ЛЕКЦИЯ 3. РАЗЛОЖЕНИЕ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ И
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1. Киммерийцы и скифы на Западном Кавказе (7-3 вв. до н.э.).Древнейшим народом Северного Кавказа были киммерийцы. Известия о них содержатся на глиняных табличках конца VIII столетия до н. э., найденных в дворцовых развалинах ассирийской столицы Ниневии. Киммерийцы представляли собой мощный племенной союз. Обладая хорошо вооруженным и организованным войском, они проводили завоевательную политику. В начале I тыс. до н. э. киммерийские воины овладели степными районами юга нашей страны, включая области Северного Причерноморья, Крыма и Северо-Западного Кавказа. На рубеже VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы отправились вдоль берега Черного моря в военный поход на юго-восток - в земли Передней и Малой Азии. Главной причиной территориальных перемещений киммерийцев явилось вторжение в степи Предкавказья агрессивных скифов. Они представляли собой объединение многочисленных племен, ядром которого выступали ираноязычные народы. Расселившись в низовьях Дона и в северных районах Предкавказья около VIII в. до н. э. скифы установили тесные связи с соседствующими северокавказскими народами. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы совершили ряд военных походов в Переднюю Азию. Скифские полчища охватили предгорья Северного Кавказа, избрав для себя главной дорогой Прикаспийский путь. Лишь в конце VII - начале VI в. до н. э. кочевники вернулись в Северное Причерноморье, установив здесь господство на 500 лет[11]. Соприкосновение северокавказских народов с воинственными скифамиоказало заметное влияние на культуру местных племен. Это выразилось в повсеместном распространении знаменитого звериного стиля в искусстве и коротких мечей-акинаков. Скифоидные элементы органически вплелись в местные традиции, обогатили их новым содержанием, создав предпосылки для становлении ярких по своеобразию культур кавказских народов. 2. История и культура предков адыгов - меотов и синдов (7 в. до н.э.).Основным населением Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа были меоты, синды и другие племена Черноморского побережья Кавказа. Термин «меоты» является собирательным, объединяющим группу небольших родственных племен. Владения меотского племенного союза упирались на западе и юго-западе в берега Азовского и Черного морей, на юге достигали северного склона Главного Кавказского хребта, на севере, в степной зоне, граничили с землями савроматов, а на востоке доходили до Ставропольского плато. Сложение меотской культуры относится к VIII - началу VII вв. до н. э. Большинство кавказоведов полагают, что меоты относятся к кавказской языковой семье и являются предками современных адыгов[12]. Обширное левобережье среднего течения р. Кубани занимало одно из сильнейших меотских племен - фатеи. Напротив них жили псессы. Вдоль восточного побережья Азовского моря размещались дандарии. Здесь же поселялись и досхи, а к северу от них - тарпеты. Соседями меотов были синды. Они занимали весь Таманский полуостров, левобережье реки Кубани и Черноморское побережье до современной Анапы. Страна синдов (Синдика) испытывала сильное влияние греческих городов-колоний. Со временем синды растворились в среде местных народов Северо-Западного Кавказа. Ближе других к синдам размещались тореты и керкеты. Вместе с ними эти племена были завоеваны боспорскими царями. Далее на юго-восток жили ахеи, зихи и гениохи. Все они приняли участие в складывании адыгского народа. В изучаемую эпоху у местного населения Северо-Западного Кавказа сосуществовало два хозяйственных уклада: земледельческий - у оседлых племен и скотоводческий с преобладанием коневодства - у кочевников и полукочевников. Кочевники занимали в основном степную правобережную часть Прикубанья. Оседлое население жило вдоль восточного берега Азовского моря, по течениям р. Кубани и ее левых рукавов. Главной отраслью хозяйства меотов и синдов выступало земледелие, имеющее давние богатые традиции на Западном Кавказе. Другой ведущей отраслью хозяйства племен Северо-Западного Кавказа выступало животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Возросло значение коневодства, особенно в степных районах Кавказа. Предки адыгов активно занимались рыболовством. Черное и Азовское моря- «кладовые» ценных пород рыб - располагали удобными местами для ее ловли. Орудиями рыболовства служили сети (об этом говорят находки глиняных грузил) и крупные металлические крючки. На новые ступени поднялось ремесленное производство. Меотские и синдские кузнецы обогатили и усовершенствовали искусство древнейших кавказских металлургов. Железные изделия - оружие и орудия труда -изготовлялись сыродутным способом. Начиная с IV в. до н. э. мастера керамических дел Западного Кавказа овладели искусством производства посуды на гончарном круге. Сложные по конструкции кувшины, кружки, чаши, миски обжигались в специальных печах, после чего многие из них раскрашивались. Широко было распространено ткацкое дело, которое имело домашний характер. Глиняные пряслицы и грузила, обнаруженные в большом количестве археологами, являлись принадлежностью древнего ткацкого станка. Обычно производились шерстяные ткани. Они шли на пошив одежды, головных уборов, чулок, поясов, обуви. 3. Сарматы и аланы на Западном Кавказе (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.).Политическая история Северо-Западного Кавказа II в. до н. э. связана с агрессией сарматских племен. Пространство между Доном и Каспийским морем заняло сарматское племя аорсов, а в Прикубанье обосновались сираки. Натиск сарматских племен испытало и коренное население Западного Кавказа. Но меоты при поддержке боспорских царей положили конец вторжениям кочевников. Наибольшее влияние на них оказали сираки. Постепенно сираки растворились в местной среде, оставив о себе память в виде сарматских заимствований в меотской культуре – оружии и искусстве. Во второй половине I в. н. э. выходцы из аорсского племенного объединения аланы захватили степи Подонья и Прикубанья. Неукротимые кочевники привели в движение меотов, вынудив их уйти в Закубанье. Восприняв сарматские традиции, изучив опыт общения сираков с местными племенами, аланы постепенно перешли к оседлому образу жизни. Господство их в Предкавказье продолжалось вплоть до нашествия орд гуннов в IV в. Историки рассматривают аланов предками осетинского народа[13]. 4. Греческие колонии на Западном Кавказе. Боспорское царство.В первой половине 1 тыс. до н. э. Северное Причерноморье и восточный берег Черного моря подверглись завоеванию греческих колонистов. Земли Кавказа стали местом образования античных городов-полисов. Крупнейшими из них были Пантикапей (современная Керчь), Ольвия (в районе Буго-Днепровского лимана), Херсонес (в Крыму). Наиболее значимыми колониями на территории нашего края стали Фанагория и Кепы. Они помешались на Тамани. Во владениях синдов на месте Анапы возникла колония Синдская гавань, переименованная в VI в. до н. э. в Горгиппию. С начала своей истории греческие города поддерживали тесные экономические, политические и культурные связи с местными народами Северо-Западного Кавказа. Около 480 года до н. э. в Крыму образовалось государство с центром в Пантикапее. Оно вошло в историю под названием Боспорского царства. Во главе его стояли архонты, избираемые из рода Археанактидов. Первая боспорская династия пробыла у власти 42 года, а в 438 г. до н. э. уступила ее царям из рода Спартокидов, занимавшим трон до конца II в. до н. э. Согласно одной из научных гипотез родоначальник новой династии боспорских владельцев царь Спарток являлся выходцем из синдо-меотской аристократии[14]. Меотские племена сами оказывали активное влияние на политическую жизнь Боспора. Некоторые из его царей приходили к власти при содействии вооруженных сил Меотии. После падения династии Спартокидов под ударами скифских рабов во главе с Савмаком (107 г. до н.э.) боспорские правители продолжали опираться в своей политике на дружины меото-синдских племен.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |