Буферные зоны, оболочки, зоны близости.
Буферная зона вокруг фигуры F - это наибольшая область на карте, все точки внутри которой удалены от F не более чем на заданное расстояние L (рис. 7.19). При построении в ГИС буферных зон расстояние L может быть задано заранее либо вычисляться динамически для каждого объекта отдельно на основе его атрибутов. Некоторые ГИС позволяют за раз построить для каждого объекта не одну буферную зону, а сразу несколько кольцевых буферных зон. Например, указав L = 15 и что нужно построить по 3 зоны, будут созданы 3 области, в первой из которых расстояние lот любой точки до исходного объекта будет 0 ≤ l ≤ 5, во второй 5 ≤ l ≤ 10, а в третьей 10 ≤ l ≤ 15 . Буферные зоны используются в геоинформатике, например, для моделирования полос отведения вдоль дорог, санитарных зон вокруг рек и озер, охранных зон вдоль линий газопроводов и линий электропередачи, оценки областей неблагоприятного воздействия на человека вокруг различных источников.
Рис. 7.19. Операция построения буферной зоны
Выпуклая оболочка множества объектов F - это наименьшая выпуклая область на карте, содержащая все объекты F (рис. 7.20). Оболочка может быть построена по объектам любой размерности, но результатом в ГИС всегда является полигон.
Рис. 7.20. Операция построения выпуклой оболочки В задаче построения зон близости требуется найти все точки плоскости, для которых расстояние s до заданного множества объектов {aj} является минимальным. В случае, когда все объекты - точки, данная задача известна как задача построения диаграмм Вороного (рис. 7.21). Операция построения зон близости может использоваться, например, ДЛЯ нахождения зон скорейшего обслуживания (зон близости) из заданных базовых пунктов. Пусть, например, в некоторых точках на территории региона расположены аэродромы с пожарными вертолетами. В случае возникновения лесного пожара по заданной точке его локализации мы определяем зону близости, а следовательно и вертолёт, который быстрее всех сможет долететь до места пожара.
Рис. 7.21. Операция построения диаграмм Вороного (построение зон близости для точечных объектов)
Приведенный пример предполагает одинаковые скорости перемещения вертолётов, но в действительности они могут отличаться, также могут отличаться и удельные затраты на перемещение. В операции построения взвешенных зон близости требуется определить все точки плоскости, для которых расстояние s до заданного множества объектов {Gj}, помноженное на веса Wj > О, является минимальным. Для нашего примера укажем скорости полёта вертолётов в качестве весов Wj. Полученные взвешенные зоны близости приведены на рис. 7.22.
Рис. 7.22. Операция построения взвешенных зон близости Генерализация. Под термином «генерализация» в геоинформатике понимается набор операций обобщения, предназначенных для отображения пространственных данных в соответствии с заданным масштабом, содержанием и тематикой карты. В самом распространённом случае генерализация позволяет уменьшить количество и упростить состав пространственных объектов при заданном уменьшении масштаба карты (рис. 7.23).
Рис. 7.23. Операция генерализации
Рассмотрим основные операции генерализации при работе с векторными объектами. При этом сразу отметим, что не все из нижеприведенных операций реализованы в современных ГИС, так как многие операции чётко не формализованы и потому не могут быть алгоритмизированы. Именно поэтому процесс генерализации в ГИС по-прежнему требует много творческой интерактивной работы пользователя. 1. Упрощение. Эта операция изменяет внутреннюю геометрическую структуру линии или полигона, удаляя некоторые точки (например, почти совпадающие, а также последовательные точки, лежащие почти на одной прямой) на основании заданного геометрического критерия. 2. Сглаживание. Эта операция сдвигает некоторые точки линий и границ полигонов с целью устранения мелких нарушений и выделения наиболее значимых тенденций изменения фигуры. 3. Сдвиг объектов. Эта операция немного (в пределах заданной величины) перемещает целые объекты, чтобы избежать слияния или наложения объектов при уменьшении масштаба. 4. Чистка (удаление мелких объектов). Эта операция удаляет линейные и площадные объекты, размеры которых меньше некоторого установленного минимума (рис. 7.24).
Рис. 7.24. Операция удаления мелких объектов
5. Адаптивная чистка. Эта операция удаляет с карты объекты любой размерности, которые накладываются друг на друга и имеют самую низкую «важность». Эта операция реализуется с помощью «жадного» алгоритма. Вначале всем объектам, которые потенциально разрешено удалять, присваиваются некоторые веса (важности объектов), и все эти объекты сортируются в порядке убывания весов. Затем объекты по очереди помещаются на карту, начиная с самого важного. Если изображение очередного добавляемого на карту объекта сливается с ранее помещенными объектами, то такой объект отбрасывается. Покажем использование адаптивной чистки на примере населённых пунктов на карте России. Пусть мы хотим разместить населённые пункты вместе с их названиями, причем названия должны быть разного размера. В качестве веса населённого пункта будем использовать численность его населения. В итоге после адаптивной чистки в западной части России на карте останутся только крупные города, а на востоке, в малонаселённых районах, - даже деревни. 6. Слияние близких и граничащих объектов. Эта операция уменьшает общее число объектов на карте за счёт объединения близких фигур. Объединяться могут фигуры, которые строго граничат друг с другом (рис. 7.25) либо которые расположены достаточно близко друг к другу (например, две близкие параллельные дороги). 7. Снижение размерности. Эта операция заменяет маленькие многоугольники линиями или точками, а маленькие линии - точками (см. рис. 7.23). Например, на крупномасштабной карте населённые пункты и озёра могут показываться своими контурами, а на мелкой карте - точками. На крупной карте реки зачастую показываются областями с границами по линиям уреза воды, а на мелких картах - осевыми линиями. На крупной карте мосты но тоннели на автомобильной дороге могут быть показаны в виде линий, являющих частью дороги, а на мелкомасштабных картах - в виде точек на осевой линии дороги. 8. Оконтуривание групп отдельных объектов. Эта операция применяется, например, для замены множества отдельно стоящих деревьев на области, обозначаемые как парки или зелёные насаждения (см. рис. 7.23).
Рис. 7.25. Операция объединения граничащих фигур
9. Корректировка (текстурирование). Эта операция предназначена для внесения некоторых дополнительных точек в линии и полигоны для придания внешнему виду фигур натуральности. Например, река может быть представлена на карте гладкой осевой линией, однако при этом мы знаем, что на самом деле река очень извилиста, но эти извилины совершенно не видны в масштабе карты. Такие небольшие извилины можно принудительно создать с помощью данной команды. Теперь кратко рассмотрим некоторые аспекты генерализации объектов, представленных в других моделях данных, нежели векторные. Генерализация растровых данных обычно сводится только к уменьшению размера растра и интерполяции значений пикселей нового растра на основе исходного. Например, при уменьшении размера растра по высоте и ширине в 4 раза каждый новый пиксель должен быть вычислен на основе значений 16 исходный. Если в исходном растре в пикселях хранились числовые непрерывные данные, то значения пикселей в новом растре просто усредняются на основе исходных значений. В остальных случаях в качестве значения обычно выбирается то, которое наиболее часто представлено в исходных пикселях. В результате генерализации триангуляционных поверхностей строится новая поверхность с меньшим количеством узлов триангуляции, которая отличается от исходной поверхности не более чем на заданную величину. В процессе генерализации поверхности может выполняться 3 вида упрощений: удаление узлов, замена коротких рёбер и небольших треугольников триангуляции одним узлом. Геостатистика. Геостатистика - это раздел математической статистики, исследующий явления, имеющие территориальный характер распределения. То есть основная разница заключается в том, что классическая статистика обычно работает просто со случайными величинами, в то время как в геостатистике предполагается, что всем случайным событиям приписаны некоторые координаты на плоскости или в пространстве. Геостатистика позволяет своими методами проанализировать распределение случайных величин по территории Земли, а что наиболее важно - предсказать значения этих величин в новых местах, а также найти причины такого распределения во взаимосвязи с другими пространственно распределенными случайными величинами. В настоящее время геостатистика используется в самых разных отраслях, например: 1. В геологии - для предсказания уровней залегания и объёмов нефтегазоносных и других геологических слоёв. Допустим, нам известны данные по бурению в нескольких точках на определённой территории. Используя методы геостатистики, мы можем предсказать уровень грунтовых вод, а также глубину залегания и толщину геологических пластов в любой интересующей точке. 2. В экологии - для анализа загрязнений окружающей среды. Например, выполнив замеры уровня шума и загрязнения CO в достаточном количестве точек вдоль некоторой дороги или в городе, мы можем восстановить всю картину загрязнений на всей дороге и в городе в целом. Сопоставив эти результаты в ГИС с размещением на карте города промышленных и иных объектов, можно определить основные источники загрязнений. 3. В метеорологии - для прогнозирования погоды. Получая данные с метеорологических постов о температуре, давлении, силе и направлении ветра, можно с некоторой точностью определять эти же величины и в других местах. 4. В медицине - для анализа различных заболеваний. Получив данные о заболеваниях в различных районах города или в различных населённых пунктах, можно восстановить общую картину распределения заболеваний по всему городу или региону. Сопоставив эту картину на карте с другими пространственными данными, можно определить причины болезней и выработать необходимые меры. 5.В социологии - для анализа регионального распределения разнообразных величин и поиска их причин. 6. В демографии - для анализа рождаемости, смертности, миграции населения и поиска их причин. С точки зрения ГИС исходными данными для геостатистики являются точечные объекты, для которых в атрибутах указаны некоторые значения. На их основе можно построить некоторое «поле данных» - трёхмерную поверхность, аппроксимирующую распределение этих случайных величин по всей анализируемой территории. Полученное поле значений можно использовать для предсказания значений случайных величин в новых точках, а также выполнения корреляционного анализа в сравнении с другими пространственными величинами. В геостатистике используется несколько основных методов, подразделяемых условно на детерминистические и стохастические. Детерминистические методы включают метод инверсных расстояний, глобальный и полиномиальный методы. К стохастическим относятся метод функций с радиальным базисом, а также наиболее мощные методы кригинга и кокригинга. В настоящее время только немногие ГИС имеют в своём составе функции геостатистического анализа. Ранее геостатистика в основном применялась в геологических приложениях, а потому в ГИС общего назначения таких функций не было. Сейчас ситуация меняется. Существует ряд других программных пакетов, используемых совместно с ГИС, имеющих мощные средства геостатистики. Среди них в России наиболее известен пакет Surfer (производитель Golden Software, США). Геостатистические функции обычно присутствуют в системах обработки ДЦЗ, таких как ERDAS Imagine, Idrisi 32, ER Mapper и др. Из широко распространённых универсальных ГИС наибольшим количеством геостатистистических функций обладает ArcGIS 8.х/9.х, в которой для этого имеется специальный модуль Geostatistical Analyst (рис. 7.26). Сетевой анализ. На основе транспортных сетей в ГИС можно решать разнообразные задачи, объединённые общим термином «сетевой анализ»; 1. Поиск кратчайшего по времени или расстоянию маршрута между двумя заданными узлами транспортной сети (рис. 7.27). Поиск должен про водиться с учётом времени прохождения по дугам, времени выполнения поворотов в узлах, а также с учётом допустимого направления движения в дугах.
Рис. 7.26. Применение модуля ArcGIS Geostatistical Analyst для мониторинга озоновых дыр в Европе (в горных районах Карпат)
Рис. 7.27. Пример поиска кратчайшего маршрута между заданными пунктами в IndorGIS
2. Поиск кратчайшего обхода заданного набора пунктов (задача коммивояжёра). В этой задаче вначале между каждой парой заданных пунктов находится кратчайший маршрут передвижения, а потом решается математическая задача коммивояжёра, перебирая различные варианты порядка обхода этих пунктов (рис. 7.28). 3. Поиск ближайших пунктов обслуживания. Предполагается, что на карте задан точечный слой с некоторыми пунктами обслуживания, например автозаправочными станциями или магазинами. В этой задаче для заданной точки на плоскости необходимо найти несколько самых близких пунктов обслуживания (рис. 7.29).
Рис. 7.28. Пример поиска кратчайшего обхода заданных пунктов в IndorGIS
Рис. 7.29. Пример поиска пунктов обслуживания в IndorGIS
4. Расчёт зон обслуживания. Так же как и для предыдущей задачи, предполагается, что на карте задан точечный слой с некоторыми пунктами обслуживания, например автозаправочными станциями или магазинами. Необходимо разбить всю карту на непересекающиеся части, каждая из которых будет соответствовать одному пункту обслуживания, который является ближайшим для любой точки внутри полученной части (рис. 7.30). 5. Расчёт транспортной доступности. В этой задаче предполагается, что на карте заданы два точечных слоя: один с анализируемыми объектами (например, населёнными пунктами на карте области), а другой - с некоторыми обслуживающими объектами (например, районными центрами в областях). для каждого населённого пункта необходимо определить минимальное время, за которое из него можно доехать до райцентра, либо указать, что проезда нет. На рис. 7.31 показан фрагмент труднодоступного района на севере Томской области, в котором практически отсутствуют автомобильные дороги, но есть речное и авиационное сообщение.
Рис. 7.30. Пример расчета зон обслуживания в IndorGIS
6. Расчёт межрайонных транспортных связей. Эта задача предполагает, что территория города или региона разбита на некоторые транспортные районы (группы кварталов в городе или отдельные поселения), между которыми следует установить величину тяготения друг к другу и уровень транспортной обеспеченности районов в соответствии с некоторым видом передвижения, вызванного этим тяготением. Тяготение между районами определяется на основе их возможностей и притягательностей, а также на основе транспортных связей районов. При расчёте трудовых перемещений возможностями районов является их трудоспособное население, а притягательностями - количество рабочих мест. Например, при расчёте культурно-бытовых перемещений из дома возможностями районов является количество жителей, а притягательностями - объём услуг, предоставляемых районом за единицу времени (это учитывает в себе среднее число проданных за месяц билетов во всех кинотеатрах, театрах, музеях, концертных залах, стадионах; количество и размер различных магазинов, парикмахерских, аптек, пунктов ремонта и пр.). При расчёте культурно-бытовых перемещений не из дома (с работы) притягательности берутся те же, что и из дома, а возможностями считается количество рабочих мест. Транспортная связь между каждой парой районов определяется по транспортной сети как минимальное время, требуемое для перемещения между районами. При этом в городе расчёт обычно ведётся по сети маршрутного транспорта, а при расчёте на уровне регионов - по общей сети автомобильных дорог.
Рис. 7.31. Пример расчёта в IndorGIS транспортной доступности населённых пунктов Томской области до райцентров, один из которых находится в правом нижнем углу карты
Расчёт транспортных связей между районами ведётся на основе модели корреспонденций, предполагающей, что чем больше времени требуется человеку, чтобы добраться из одного района в другой, тем менее притягательным (привлекательным) является этот район. Например, поэтому большинство людей на работу будут ездить недалеко от места своего жительства и только меньшее количество - далеко. В результате расчёта транспортных связей получается матрица, показывающая общее количество человек, которые в среднем перемещаются из одного района в другой в соответствии с заданным видом передвижения (например, сколько человек ездит на работу в такой-то район). Кроме того, для каждого района определяется, сколько времени в среднем тратит один житель района на эти поездки. Такие средние величины характеризуют качество транспортной обеспеченности района. На рис. 7.32-7.33 приведены результаты расчёта транспортных связей между районами на примере трудовых передвижений в г. Томске. Расчёт проводился по 70 транспортным районам (такое количество рекомендуется для городов с населением около 500 тыс. жителей), при этом на рисунке в виде толстых линий показаны объединённые результаты, сгруппированные по 4 административным районам города. Толщина линии между административными районами характеризует количество жителей, ежедневно едущих на работу из одного административного района в другой. При этом часть жителей работает в этом же районе, и это количество показывается кругами соответствующего радиуса в центре районов.
Рис. 7.32. Пример расчёта транспортных связей между административными районами в IndorGlS (рассчитаны по транспортным районам и затем сгруппированы)
Дополнительно на рис. 7.32 в скобках после названия каждого административного района указано среднее время, затрачиваемое работающими жителями этих районов на ежедневные передвижения на работу. Аналогично на рис. 7.33 в скобках после названия каждого транспортного района приведено среднее время, затрачиваемое работающими жителями этих районов на ежедневные передвижения на работу.
Рис. 7.33. Пример расчёта транспортной обеспеченности районов в IndorGlS
Отметим так же, что методом корреспонденций можно рассчитать объёмы грузовых перевозок. 7. Расчёт транспортных потоков. В этой задаче предполагается, что известны транспортные связи между районами (каким-то образом вычислены или измерены), и требуется определить, по каким конкретным дорогам будут передвигаться автомобили и пассажиры. для этого на основе известного объёма перевозок между транспортными районами определяется несколько кратчайших маршрутов, а также количество машин, которое поедет по конкретному участку дороги. Результат обычно показывается на карте в виде картограмм потоков (рис. 7.34).
Рис. 7.34. Картограмма транспортных потоков Анализ поверхностей. В данном разделе мы рассмотрим набор операций, позволяющих выполнять анализ поверхностей, используемых в ГИС в качестве моделей рельефа и представленных в виде регулярной или триангуляционной сети. 1. Интерполяция высот. Эта операция позволяет вычислить значение высоты поверхности для любой заданной плановой точки. 2. Построение профилей. Эта операция строит продольный вертикальный разрез вдоль некоторой заданной линии (рис. 7.35). Дополнительно при отображении профиля можно задать степень его растяжения п вертикали. 3. Построение горизонталей (изолиний). Эта операция строит изолинии - линии одинакового уровня (см. п. 5.6, рис. 5.23,а). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полилиний. Изолинии можно также трактовать как разрез поверхности горизонтальной плоскостью, расположенной на заданной высоте. 4. Построение изоконтуров. эта операция строит изоконтуры - области между изолиниями смежного уровня (см. п. 5.6, рис. 5.23,6). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полигонов.
Рис. 7.35. Построение продольных разрезов поверхности в IndorGIS
5. Построение изоклин. Эта операция строит изоклины - линии одинакового уклона (см. п. 5.6, рис. 5.24,а). Результат сохраняется в векторной модели данных в виде полилиний. Вариантом этой операции является построение изоклин в виде контуров, которые образуются как области между смежными изоклинами. 6. Расчёт экспозиций склонов. Эта операция вычисляет нормали к каждому элементу поверхности и определяет, в какую сторону света повернута нормаль. Результат отображается на карте различными цветами (см. п. 5.6, рис. 5.25). 7. Расчёт объёмов земляных работ. Эта операция предполагает, что имеется модель существующего рельефа и задано, какую форму должен принять этот рельеф. Требуется определить объёмы грунта, которые следует переместить для получения проектируемого рельефа. В простейшей постановке этой задачи требуется выровнять дно котлована, заданного в виде многоугольника, до определённой высотной отметки. В другой (более сложной) постановке явно задаётся вторая модель рельефа. При этом требуется вычислить разность между существующей и проектируемой поверхностями. Результатом вычислений является некоторая новая поверхность (которую уже нельзя интерпретировать как рельеф). Результаты вычислений отображаются на карте в виде отдельных областей, показывающих, где требуется выполнить срезку рельефа, а где засыпать (рис. 7.36). 8. Анализ видимости. Данная операция определяет, какие области на карте видны из заданной в трёхмерном пространстве точки. Результат представляется на карте в виде областей, из которых видна указанная точка. На рис. 7.37 показан пример расчёта зон видимости.
Рис. 7.36. Расчёт объемов земляных работ
Рис. 7.37. Расчёт зон видимости: а - исходная модель и точка наблюдения на поверхности; б - зона видимости показана белой областью с чёрным контуром
В части случаев данная задача решается только вдоль некоторой одной отдельно взятой прямой. Например, так считается видимость автомобильной дороги из автомобиля. В качестве точки зрения берётся точка над дорогой на высоте 1,20 м. Результатом расчёта является расстояние, начиная с которого видимость дороги пропадает. 9. Построение сети тальвегов и водоразделов. Данная операция предназначена для анализа формы рельефа местности (рис. 7.38) и выделения таких структурных элементов, как линии тальвегов и водоразделов, а также особых элементов (вершин, седловин, хребтов, оврагов). Эта операция анализирует каждую ячейку модели поверхности и определяет направление, куда будет течь вода с этой ячейки. Затем определяются тальвеги линии, соединяющие самые низкие точки дна речной долины, оврага, промоины и пр. Оконтурив все ячейки, образующие водосбор для каждой отдельно взятой реки и водоёма, мы получаем линии водоразделов. Данная операция используется обычно в гидрологии при анализе рельефа на мелкомасштабных картах.
Рис. 7.38. Рельеф местности и различные его элементы (вверху - трёхмерный вид; внизу - те же элементы на карте)
10. Анализ водостока. Данная операция предназначена для анализа рельефа местности в крупном масштабе и определения мест скопления воды. Для этого вначале на рельефе находятся все точки локального минимума, а затем эти места постепенно наполняются водой до тех пор, пока лужи не переполнятся и не станут переливаться через край (рис. 7.39). Это используется, например, при проектировании автомобильных дорог и генеральных планов для обнаружения потенциальных мест образования луж. Для исключения возможности образования луж следует перепроектировать рельеф или установить в центре этих луж ливневые колодцы.
Рис. 7.39. Расчёт потенциальных мест образования луж: а - изображение луж на плане; б - трёхмерная визуализация луж
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |