Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АДЫГОВ



2018-07-06 1659 Обсуждений (0)
РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АДЫГОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Типы поселений, жилища у адыгов.Адыги имели поселения как на равнине и в предгорье, так и в горной местности. На равнине адыги селились компактно, распола­гали свои поселения квадратом или кругом. Жилища строились по периметру с фасадами, обращенными внутрь селения. Внутри селения находилась площадь для скота, располагались колодцы и зерновые ямы. Общая ограда такого аула имела одни ворота. Ограда представляла собой защитное приспособление в случае внезапного нападения врага. Иногда ограда состояла из прочной плетневой стены в несколько рядов. Расстояние между заборами засыпалось землей. На противополож­ных концах таких укрепленных поселений располагались сторожевые башни. Некоторые адыгские деревни в XVIII в. имели каменные укрепления.

Адыгские поселения обозначались терминами «чылэ», «къуаджэ», «хьабл»». Под влиянием внутренних междоусобиц и внешних нападений селения нередко передвига­лись с одного места на другое[23].

В центре адыгской усадьбы обычно стояло жилище хозяина («унэшхо»). Отдельно строились дома для жена­тых сыновей. В усадьбе непременно находилась кунац­кая (хьак1эщ), предназначенная для приема гостей. Вокруг двора, обычно у забора, находились различные хозяйственные постройки (амбары для зерна, курятник и др.). Для лошадей и скота строился отдельный двор. Усадьбу окружали огороды и сад.

2. Декоративно - прикладное искусство адыгов.Одежда шилась из сукна, холста, бязи, шелка, бархата и иных тканей. Адыг­ская одежда являлась неотъемлемым компонентом на­циональной культуры. Из-за красоты и удобства муж­ская одежда адыгов была заимствована другими кавказ­скими народами, а также терскими и кубанскими каза­ками. В первой половине XIX в. адыгский мужской ко­стюм состоял из каракулевой папахи, войлочной шляпы, бурки, башлыка, обуви, рубахи, штанов, бешмета, черкески[24].

Черкеска представляла собой однобортный суконный кафтан без ворота, в талию со сборками, обычно немного ниже колен. На каждой стороне груди находились трубочки - газыри - для хранения патронов. Бурка изго­товлялась из овчин шерстью наружу и из войлока. Она предохраняла горца от дождя и холода. Бурки и чер­кески были преимущественно черного цвета. В качестве обуви у мужчин употреблялись чувяки и сапоги.

Женский костюм у адыгов составляли корсет, верхнее платье (сай), кафтанчик, шаровары, обувь, головной убор. Корсет до замужества почти не снимался. Вслед­ствие этого у адыгеек были очень тонкие талии. Платье по покрою имело сходство с черкеской. Шили его из бархата, шелка, парчи, шерсти, сатина. Украшали сай зо­лотым шитьем. Женские пояса были металлическими, посеребренными или позолоченными с чернью. Шапочки адыгских женщин украшались серебром и галунами.

Адыги украшали с большим вкусом все пред­меты, которыми они пользовались в быту и походной жизни. Прикладному искусству свойственны два типа ор­наментики: во-первых, стиль животного и растительного узора и, во-вторых, линейно-геометрический стиль.

Самым древним в народном творчестве адыгов яв­ляется золотошвейное искусство. Адыгскому золотошвей­ному узору присущи строгость и четкость. Орнаменталь­ному искусству адыгов свойственны сочетание тонкой линии с круглым пятном, многослойность узора.

Значительного развития достигла художественная ке­рамика средневековой Черкесии. На выделываемые чашки, кувшины, блюда и тарелки наносились красивые орнаменты. В XVI-XVIII вв. на сосудах делались линей сетчатый, штриховой, линейно-арочный и чешуйчатый рисунки.

Распространена была среди адыгов резьба по камню и дереву. Великолепной резьбой украшались в доме две­ри, оконные наличники, мебель. Достигла успехов также художественная обработка металлов. Приемами обработки металлов у адыгов были литье, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Украшались орнаментом кинжалы, сабли и ружья. Приклад ружья отделывался слоновой костью, серебром и золотом. Высокое качество золотых и серебряных украшений адыгского оружия было предметом удивления европейских любителей оружия

Наибольшее распространение в ювелирном искусстве адыгов имела техника чернения серебра. Ее применяли при украшении мужских и женских поясов, нагрудников, колец, браслетов, пуговиц, металлических принадлеж­ностей седла и оружия. Профессия ювелира обычно пе­редавалась по наследству.

3. Устно-поэтическое творчество адыгских народов.В устном народном творчестве центральное место занимает адыгский эпос «Нарты» является выдающимся памят­ником мировой эпической культуры. Он включает в себя песни, поэмы (пшинатли) и легенды. В эпосе встреча­ется свыше 100 личных имен. Главные образы - Сатанай гуаше, (Сэтэнай гуащ), Орземес (Орзэмэдж), Саусырыко (Саусырыкъо), Шебатнуко (Шэбатыныкъо), Пэтэрэз, Ащемез (Iащэмэз), Тлепш (Лъэпшъ)[25].

Нартский эпос получил мировую известность. Это не только ценнейшее художественно-эстетическое творение, но и важный источник по истории адыгов. Централь­ная фигура эпоса - нарт Саусырыко. В эпосе отражен период разложения родового строя и перехода от родовой общины к территориально-родо­вой. В песнях о нартах отражены быт и нравы эпохи «военной демократии». В состав эпоса также вошли напластова­ния и более позднего времени.

Легенды, предания и песни адыгов содержат сведения о борьбе с иноземными захватчиками, за свободу и независимость родной страны. В фольклоре отражены факты борьбы с ордами Чингисхана и полчищами Тимура. Сказки, пословицы и поговорки вобрали в себя мораль и философское мировоззрение народа.

Распространенным жанром фольклора оставались так­же сказки. Существовали следующие основные виды народных сказок: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, небылицы. Наиболее популярны были волшебные сказки, полные фантастики, чу­дес и невероятных событий.

Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды и притчи. Сказания бывают героиче­ские и исторические. Распространенными были сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбече и многие другие.

Народные музыканты, певцы и сочинители песен - джегуако (джэгуак1о) сыграли большую роль в разви­тии устного народного творчества. Любые народные празднества и семейные торжества сопровождались песнями. Богато и разнообразно песенное творчество адыгов. Они сопровождала адыгов от рож­дения до смерти. Песни сопутствовали и многим религиозным обрядам.

Песни, таким образом, занимали важное место в жизни средневековых адыгов. В них показана жизнь народа, повествуется о подвигах героев, отражены думы и чаяния людей. Музы­ка звучала на всех народных празднествах.

В XVI-первой половине XIX в. были особенно широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших со­бытиях н истории народа и о подвигах отдельных героев. Песни были также бытовые и трудовые, любовные и свадебные, песни о животных и птицах, шуточные, колыбельные, детские песни и т. д. Глубокое впечатление производят и берут за душу народные плачи (гъыбзэ).

Древний адыгский народ выработал самобытные му­зыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками.К музыкальным инструментам адыгов принадлежат: камыль (къамыл) - вид продольной открытой флейты; сырын - вид свистковой про­дольной флейты; бжамый (бжъэмый) - духовой инструмент из рога; апепшин (Iэпэпщын) – щипковый струнный инструмент типа балалайки; пшинетарко(пщынэтIаркъо) - щипковый струнный инструмент типа угловой арфы; шичепщин (шыкIпщын) – смычковый струнный инструмент типа скрипки; пшине-кеб (пщынэкъэб) - смычковый струнный инструмент типа виолончели; шонтырып (шъонтырыпI) - ударный мембранный инструмент типа барабана; пхачич (пхъэкIыч) - ударный самозвучащий инструмент типа трещотки.

Письменность. От XIII- XV вв. сохранились памятники адыгской письменности. Очень важно свиде­тельство архиепископа Иоанна о том, что адыги «имеют собственный язык и письменность». В Черкесии обнаружен ряд надгробных памятников XI-XV вв. с эпитафиями на греческом языке. Иногда встречаются надписи на адыгском языке греческими буквами. Кроме того, адыги имели у себя богослужебные книги на греческом языке. Пользовались адыги так же и еврейской письменностью.

4. Древние языческие верования адыгов.С древнейших времен у адыгов сложились и существовали многочисленные языческие верования. Древняя религия адыгов (черкесов) представляет собой монотеизм, со стройной системой почитания Единого бога - Тхашхо. Язычеству свойственна вера в загробную жизнь, многобожие, почитание «священных» мест.

Пантеон языческих богов адыгов: Ахын - покровитель рогатого скота, культ покровителя кузнечного ремесла - Тлепш, божество охоты и лесов - Мезытх, покровителем хлебопашцев считается божество Созерис, божество грома – Шибле, Хепегуаш, в переводе «дева вод морских», речных, Зейгутх - покровитель наездников, Емишь - покровитель овец, Хятегуашь - дева покровительница садов, Хакусташ - покровитель пахотных волов, Мерием - покровительница пчеловодства и т.д[26].

К языческим божествам, которым поклонялись адыги, также относились боги солнца, луны, звезд, бог души (Псатхьэ), бог плодородия (Тхьагъэ-лэдж) и другие. Языческая религия была весьма устойчивой на Западном Кавказе, многие ее элементы сохранились у адыгов до наших дней.

5. Проникновение христианства на Западный Кавказ. Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ относятся ещё к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник, датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадим.

Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе. Известно, что этим же занимались и специально посланные проповедники из Закавказья. В VI веке христианство утвердилось в соседней с адыгами Абазгии (Абхазия), где византийцами был построен храм[27].

Наряду с этим на рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата был город Никопсия, находившийся в Зихии. Вместе с Боспорской и Херсонской эта епархия называлась “зихской”. Никопсией следует считать раннесредневековые развалины, сохранившиеся на Черноморском побережье у устья реки Нычепсыхо. В ту пору там жили адыги. На рубеже XIII-XIV веков зихский архиепископ был возведён в ранг митрополита.

Большинство исследователей считает, что христианство пришло к адыгам из Византии. Некоторые выводят его из Грузии и Руси. Следы развалин и фундаментов церквей на Черноморском побережье известны между р. Пшадой и г. Новороссийском. Западнее р. Лабы, обнаружены остатки церкви на р. Белой, между г. Белореченском и ст. Ханской и др.

Таким образом, сравнительно небольшое число вещественных памятников христианства в центральной части Закубанья и отсутствие их в горной полосе этого района свидетельствует о том, что население тех мест не столь значительно было затронуто христианской проповедью.

Помимо распространения христианства православного толка, Римской Католической Церковью делались попытки привнести в Черкесию христианство в католической его форме. С возникновением в конце XIII и в начале XIV века генуэзских колоний на Азовском и Черноморском побережье Кавказа, начинает проникать к адыгам католичество. В Матреге (бывшей Тмутаракани) генуэзцы обосновались в начале XIV века.

Генуэзские колонии сделались опорой римско-католического миссионерства среди окружающего населения. Ещё в начале XIII века были основаны ордены францисканцев и доминиканцев, главным образом для миссионерских целей. В 1346 году в источниках упоминается первый епископ Зихии францисканец Иоанн, назначенный папой Климентом VI в Матрегу. Впоследствии здесь находилась и католическая епископия Зихии.

В 1439 году адыги имели уже одного католического архиепископа, прибывшего в Матрегу, и двух епископов. Но в основном адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями.

6. Этапы распространения ислама среди адыгов.Первые попытки проникновения ислама на Северном Кавказе относятся к YII-YIII векам и связаны с арабскими завоеваниями. С этого времени про­цесс исламизации этого региона растянулся почти на 900 лет и оказал весомое влияние как на общественно-политическое, так и на духовное, социокультурное его развитие.

Вместе с арабскими завоеваниями и арабами-переселенцами, прибывавшими на Северный Кавказ в начале YIII и в последующие века, а также культурными контактами со странами Ближнего Востока, и, в первую очередь, с Ираном, арабское влияние на кавказские народы стало значительно усиливаться. В X-XII веках проповедниками ислама на Кавказе выступали такжемногочисленные миссионеры из различных стран, в том числе из Дербента, Ширвана, Гилян[28].

Очередное проникновение ислама на Западный Кавказ относится к началу ХШ века и связано с завоевательными походами монголов на Северный Кавказ. Для достижения своих целей, а именно покорения Северного Кавказа, они использовали межфеодальные и межнациональные противо­речия завоевываемых территорий. Для укрепления своих позиций, начиная с XIV века, практиковалась также насильственная исламизация кавказских народов. Распространению мусульманства значительную роль придавали Тамерлан.

В XIII-XV веках значительное распространение ислам получил лишь в Южном и Центральном Дагестане. В XIY веке ислам проник в Аварию. Актив­но проповедовали ислам на Северном Кавказе прибывшие специально для этих целей многочисленные шейхи из Ирака, Ирана, Йемена, Бухары и других мест мусульманского Востока.

На рубеже XV-XVI вв. Северный Кавказ становится яблоком раздора таких мировых держав, как Россия, Османская империя и Иран. Последние, на­ряду с военно-колониальной политикой, активно использовали и религиозную пропаганду. В 1475 г. турки завоевали генуэзские колонии южного Крыма и подчинили Крымское ханство в качестве вассального владения. Таким образом, эти внешнеполитические успехи открыли перед Турцией перспективы для на­ступления на Кавказ. Помимо военных действий, для успешной реализации своих планов, Османская империя присту­пает к распространению религии ислама.

Следующий этап распространения ислама связан с первой половиной XVIII в., который характеризовался возраставшей активностью Турции и Крыма на Западном Кавказе. Наступательные операции турок и крымских ханов начи­нают в большей степени сочетаться с деятельностью мусульманских проповед­ников. В турецких кругах насаждение ислама считалось одним из важных средств подчинения адыгов султану.

Таким образом, несмотря на некоторые успехи мусульманских миссио­неров, ислам не достиг господствующего положения в Черкесии в рассматриваемое время. По свидетельству большинства источников, адыгское общество вплоть до XIX века, в силу своей устойчивости, проявляло тенденции по сохранению языческих представлений и адатных норм общественного устройства. Верова­ния адыгов в этот период, по данным археологии, архивных источников и многочисленных путешественников, представляли собой религиозный синкретизм.

 

ЛЕКЦИЯ 6.СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ
В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА КОНЕЦ 15 -17 ВВ.

1. Социально-экономическое развитие и политический строй в 15-17 вв.Карта Кавказа XV-XVII вв. пестрит многочисленными названиями племен и народностей. Одной из крупнейших этнических общностей выступали адыги, известные по источникам той поры под именем черкесов. Западная ветвь адыгов объединялась в рамках административно-политической области Черкесия. В это время она обособилась от Кабарды (восточная ветвь черкесов), хотя террито­риальное разделение выглядело достаточно условным.

Владения Черкесии простирались главным образом за левым берегом р. Кубани вплоть до восточного побережья Черного моря от Тамани на западе до р. Лабы на востоке. В то же время адыги пользовались обширны­ми равнинами правобережной Кубани, землями вдоль восточного берега Азовского моря до устьяр.Дона. Конец XV- XVII вв. в истории адыгов связаны с утверждением феодальных отношений. Вместе с тем, в Черкесии сохранялись пережитки патриархально-родового строя[29].

На вершине социальной лестницы находились князья. Нам известны имена западноадыгских князей – жанеенского Сибока Кансаукова и бесленеевского Маашука Канукона, возглавлявших в середине XVI столетия посольство Черкесии в Москву.

2. Черкесия в международных отношениях конца 15- сер. 16 вв.На рубеже XV -XVI столетий в политической судьбе народов Северного Кавказа намечаются судьбоносные перемены. Их владения становятся яблоком раздора мировых держав - России, Османской империи и Ирана. Сопер­ничающие за политическую гегемонию государства вынудили коренное население Северного Кавказа встать на защиту своей Родины.

В 1475 г. турки завоевали генуэзские колонии южного Крыма и беспрекословно подчинили Крымское ханство в качестве вассального владения. Эти внешнеполитиче­ские успехи открыли перед воинами султана широкий простор для наступательных действий на Северном Кавказе. Первые османские удары обрушились на западных адыгов в 1475-1479 гг.

В 1516-1519 гг. наблюдается заметная активизация военных действий Османской империи в Черкесии. В устье р. Кубани возведена крепость Темрюк, ставшая опорным пунктом турок на Северо-Западном Кавказе. Отсюда та­тарские и османские отряды совершали свои набеги на земли адыгов.

В 1545 г. крымский хан Сагиб-Гирей отправился в поход против западных адыгов и достиг земель «дальних черкас» (Кабарды). Два года спустя ему удалось собрать дань с кабардинцев. Но попытки хана распространить свою власть на местное население резко обострили обстановку в Черкесии. В 1551 г. на освободительную борьбу поднялись жанеевские черкесы, что заставило Сагиб-Гирея выступить с войском на подавление «мя­тежников».

3. Внешнеполитическое положение Черкесии и Кабарды во 2-й пол. 16-17 вв.К началу 50-х гг. относится первое обращение адыгов к России. Оно было вызвано внешними и внутрен­ними обстоятельствами. Острая схватка Ирана и Турции за обладание Закавказьем, разорительные набеги крым­ского хана на Черкесию, наконец, успехи восточной политики Москвы, выдвинули державу Ивана IV в ряд государств, определявших судьбу Кавказа.

Определенные круги феодальной знати адыгского общества стре­мились использовать растущий международный авторитет и военные силы Руси для достижения своих полити­ческих целей в междоусобной борьбе. Вместе с тем, сближение адыгов с Москвой отвечало стратегическим интересам самого Русского государства, искавшего союз­ников в схватке с Османской империей и ее вассалом Крымом.

В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое посольство от адыгов. В состав посольства входили представители нескольких адыгских су­бэтносов. Старшим среди них был бесленеевский князь Машук[30]. По­сольство обратилось к царю с просьбой «от царя крымского оборо­нить» и заключить военно-политический союз.Вскоре послы вернулись в Черкесию, с ними был направлен боярский сын Андрей Щепотев с целью выяснения подлинных намере­ний адыгов.

В августе 1555 г. Андрей Щепотев вернулся в столицу Руси после двухлетнего отсутствия. С ним прибыло новое посольство из Черкесии в составе 150 человек. Его возглавили князья Тутарык Езболуев, Сибок и Ацымгук Кансауковы. Послы принесли присягу подданства Ивану IV и заручились обещанием московского государя оказать им помощь в борьбе с агрессией Крыма. Так были оформлены союзнические отношения ряда западно-адыгских народностей (жанеевцев, бесленеевцев и, очевидно, кемиргоевцев) с Московским государством.

Признание адыгов «холопами» русского царя и их служба ему не означали включения Черкесии в государственные границы Руси, не привели к назначению в их земли русских наместников, как это было совершено в отноше­нии Казанского ханства. Ближайшие события показали, что далеко не все адыгские народности считали себя подданными Москвы.

В июле 1557 г. в столицу России приехало посольство от терских адыгов - кабардинцев. Его возглавлял князь Кавклыч Кануков. Послы выражали интересы кабардин­ских князей Темрюка Идарова и Тазрюта. Они просили помочь им в борьбе с недругами на тех же условиях, какие были оговорены ранее в договорах царя с князьями Маашуком и Сибоком. Иван IV согласился оформить союзнические отношения с Кабардой. Так феодальные владения князей Идаровых и Таусултановых оказались в орбите политического влияния России. Уже в следующем 1558 г. кабардинские отряды во взаимодействии с русским войском сражались под Азовом против татар.

Важным политическим событием явилась женитьба Ивана IV на дочери старшего князя Кабарды Темрюка Идарова Кученей, названной в крещении Марией. Этим актом московский царь стремился подтвердить свои союзнические отношения с Кабардой. В то же время брак Ивана Грозного способствовал укреплению позиций по-русски настроенных кабардинских князей[31].

В 1677-1681 гг. разгорелось пламя очередной рус­ско-турецкой войны. 4-х тысячное войско терских горцев под командованием Каспулата Черкасского храбро сражалось против османов под Харьковом и Чугуевом. В конце войны князь Каспулат выступил посредником в переговорах противников, способствовал подписанию Бахчисарайского мира.

Таким образом, XVII век не разрешил противоречий между Россией и Турцией. Решающие схватки между ними за господ­ство на Кавказе, предопределившие исторические судьбы их народов, произошли уже в последующий период.



2018-07-06 1659 Обсуждений (0)
РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АДЫГОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ АДЫГОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1659)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)