РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АДЫГОВ
1. Типы поселений, жилища у адыгов.Адыги имели поселения как на равнине и в предгорье, так и в горной местности. На равнине адыги селились компактно, располагали свои поселения квадратом или кругом. Жилища строились по периметру с фасадами, обращенными внутрь селения. Внутри селения находилась площадь для скота, располагались колодцы и зерновые ямы. Общая ограда такого аула имела одни ворота. Ограда представляла собой защитное приспособление в случае внезапного нападения врага. Иногда ограда состояла из прочной плетневой стены в несколько рядов. Расстояние между заборами засыпалось землей. На противоположных концах таких укрепленных поселений располагались сторожевые башни. Некоторые адыгские деревни в XVIII в. имели каменные укрепления. Адыгские поселения обозначались терминами «чылэ», «къуаджэ», «хьабл»». Под влиянием внутренних междоусобиц и внешних нападений селения нередко передвигались с одного места на другое[23]. В центре адыгской усадьбы обычно стояло жилище хозяина («унэшхо»). Отдельно строились дома для женатых сыновей. В усадьбе непременно находилась кунацкая (хьак1эщ), предназначенная для приема гостей. Вокруг двора, обычно у забора, находились различные хозяйственные постройки (амбары для зерна, курятник и др.). Для лошадей и скота строился отдельный двор. Усадьбу окружали огороды и сад. 2. Декоративно - прикладное искусство адыгов.Одежда шилась из сукна, холста, бязи, шелка, бархата и иных тканей. Адыгская одежда являлась неотъемлемым компонентом национальной культуры. Из-за красоты и удобства мужская одежда адыгов была заимствована другими кавказскими народами, а также терскими и кубанскими казаками. В первой половине XIX в. адыгский мужской костюм состоял из каракулевой папахи, войлочной шляпы, бурки, башлыка, обуви, рубахи, штанов, бешмета, черкески[24]. Черкеска представляла собой однобортный суконный кафтан без ворота, в талию со сборками, обычно немного ниже колен. На каждой стороне груди находились трубочки - газыри - для хранения патронов. Бурка изготовлялась из овчин шерстью наружу и из войлока. Она предохраняла горца от дождя и холода. Бурки и черкески были преимущественно черного цвета. В качестве обуви у мужчин употреблялись чувяки и сапоги. Женский костюм у адыгов составляли корсет, верхнее платье (сай), кафтанчик, шаровары, обувь, головной убор. Корсет до замужества почти не снимался. Вследствие этого у адыгеек были очень тонкие талии. Платье по покрою имело сходство с черкеской. Шили его из бархата, шелка, парчи, шерсти, сатина. Украшали сай золотым шитьем. Женские пояса были металлическими, посеребренными или позолоченными с чернью. Шапочки адыгских женщин украшались серебром и галунами. Адыги украшали с большим вкусом все предметы, которыми они пользовались в быту и походной жизни. Прикладному искусству свойственны два типа орнаментики: во-первых, стиль животного и растительного узора и, во-вторых, линейно-геометрический стиль. Самым древним в народном творчестве адыгов является золотошвейное искусство. Адыгскому золотошвейному узору присущи строгость и четкость. Орнаментальному искусству адыгов свойственны сочетание тонкой линии с круглым пятном, многослойность узора. Значительного развития достигла художественная керамика средневековой Черкесии. На выделываемые чашки, кувшины, блюда и тарелки наносились красивые орнаменты. В XVI-XVIII вв. на сосудах делались линей сетчатый, штриховой, линейно-арочный и чешуйчатый рисунки. Распространена была среди адыгов резьба по камню и дереву. Великолепной резьбой украшались в доме двери, оконные наличники, мебель. Достигла успехов также художественная обработка металлов. Приемами обработки металлов у адыгов были литье, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Украшались орнаментом кинжалы, сабли и ружья. Приклад ружья отделывался слоновой костью, серебром и золотом. Высокое качество золотых и серебряных украшений адыгского оружия было предметом удивления европейских любителей оружия Наибольшее распространение в ювелирном искусстве адыгов имела техника чернения серебра. Ее применяли при украшении мужских и женских поясов, нагрудников, колец, браслетов, пуговиц, металлических принадлежностей седла и оружия. Профессия ювелира обычно передавалась по наследству. 3. Устно-поэтическое творчество адыгских народов.В устном народном творчестве центральное место занимает адыгский эпос «Нарты» является выдающимся памятником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни, поэмы (пшинатли) и легенды. В эпосе встречается свыше 100 личных имен. Главные образы - Сатанай гуаше, (Сэтэнай гуащ), Орземес (Орзэмэдж), Саусырыко (Саусырыкъо), Шебатнуко (Шэбатыныкъо), Пэтэрэз, Ащемез (Iащэмэз), Тлепш (Лъэпшъ)[25]. Нартский эпос получил мировую известность. Это не только ценнейшее художественно-эстетическое творение, но и важный источник по истории адыгов. Центральная фигура эпоса - нарт Саусырыко. В эпосе отражен период разложения родового строя и перехода от родовой общины к территориально-родовой. В песнях о нартах отражены быт и нравы эпохи «военной демократии». В состав эпоса также вошли напластования и более позднего времени. Легенды, предания и песни адыгов содержат сведения о борьбе с иноземными захватчиками, за свободу и независимость родной страны. В фольклоре отражены факты борьбы с ордами Чингисхана и полчищами Тимура. Сказки, пословицы и поговорки вобрали в себя мораль и философское мировоззрение народа. Распространенным жанром фольклора оставались также сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные фантастики, чудес и невероятных событий. Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды и притчи. Сказания бывают героические и исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбече и многие другие. Народные музыканты, певцы и сочинители песен - джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в развитии устного народного творчества. Любые народные празднества и семейные торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Они сопровождала адыгов от рождения до смерти. Песни сопутствовали и многим религиозным обрядам. Песни, таким образом, занимали важное место в жизни средневековых адыгов. В них показана жизнь народа, повествуется о подвигах героев, отражены думы и чаяния людей. Музыка звучала на всех народных празднествах. В XVI-первой половине XIX в. были особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших событиях н истории народа и о подвигах отдельных героев. Песни были также бытовые и трудовые, любовные и свадебные, песни о животных и птицах, шуточные, колыбельные, детские песни и т. д. Глубокое впечатление производят и берут за душу народные плачи (гъыбзэ). Древний адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками.К музыкальным инструментам адыгов принадлежат: камыль (къамыл) - вид продольной открытой флейты; сырын - вид свистковой продольной флейты; бжамый (бжъэмый) - духовой инструмент из рога; апепшин (Iэпэпщын) – щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко(пщынэтIаркъо) - щипковый струнный инструмент типа угловой арфы; шичепщин (шыкIпщын) – смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшине-кеб (пщынэкъэб) - смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырыпI) - ударный мембранный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэкIыч) - ударный самозвучащий инструмент типа трещотки. Письменность. От XIII- XV вв. сохранились памятники адыгской письменности. Очень важно свидетельство архиепископа Иоанна о том, что адыги «имеют собственный язык и письменность». В Черкесии обнаружен ряд надгробных памятников XI-XV вв. с эпитафиями на греческом языке. Иногда встречаются надписи на адыгском языке греческими буквами. Кроме того, адыги имели у себя богослужебные книги на греческом языке. Пользовались адыги так же и еврейской письменностью. 4. Древние языческие верования адыгов.С древнейших времен у адыгов сложились и существовали многочисленные языческие верования. Древняя религия адыгов (черкесов) представляет собой монотеизм, со стройной системой почитания Единого бога - Тхашхо. Язычеству свойственна вера в загробную жизнь, многобожие, почитание «священных» мест. Пантеон языческих богов адыгов: Ахын - покровитель рогатого скота, культ покровителя кузнечного ремесла - Тлепш, божество охоты и лесов - Мезытх, покровителем хлебопашцев считается божество Созерис, божество грома – Шибле, Хепегуаш, в переводе «дева вод морских», речных, Зейгутх - покровитель наездников, Емишь - покровитель овец, Хятегуашь - дева покровительница садов, Хакусташ - покровитель пахотных волов, Мерием - покровительница пчеловодства и т.д[26]. К языческим божествам, которым поклонялись адыги, также относились боги солнца, луны, звезд, бог души (Псатхьэ), бог плодородия (Тхьагъэ-лэдж) и другие. Языческая религия была весьма устойчивой на Западном Кавказе, многие ее элементы сохранились у адыгов до наших дней. 5. Проникновение христианства на Западный Кавказ. Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ относятся ещё к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник, датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадим. Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе. Известно, что этим же занимались и специально посланные проповедники из Закавказья. В VI веке христианство утвердилось в соседней с адыгами Абазгии (Абхазия), где византийцами был построен храм[27]. Наряду с этим на рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата был город Никопсия, находившийся в Зихии. Вместе с Боспорской и Херсонской эта епархия называлась “зихской”. Никопсией следует считать раннесредневековые развалины, сохранившиеся на Черноморском побережье у устья реки Нычепсыхо. В ту пору там жили адыги. На рубеже XIII-XIV веков зихский архиепископ был возведён в ранг митрополита. Большинство исследователей считает, что христианство пришло к адыгам из Византии. Некоторые выводят его из Грузии и Руси. Следы развалин и фундаментов церквей на Черноморском побережье известны между р. Пшадой и г. Новороссийском. Западнее р. Лабы, обнаружены остатки церкви на р. Белой, между г. Белореченском и ст. Ханской и др. Таким образом, сравнительно небольшое число вещественных памятников христианства в центральной части Закубанья и отсутствие их в горной полосе этого района свидетельствует о том, что население тех мест не столь значительно было затронуто христианской проповедью. Помимо распространения христианства православного толка, Римской Католической Церковью делались попытки привнести в Черкесию христианство в католической его форме. С возникновением в конце XIII и в начале XIV века генуэзских колоний на Азовском и Черноморском побережье Кавказа, начинает проникать к адыгам католичество. В Матреге (бывшей Тмутаракани) генуэзцы обосновались в начале XIV века. Генуэзские колонии сделались опорой римско-католического миссионерства среди окружающего населения. Ещё в начале XIII века были основаны ордены францисканцев и доминиканцев, главным образом для миссионерских целей. В 1346 году в источниках упоминается первый епископ Зихии францисканец Иоанн, назначенный папой Климентом VI в Матрегу. Впоследствии здесь находилась и католическая епископия Зихии. В 1439 году адыги имели уже одного католического архиепископа, прибывшего в Матрегу, и двух епископов. Но в основном адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями. 6. Этапы распространения ислама среди адыгов.Первые попытки проникновения ислама на Северном Кавказе относятся к YII-YIII векам и связаны с арабскими завоеваниями. С этого времени процесс исламизации этого региона растянулся почти на 900 лет и оказал весомое влияние как на общественно-политическое, так и на духовное, социокультурное его развитие. Вместе с арабскими завоеваниями и арабами-переселенцами, прибывавшими на Северный Кавказ в начале YIII и в последующие века, а также культурными контактами со странами Ближнего Востока, и, в первую очередь, с Ираном, арабское влияние на кавказские народы стало значительно усиливаться. В X-XII веках проповедниками ислама на Кавказе выступали такжемногочисленные миссионеры из различных стран, в том числе из Дербента, Ширвана, Гилян[28]. Очередное проникновение ислама на Западный Кавказ относится к началу ХШ века и связано с завоевательными походами монголов на Северный Кавказ. Для достижения своих целей, а именно покорения Северного Кавказа, они использовали межфеодальные и межнациональные противоречия завоевываемых территорий. Для укрепления своих позиций, начиная с XIV века, практиковалась также насильственная исламизация кавказских народов. Распространению мусульманства значительную роль придавали Тамерлан. В XIII-XV веках значительное распространение ислам получил лишь в Южном и Центральном Дагестане. В XIY веке ислам проник в Аварию. Активно проповедовали ислам на Северном Кавказе прибывшие специально для этих целей многочисленные шейхи из Ирака, Ирана, Йемена, Бухары и других мест мусульманского Востока. На рубеже XV-XVI вв. Северный Кавказ становится яблоком раздора таких мировых держав, как Россия, Османская империя и Иран. Последние, наряду с военно-колониальной политикой, активно использовали и религиозную пропаганду. В 1475 г. турки завоевали генуэзские колонии южного Крыма и подчинили Крымское ханство в качестве вассального владения. Таким образом, эти внешнеполитические успехи открыли перед Турцией перспективы для наступления на Кавказ. Помимо военных действий, для успешной реализации своих планов, Османская империя приступает к распространению религии ислама. Следующий этап распространения ислама связан с первой половиной XVIII в., который характеризовался возраставшей активностью Турции и Крыма на Западном Кавказе. Наступательные операции турок и крымских ханов начинают в большей степени сочетаться с деятельностью мусульманских проповедников. В турецких кругах насаждение ислама считалось одним из важных средств подчинения адыгов султану. Таким образом, несмотря на некоторые успехи мусульманских миссионеров, ислам не достиг господствующего положения в Черкесии в рассматриваемое время. По свидетельству большинства источников, адыгское общество вплоть до XIX века, в силу своей устойчивости, проявляло тенденции по сохранению языческих представлений и адатных норм общественного устройства. Верования адыгов в этот период, по данным археологии, архивных источников и многочисленных путешественников, представляли собой религиозный синкретизм.
ЛЕКЦИЯ 6.СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ 1. Социально-экономическое развитие и политический строй в 15-17 вв.Карта Кавказа XV-XVII вв. пестрит многочисленными названиями племен и народностей. Одной из крупнейших этнических общностей выступали адыги, известные по источникам той поры под именем черкесов. Западная ветвь адыгов объединялась в рамках административно-политической области Черкесия. В это время она обособилась от Кабарды (восточная ветвь черкесов), хотя территориальное разделение выглядело достаточно условным. Владения Черкесии простирались главным образом за левым берегом р. Кубани вплоть до восточного побережья Черного моря от Тамани на западе до р. Лабы на востоке. В то же время адыги пользовались обширными равнинами правобережной Кубани, землями вдоль восточного берега Азовского моря до устьяр.Дона. Конец XV- XVII вв. в истории адыгов связаны с утверждением феодальных отношений. Вместе с тем, в Черкесии сохранялись пережитки патриархально-родового строя[29]. На вершине социальной лестницы находились князья. Нам известны имена западноадыгских князей – жанеенского Сибока Кансаукова и бесленеевского Маашука Канукона, возглавлявших в середине XVI столетия посольство Черкесии в Москву. 2. Черкесия в международных отношениях конца 15- сер. 16 вв.На рубеже XV -XVI столетий в политической судьбе народов Северного Кавказа намечаются судьбоносные перемены. Их владения становятся яблоком раздора мировых держав - России, Османской империи и Ирана. Соперничающие за политическую гегемонию государства вынудили коренное население Северного Кавказа встать на защиту своей Родины. В 1475 г. турки завоевали генуэзские колонии южного Крыма и беспрекословно подчинили Крымское ханство в качестве вассального владения. Эти внешнеполитические успехи открыли перед воинами султана широкий простор для наступательных действий на Северном Кавказе. Первые османские удары обрушились на западных адыгов в 1475-1479 гг. В 1516-1519 гг. наблюдается заметная активизация военных действий Османской империи в Черкесии. В устье р. Кубани возведена крепость Темрюк, ставшая опорным пунктом турок на Северо-Западном Кавказе. Отсюда татарские и османские отряды совершали свои набеги на земли адыгов. В 1545 г. крымский хан Сагиб-Гирей отправился в поход против западных адыгов и достиг земель «дальних черкас» (Кабарды). Два года спустя ему удалось собрать дань с кабардинцев. Но попытки хана распространить свою власть на местное население резко обострили обстановку в Черкесии. В 1551 г. на освободительную борьбу поднялись жанеевские черкесы, что заставило Сагиб-Гирея выступить с войском на подавление «мятежников». 3. Внешнеполитическое положение Черкесии и Кабарды во 2-й пол. 16-17 вв.К началу 50-х гг. относится первое обращение адыгов к России. Оно было вызвано внешними и внутренними обстоятельствами. Острая схватка Ирана и Турции за обладание Закавказьем, разорительные набеги крымского хана на Черкесию, наконец, успехи восточной политики Москвы, выдвинули державу Ивана IV в ряд государств, определявших судьбу Кавказа. Определенные круги феодальной знати адыгского общества стремились использовать растущий международный авторитет и военные силы Руси для достижения своих политических целей в междоусобной борьбе. Вместе с тем, сближение адыгов с Москвой отвечало стратегическим интересам самого Русского государства, искавшего союзников в схватке с Османской империей и ее вассалом Крымом. В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое посольство от адыгов. В состав посольства входили представители нескольких адыгских субэтносов. Старшим среди них был бесленеевский князь Машук[30]. Посольство обратилось к царю с просьбой «от царя крымского оборонить» и заключить военно-политический союз.Вскоре послы вернулись в Черкесию, с ними был направлен боярский сын Андрей Щепотев с целью выяснения подлинных намерений адыгов. В августе 1555 г. Андрей Щепотев вернулся в столицу Руси после двухлетнего отсутствия. С ним прибыло новое посольство из Черкесии в составе 150 человек. Его возглавили князья Тутарык Езболуев, Сибок и Ацымгук Кансауковы. Послы принесли присягу подданства Ивану IV и заручились обещанием московского государя оказать им помощь в борьбе с агрессией Крыма. Так были оформлены союзнические отношения ряда западно-адыгских народностей (жанеевцев, бесленеевцев и, очевидно, кемиргоевцев) с Московским государством. Признание адыгов «холопами» русского царя и их служба ему не означали включения Черкесии в государственные границы Руси, не привели к назначению в их земли русских наместников, как это было совершено в отношении Казанского ханства. Ближайшие события показали, что далеко не все адыгские народности считали себя подданными Москвы. В июле 1557 г. в столицу России приехало посольство от терских адыгов - кабардинцев. Его возглавлял князь Кавклыч Кануков. Послы выражали интересы кабардинских князей Темрюка Идарова и Тазрюта. Они просили помочь им в борьбе с недругами на тех же условиях, какие были оговорены ранее в договорах царя с князьями Маашуком и Сибоком. Иван IV согласился оформить союзнические отношения с Кабардой. Так феодальные владения князей Идаровых и Таусултановых оказались в орбите политического влияния России. Уже в следующем 1558 г. кабардинские отряды во взаимодействии с русским войском сражались под Азовом против татар. Важным политическим событием явилась женитьба Ивана IV на дочери старшего князя Кабарды Темрюка Идарова Кученей, названной в крещении Марией. Этим актом московский царь стремился подтвердить свои союзнические отношения с Кабардой. В то же время брак Ивана Грозного способствовал укреплению позиций по-русски настроенных кабардинских князей[31]. В 1677-1681 гг. разгорелось пламя очередной русско-турецкой войны. 4-х тысячное войско терских горцев под командованием Каспулата Черкасского храбро сражалось против османов под Харьковом и Чугуевом. В конце войны князь Каспулат выступил посредником в переговорах противников, способствовал подписанию Бахчисарайского мира. Таким образом, XVII век не разрешил противоречий между Россией и Турцией. Решающие схватки между ними за господство на Кавказе, предопределившие исторические судьбы их народов, произошли уже в последующий период.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1659)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |