Тема 4 Основы знаний о менеджменте
Вопросы: 1. Сущность менеджмента. 2. История развития менеджмента как научного направления 3. Школы менеджмента (авторы школ, краткая характеристика) 4. Система менеджмента 1. Сущность менеджмента Термин «менеджмент» (лат. «manus» – рука) происходит от англ. «tomanage» – администрирование, управление и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо. Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, т. к. выделяют три основных вида управления – в соответствии с тремя основными областями развития объективного мира. Основные области управления: неживая природа, живая природа, общество: - управление в технических системах, - управление в биологических системах, - управление в социальных системах Менеджмент изучает управление только в социальных системах. Под социальным управлением понимается воздействие на общество в целом или на его отдельные части, с тем, чтобы обеспечить успешное движение к заданной цели. Общественная потребность в управлении обусловлена тремя факторами. Факторы влияния на общественную потребность в управлении: 1) необходимостью управления коллективами людей, их производственной кооперацией; 2) необходимостью оптимального сочетания живого труда и средств производства; 3) необходимостью управления связями, существующими в производстве и обществе. Известно множество определений менеджмента, все они описывают его с различных сторон, например: Менеджмент – это воздействие на коллектив, ведущее к намеченной цели и необходимые для этого взаимосвязанные мероприятия, организации и рычаги. Менеджмент – это выработка, принятие и реализация решений, наилучшее распределение ресурсов, целенаправленная переработка информации и многое другое. Менеджмент – целенаправленное руководство коллективом трудящихся с целью производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) с высокими потребительскими свойствами и уровнем качества при минимальных затратах. Менеджмент – это процесс, включающий планирование, организацию, мотивацию и контроль, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Таким образом, менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных, финансовых, и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента Менеджмент характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и методов их достижений. Менеджмент предполагает выполнение требований, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия эффективного труда работников и получение результатов, которые соответствуют поставленным целям. Умение ставить и реализовывать цели лежит в основе менеджмента. Менеджеры– это профессиональные наемные работники, занимающиеся управленческой деятельностью, организаторы какой-либо работы. Их можно разделить на три уровня (табл. 1). Таблица 1 - Характеристика уровней руководства
2. История менеджмента как научного направления – (доклад+ презентация) Когда появились люди, вместе с ними появились истоки управления – как только один человек начинает координировать действия другого, это можно считать управлением. Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. Большинство ученых считают, что истоки менеджмента возникли в 5 тыс. до н. э. с появлением письменности у древних шумеров. Первым ученым, который писал о менеджменте, хотя и не употреблял этого слова, был французский экономист Жан-Батист Сэй, который в начале XIX века ввел понятие антрепренерства, заключавшееся в определении наиболее рационального способа использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства. Становление менеджмента как социально-экономической науки с широким приложением в практике относят к концу XIX – началу XX веков. Основателями менеджмента как науки считают Ф. Тэйлора, который разработал теорию научного менеджмента, и Г. Файоля, который разработал универсальные принципы управления.
Таким образом, предметом науки менеджмента являются: 1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации; 2) законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией; 3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией; 4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель; 5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |