Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ



2018-06-29 398 Обсуждений (0)
ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




При формировании студенческого коллектива необходимо учитывать процессы групповой динамики, которые происходят практически в каждой учебной группе.

 

Рассмотрим фазы развития группы:

1. Фаза ориентации (адаптационная). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа, как мне себя представить, кто эти люди, кто мне нравится, примут ли меня. Поскольку студенты еще друг друга не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно, соответственно уровень несогласия в группе невысок.

2. Фаза конфликта (активации, активного напряжения). На этой фазе студентов волнуют вопросы типа, могу ли я здесь получить то, что желаю, как мне получить это, кто на меня влияет в большей или меньшей степени, как мне оказать влияние. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, студенты, как правило, открыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе можно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него.

3. Фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации норм определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях, как на начальном этапе, но она служит другим целям – изменению формы разногласий.

4. Фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советует, принимает решения, характеризуется высокой групповой сплоченностью, но не подавляет отрицательных эмоций, сознательно допускает проявление враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе враждебные чувства

Если группа не достигает сплоченности, то она может остановиться на первой или второй фазе.

Процесс адаптации сопровождается:

§ Повышенным уровнем тревоги

§ Агрессивным поведением

§ Неуверенным поведением

§ Соперничеством в группе

§ Конфликтным поведением

 

При работе с первокурсниками особое внимание надо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную (успешную) адаптацию «вчерашних» школьников к вузовской жизни:

§ знание студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей;

§ изменение условий обучения, к увеличению доли практических занятий;

§ консультативная помощь психолога;

§ помощь кураторов в организации академической группы в целом;

§ помощь преподавателей, старшекурсников в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов.

 

Показателями социальной адаптацииявляются:

§ на уровне группы: вхождение в группу; определенный социальный статус; принятие правил и норм корпоративной культуры (группа, факультет, университет);

§ на уровне университета: знание инфраструктуры (корпуса, общежития, библиотека, профком, центр культуры, музеи и др.); знание руководства факультета, кафедр.

Показателями учебной адаптацииявляются:

§ ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах;

§ умение пользоваться библиотекой, электронным каталогом, информационными образовательными ресурсами;

§ наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).

 

Показателями результативности реализации психолого-образовательного сопровождения студентов младших курсов должны стать следующие критерии.

На уровне группы:

– низкий процент «отсева» студентов;

– академическая успеваемость;

– сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы;

– отсутствие конфликтов.

На уровне отдельного студента:

– определенность с научным направлением;

– определенность с научным руководителем;

– овладение навыками оформления курсовой работы;

– участие в делах группы, факультета;

– овладение навыками самопрезентации;

–готовность к осознанному и самостоятельному построению образовательной траектории.

 

Действия куратора во время периода адаптации.

Адаптация первокурсника в университете – первая, наиважнейшая задача куратора.

На этом этапе куратору необходимо:

Заочное знакомство с группой

Знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Ознакомление с личными делами студентов позволит выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

 

Провести знакомство с Университетом

Знакомить студентов с историей, традициями, особенностями Университета, с требованиями к студентам. Знакомство и пояснение Устава университета, прав и обязанностей студентов, с правилами внутреннего распорядка университета;

Представить преподавателей, которые ведут занятия в группе;

Провести знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах вуза



2018-06-29 398 Обсуждений (0)
ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОЦЕССЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)