент изучает управление только в социальных системах.

Под социальным управлением понимается воздействие на общество в целом или на его отдельные части, с тем, чтобы обеспечить успешное движение к заданной цели.

Общественная потребность в управлении обусловлена тремя факторами.

Факторы влияния на общественную потребность в управлении:

1) необходимостью управления коллективами людей, их производственной кооперацией;

2) необходимостью оптимального сочетания живого труда и средств производства;

3) необходимостью управления связями, существующими в производстве и обществе.

Известно множество определений менеджмента, все они описывают его с различных сторон, например:

Менеджмент – это воздействие на коллектив, ведущее к намеченной цели и необходимые для этого взаимосвязанные мероприятия, организации и рычаги.

Менеджмент – это выработка, принятие и реализация решений, наилучшее распределение ресурсов, целенаправленная переработка информации и многое другое.

Менеджмент – целенаправленное руководство коллективом трудящихся с целью производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) с высокими потребительскими свойствами и уровнем качества при минимальных затратах.

Менеджмент – это процесс, включающий планирование, организацию, мотивацию и контроль, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Таким образом, менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных, финансовых, и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и методов их достижений.

Менеджмент предполагает выполнение требований, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия эффективного труда работников и получение результатов, которые соответствуют поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели лежит в основе менеджмента.

Менеджеры– это профессиональные наемные работники, занимающиеся управленческой деятельностью, организаторы какой-либо работы. Их можно разделить на три уровня (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика уровней руководства

Характеристика Руководители высшего звена (институциональный уровень) Руководители среднего звена (управленческий уровень) Руководители низового звена (технический уровень)
Место на иерархической лестнице Во главе организации (члены совета директоров, президенты, вице-президенты, директор) Во главе основных подразделений Во главе небольших коллективов исполнителей (начальники цехов, групп, участков, бригадиры)
Функции Определение миссии, целей и политики, стандартов деятельности, структуры и системы управления Выполнение заданий,сохранность имущества вверенных им подразделений Повседневное управление технологическими процессами, рабочими и др. неуправленческими работниками
Порядок назначения Занимают должность на основе контракта с собственником(государство, акционеры, пайщики) Назначаются первым лицом или его заместителями Назначаются руководителями среднего звена
Права Представительство на переговорах с главными контрагентами и государственными органами Решение кадровых вопросов, наказание или поощрение подчиненных В установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них взыскания
Обязанности Организация работы фирмы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами. Распоряжение имуществом и средствами без специальной доверенности. Расторжение и заключение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках. Стимулирование подчиненных руководителей. Ответственность за все решаемые задачи и принимаемые решения. Реализация власти в соответствии со статусом Установление заданий исполнителям, контроль их выполнения. Проведение мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, дисциплины, санитарных норм. Подготовка информации для решений, принимаемых высшими руководителями. Борьба с конфликтами Распределение заданий, составление графиков работы. Организация и координация труда персонала. Обеспечение выполнения производственных заданий качественно и в срок. Контроль за рациональным использованием оборудования, ресурсов, дисциплиной, безопасность труда; Содействие рационализаторству. Осуществление обратной связи. Разрешение межличностных конфликтов.

 

2. История менеджмента как научного направления – (доклад+ презентация)

Когда появились люди, вместе с ними появились истоки управления – как только один человек начинает координировать действия другого, это можно считать управлением.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.

Большинство ученых считают, что истоки менеджмента возникли в 5 тыс. до н. э. с появлением письменности у древних шумеров.

Первым ученым, который писал о менеджменте, хотя и не употреблял этого слова, был французский экономист Жан-Батист Сэй, который в начале XIX века ввел понятие антрепренерства, заключавшееся в определении наиболее рационального способа использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства.

Становление менеджмента как социально-экономической науки с широким приложением в практике относят к концу XIX – началу XX веков.

Основателями менеджмента как науки считают Ф. Тэйлора, который разработал теорию научного менеджмента, и Г. Файоля, который разработал универсальные принципы управления.

 

Таким образом, предметом науки менеджмента являются:

1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

 



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Тема 4 Основы знаний о менеджменте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4 Основы знаний о менеджменте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)