Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АДЫГСКОГО ОБЩЕСТВА.



2018-07-06 916 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АДЫГСКОГО ОБЩЕСТВА. 0.00 из 5.00 0 оценок




КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ АДЫГОВ

ЛЕКЦИЯ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
КУРСА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ

1. Актуальность изучения истории и культуры адыгов.Северный Кавказ является уникальным геополитическим и социокультурным регионом. Географическое положение Кавказа с древнейших времен уготовило ему особую роль «перекрестка цивилизаций», центра взаимодействия разнообразных этнических, экономических и политических процессов Севера и Юга, Востока и Запада. Под их влиянием здесь сформировалась в течении более 5 тысячелетий своеобразная северокавказская культура.

Кавказ расположен в европейской части России на перешейке между Черноморско-Азовским и Каспийским морскими бассейнами. Он занимает юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа[1]. Площадь региона составляет около - 500 тыс. км2

Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. Здесь горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и озера, влажные субтропики (Черноморское побережье Кавказа) и холодные снежные вершины. Разнообразие природных условий объясняется географическим положением и особенностями рельефа. Это в свою очередь влияет на расселение людей и их хозяйственную деятельность. Район обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорье).

Предгорья Большого Кавказа - кладовая химического, металлургического, строительного сырья, энергетических ресурсов (в т.ч. топливных). Природный газ - в Краснодарском и Ставропольском краях, нефть - в Чеченской Республике и Республике Адыгея. Руды цветных металлов - в горных республиках (Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Дагестан, Кабардино-Балкария), уголь - в Ростовской области (восточное крыло Донбасса - российская часть).

Северный Кавказ - многонациональный и поликонфессиональ­ный регион России. Численность его населения сегодня составляет около 10 млн.человек,плотность - 57 человек на 1 км2. На современном Кавказе проживают представители более 100 народов, относящиеся к трем языковым семьям:

- индоевропейская семья: армяне, германцы, греки, иранцы, славяне и др.,

- алтайская семья, включающая народы, говорящие на азербайджанском, карачаевском, балкарском и кумыкском языках;

- иберийско-кавказская, в которую входят абхазо-адыгские, дагестанские, вайнахские и картвельские языки[2].

Проблемы раннего этногенеза кавказских народов и происхождения проадыгских этнических групп до сих пор вызывают множество дискуссий и порой противоположных концепций кавказоведов и лингвистов.

На территории Северного Кавказа иберийско-кавказская языковая семья предположительно сложилась в 6-5 тыс. до н.э. в эпоху неолита и энеолита. В 3 тыс. до н.э. в эпоху бронзового века она распалась на следующие группы:

- западная группа (адыго-абхазские языки)-сложный процесс формирования адыгской народности завершился не позже 1 тыс. до н.э.[3]В состав этой группы входят языки абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский и убыхский;

- нахская группа - языки чеченский, ингушский, бацбийский;

- дагестанская группа, в состав которой входятаварский, даргинский, лезгинский,лакский,табасаранский, андийский, каратинский, чамолинский, цезский, цахурский, рутульский и некоторые др. языки;

- южная (карвельтская)группа, представленная языкамимегрельским, чанским(лазским), грузинским, сванским.

Самобытность, неповторимые этнокультурные и социальные традиции кавказских народов сложились под влиянием миграционных процессов и разносторонних контактов между Переднеазиатскими странами и Восточной Европой. Процессы культурного взаимодействия между различными этносами повлияли на сложный характер этнополитических процессов в данном регионе.

2. Источники курса истории и культуры адыгов.Основные группы источников: 1. Письменные источники (архивные материалы, древние летописи, законы, мемуары современников, записи легенд и т.д.). 2. Археологические источники (древние могилы, клады, предметы быта, городища, курганы, остатки поселений, укреплений, захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки культурного слоя древних населенных пунктов и т.д.) 3.Изобразительные источники (живопись, скульптура, фрески и мозаики, киноискусство, фотографии и т.д.). 4. Этнографические источники (материалы, собранные этнографией - наукой о народах и их традиционной культуре, материалы адыгского фольклора).

3. Историография предмета истории и культуры адыгов.Историография Северного Кавказа начинается с работ античных авторов, рассматривавших в своих трудах многие вопросы истории, территории расселения и культурымногочисленных народов, заселявших с древности этот регион:Гекатей,Геродот, Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский, Фукидид, Полибий,Евсевий Кесарийский,Страбон и др[4].

Исторический интерес к народам Северо-Западного Кавказа продолжился и в средние века: арабский историк ал-Масуди, византийский писатель Константин Богрянородный, грузинскиеидревнерусские летописные источники, европейские путешественники, миссонеры, дипломаты - Интериано, Жана де Люка, д'Асколи, Ламберти, Эвлия Челеби и др.

В трудах отечественных историков XVIII -XIX вв. В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, В.Д. Смирнова, принадлежавших к различным направлениям русской исторической мысли, нашли отражение проблемы включения различных кавказских владений в состав Российского государства. Все они отмечали роль русско-северокавказских отношений в укреплении позиций России в данном регионе.

Формирование российской кавказоведческой школы дооктябрьского периода было положено записками, наблюдениями, донесениями военных и государственных чиновников, служивших в XIX веке на Северном Кавказе. Наибольший интерес представляют работы Г.В. Новицкого, К.Ф. Сталя, В.С. Шамрая, М.И. Венюкова, А. Лилова, Е. Васильева, П. Кириллова и других[5].

В следующую группу можно выделить работы по военно-политической ЛЕКЦИЯтике. Это исследования А.Л. Зиссермана, Р.А. Фадеева,Ф.А. Щербины, К.И. Прушановского, А.П. Берже, Н.Ф. Дубровина, И. Башенева, Н. Карлгофа, Е.Д. Фелицина, И. Дроздова и др.

Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20-60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш.Б. Ногмова, С.Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У.X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием русского романтизма. Свои лучшие произведения они создавали под влиянием творчества А. С. Пушкина, А. А. Бестужева-Марлинского и др, а так же своейдревнейшей национальной культуры. Для просветителей характерна тесная связь с родным фольклором. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям.

Второй период адыгского просветительства протекал в 60- 90-е годы XIX века. Деятельность просветителей Адиль-Гирея Кешева, С. Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена идеями революционных демократов. На их произведениях заметно влияние Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание писатели стали уделять современной им жизни, судьбе женщины-горянки. Они отказались от романтизма и перешли к реализму, правдивому изображению жизни.

Третий период просветительского движения - это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. В этот период произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономического влияния Россию. Изображению жизни своего народа посвящены повествования Б. Пачева, Т. Кашежева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова), С. Сиюхова, И. Цея и других.

С советской историографии можно выделить труды таких историков, как М.В. Покровского, С.К. Бушуева, В.К. Гарданова, Бгажнокова Б.Х., Б.М. Джимова, Г.А. Дзидзария. Ибрагимбейли Х.М. А.В. Фадеева, Н.А. Смирнова, Б.Х. Ортобаева, Ф.В. Тотоева,Р.М. Магомедова, Марковина В.И. и др.

Огромный интерес представляют работы современных кавказоведов -Шеуджен Э.А, Касумова А.Х.,Бижева А.Х.,Чирга А.Ю, Бетрозова Р.Ж.,Панеша А.Д., Казанова Х.М., Кудаевой С.Г.,Унежева К.Ф., Хотко С.Х., Кагазежева Р. Б. и др., в которых, на основе использования новых методологических подходов и теоретического осмысления традиционно сложившихся в историографии концепций, исследуются различные вопросы истории и культуры народов Северного Кавказа.

ЛЕКЦИЯ 2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ
В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

1. Палеолит на Северном Кавказе.Каменный век (3 млн.- 4000 лет до н.э.) - самым длительный период в истории человечества. Каменный век (адыг. - мыжъол1эш1эгъу) подразделяется на па­леолит - ранний или древний каменный век (мыжъол1эш1эгьужъ), продолжительностью от 3 млн. до 10 тыс. лет до н.э., мезолит (мыжъол1эш1эгъу гурыт), существовавший в 10-6 тыс. лет до н.э. и неолит (мыжъол1эш1эгъук1), завершившийся в 4 тыс. до н.э.[6]

Палеолит делится на ранний (нижний - по глубине залегания в слое), датируемый 3 млн.- 100 тыс.- 35 тыс. лет до н.э., и поздний (верхний) - 35 тыс. - 10 тыс. лет до н.э. В пределах нижнего палеолита выделяют следующие этапы, начиная с древнейшего: олдувайский - 3 млн. - 700 тыс. лет; древне-ашельский, среднеашельский и позднеашельский - 700 тыс. - 100 тыс. лет и мустьерский -100 тыс. - 35 тыс. лет до н.э.

Заселение южных областей нашей страны началось в эпоху нижнего палеолита (древнекаменного века), первобытные люди заселяют долины рек Фортепьянки, Курджипса, Адагума, Псекупса. Одна из наиболее крупных стоянок получила назва­ние Абадзехской. Она расположена на реке Средний Хаджох. Стоянка первобытного человека, рас­положенная на реке Иль.

Всего на Северо-Западном Кавказе обнаружено более 200 памятников каменного века. В это время первобытные люди заселяли пещеры, а по мере отступления ледника в среднем и позднем палеолите создавались стоянки под открытым небом. Главным продуктом питания являлось мясо диких животных,добываемые вооруженный рогатиной и копьем с кремневым наконечником.

2. Эпоха мезолита.Мезолитический этап в истории нашего региона представлен 11 памятниками: три слоя Ацинской пещеры, пещеры Медо­вая I и Медовая 2, пе­щеры Ачесибок 2 и Соколовская, Курджипсского, Махошкушховского, Нововочепшийского местонахождений. Особый интерес представляют Махошкушховские петроглифы (гравировка на камнях), которые состоят из 90 булыжников с различными рисунками.

Центральным сюжетом петроглифического искусства, представлен­ного на гальках, является человек. Все 87 фигур исполнены в стиле геометрического схематизма, после антропоморфных образов, второе место занимают анимистические образы: хоботных вместе с одним ма­монтом - 4, бычьих - 2, лошади - 1, оленя - 3, козла - 1, «волка» и зайца. Кроме того, присутствует и один тератологический образ - «дракон» с крыльями[7].

3. Неолит и энеолит на Кавказе.Памятников неолитического времени, датируемых V-IV тысячелетиями до нашей эры, на Северо-Западном Кавказе немного. Они известны как в Прикубанье (Каменномостская пещера), так и на побережье Черного моря (Нижнешиловская стоянка близ Адлера), что говорит о расселении первобытных людей уже по всей территории нашего региона.

Значительные изменения в технике и формах производства в это время иногда называют "неолитической революцией". Самым важным ее итогом был переход от охоты и собирательства, т.е. присваивающего хозяйства к производящему. Появление на Севе­ро-Западном Кавказе земледелия и скотоводства находилось подзаметным влиянием земледельческо-скотоводческих культур Передней и Малой Азии.

Во второй половине IV - начале III тыс. до н.э. Кавказ вступил в новую историческую эпоху -энеоли­т-медно-каменный век. Человек сделал важный шаг к познанию искусства, добычи и обработки металла. Широкое распространение получили солярные знаки, связанные с поклонением солнцу.

К памятникам неолитической эпохи относятся стоянкиСочи - Адлерскогорайона - Ахштырь, Имеретинскаябухта,Молдовка, Нальчикский могильник (Кабардино-Балкария) и стоянки в Абхазии.

4. Период бронзового века.Бронзовый век на Северо-Запад­ном Кавказе делится на три периода. Первый - ранняя бронза (вторая половина III тыс. до н. э.) - время бурного расцвета всемирно известной и знаменитой майкопской археологической культуры и начала становления дольменной культуры. Второй - средняя бронза (II тыс. до н.э.) - период активного прогресса культуры строите­лей дольменов и параллельной ей северокав­казской культуры. Третий - поздняя бронза (рубеж II -I тыс. до н. э.) - эпоха развития яркого металлур­гического центра, представленного прикубанской куль­турой.

В 1897 г. археолог Н. И. Веселовский исследует в г. Майкопе курган «Ошад», давший впоследствии название знаменитой майкопской культуре. Под 11-метровой толщей Майкопского кургана была открыта четырехугольная погребальная камера с многочислеными ун­икальными золотыми украшениями, состоящими из 68 штампо­ванных фигурок львов, 19 фигурок быков, 38 колец, серег, золотых и серебрянных кувшинов, бляшек и множества бус[8].

Майкопская археологическая культура относится ко второй половине III тыс. до н. э. (2500-2000 гг. до н.э.). Она раскинулась на обширном пространстве от Тамани до Дагестана, но сердцем ее являлось Прикубанье.

Основу экономики майкопских племен составляло скотоводство, все виды современных домаш­них животных: корову, овцу, свинью, лошадь. Отгонное скотоводство обеспечивало май­копские племена не только мясом, но и шерстью. В ре­зультате у них развивается прядение, а возможно, и при­митивное ткачество.

Начиная с эпохи ранней бронзы Северный Кавказ постепенно превращается в один из крупных центров металлопроизводства Старого Света. Бронзовые и медные котлы, ножи-кинжалы, топоры-тесла, конские псалии, хорошо из­вестные археологам, несомненно, изготовлены майкопски­ми ремесленниками преимущественно из местного сырья.

Новых высот достигло гончарное дело, ставшее в ран­ней бронзе отдельной отраслью производства. Горшки, кувшины, миски и прочие сосуды различных форм и назначения производились мастерами. Майкопские племена поддерживали тесные обменные связи с другими народами древнего мира – Передней, Малой Азией и даже Месопота­мией[9].

В эпоху средней бронзы развилась северокавказская археоло­гическая культура (2000 - 1000 гг. до н.э.). Ее следы в виде бытовых и погребальных комплексов находят на значительной территории Северного Кавказа -в степях Прикубанья вплоть до низовьев р. Кумы, Терека и Кубани.

Эпоха поздней бронзы на Северо-Западном Кавказе связыва­ется с прикубанской культурой, которая датируется XI- VII вв. до н.э. Ее своеобразие связано с чрезвы­чайным обеднением погребального инвентаря. Главная черта прикубанской культуры - достижения в металлургическом производстве. Местные племена создали яркий центр по изготовлению медных, бронзо­вых, а позднее и железных изделий.

5. Дольмены Западного Кавказа.Дольмены (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитических памятников, состоящие из нескольких плит. На Северо-Западном Кавказе известно несколько типов дольменных построек: плиточные, составные, корытообразные и дольмены-монолиты.

Наибольшее распространение получили плиточные (или обыкновенные) дольмены. Они сложены из пяти плит - четырех вертикальных и одной горизонтальной в виде крыши, встречаются также и доль­мены-монолиты, целиком высеченные в скале.

Размеры этих удивительных памятников колеблются в пределах 0,7 - 2,4 м. Обязательным является наличие в перед­ней стене отверстия прямоугольной или круглой формы, которое закрывалось каменной пробкой. Стены многих дольменов покрыты зигзагообразными узорами.

Общее количество описанных на Северо-Западном Кавказе дольменов достигает 2200 построек. Обычно эти погребальные памятники размещались большими группами, образуя целые племенные кладбища. Так, на р.Кизинке (близ станицы Баговской) обнаружено 564 дольмена, в районе станицы Каменномостской - 260-270 экземпляров[10].

Дольменная культура возникла на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы (2400-2100 гг. до н. э.) и существовали вплоть до середины II тысячелетия до н.э. (1400 гг. до н. э.). В целом, историки отмечают, что дольмены распространены на огромной территории Евразии -от Японии до Пиренейского полуострова, от Индии до Кавказа, от Северной Африки до северных областей Западной Европы и Южной Америки.



2018-07-06 916 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АДЫГСКОГО ОБЩЕСТВА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ АДЫГСКОГО ОБЩЕСТВА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)