Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная методика аудита финансовых результатов в строительстве



2018-07-06 547 Обсуждений (0)
Современная методика аудита финансовых результатов в строительстве 0.00 из 5.00 0 оценок




При проведении аудита финансовых результатов в строительных компанияхследует учитывать особенности, присущие строительной отрасли.

На практике аудит финансовых результатовсогласно законодательству проводится не по объекту строительства, а по юридическому лицу, в качестве которого преимущественно выступает подрядчик.

На основании сформированных плана и программы аудиторы осуществляют проверку каждого запланированного сегмента, оказывающего влияние на формирование финансового результата.

В Приложении 3 проведена систематизация объектов аудиторской проверки финансовых результатов по основной деятельности, источники информации, которые исследуются аудиторами в процессе проверки.

На основном этапе аудита перед аудитором стоит цель получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в результате проведения разработанных аудиторских процедур. При аудите финансовых результатов на этапе планирования весь процесс аудита будет разделен на 3 основные части: аудит формирования доходов и расходов по обычным видам деятельности, аудит формирования прочих доходов и расходов, аудит формирования чистой прибыли.

Первая ступень аудита начинается с проверки момента признания выручки по завершенным строительно-монтажным работам.

Кроме того, аудитору требуется проверить и договоры подряда, поскольку в них могут содержаться особые условия признания выручки.

На этом этапе проверки аудитор может столкнуться с отсутствием договоров, заключенных с заказчиками, а также с ненадлежаще оформленными договорами, актами приемки передачи.

Нормативная проверка правильности формирования выручки от продаж будет заключаться в установлении законности отнесения доходов к обычной деятельности и соответствия требованиям пункта 12 Правил бухгалтерского учета 9/99 «Доходы организации».

Также на данном этапе аудита устанавливается правильность применения цен при признании выручки от продаж, анализирую счета-фактуры, договоры и прайс-листы. Согласно пункту 6.1 ПБУ 9/99 выручка определяется исходя из установленных договором цен. Если они не установлены, то тогда применяется цена, используемая организацией в торговом обороте аналогичных товаров, работ, продукции, услуг. [27]

Во время подсчетов правильности формирования выручки проводится пересчет для подтверждения достоверности оценки, которая отражена в отчетности.

В соответствии с требованиями п. 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка принимается к учету в сумме, определенной в денежном выражении и равной величине поступления денежных средств и иного имущества пли величине дебиторской задолженности. При определении выручки необходимо учитывать скидки, предоставленные организацией покупателям. [27]

На данном этапе аудиторской проверки устанавливается правильность применения цен при признании выручки. При этом анализируются договоры, счета-фактуры, прайс-листы. Согласно п. 6.1 ПБУ 9/99 выручка определяется исходя из цен, установленных договором. Если цена в договоре не установлена, то должна применяться цена, которая используется организацией в обычном торговом обороте в отношении аналогичных видов продукции, товаров, работ, услуг.

В ходе арифметической проверки правильности формирования выручки осуществляется пересчет для подтверждения достоверности оценки, отраженной в отчетности выручки. При этом особое внимание уделяется договорам, по которым покупателям предоставляются скидки либо продажи производятся на условиях коммерческого кредита в виде отсрочки или рассрочки оплаты, а также по договорам, в которых выручка выражена в иностранной валюте.

Нормативная проверка наличия первичных документов и синтаксическая проверка правильности их заполнения, как обычно, направлена на установление соответствия применяемых в организации форм первичных документов утвержденным руководителем формам (приказ по учетной политике); наличия обязательных реквизитов в первичных документах; соблюдения документооборота и условий храпения документов.

Но результатам проверки составляется рабочий документ (далее – РДА) (таблица 8).

Таблица 8 – РДА «Нормативная проверка первичных документов»

Дата Наименование документа Номер документа Соответствие принятым организацией формам первичных документов Выявленные нарушения в оформлении Примечание аудитора
           

 

Нормативная проверка правильности отражения выручки на счетах бухгалтерского учета состоит в установлении соответствия рабочего плана счетов организации инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Проводится анализ аналитических счетов к счету 90 «Продажи», субсчет 90.1 «Выручка», а также бухгалтерских записей и сумм, отраженных в синтетическом учете. Аналитический учет по субсчету 90.1 «Выручка» должен обеспечить получение информации по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Аналитический учет может быть организован в разрезе видов деятельности, а также по географическим регионам.

Организации, осуществляющие признание выручки но мере готовности, в каждом отчетном периоде определяют сумму выручки, которая суммируется с выручкой по предыдущему отчетному периоду. Если в соответствии с договором организация выставляет заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ, то начисленная выручка списывается на дебиторскую задолженность заказчика при предъявлении счета на оплату. Не предъявленная к оплате начисленная выручка включается в состав дебиторской задолженности. Данная выручка возникает, когда организация выполняет работы долгосрочного характера и при этом начальные и конечные сроки выполнения этапов относятся к разным отчетным периодам. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета при отражении суммы выручки по законченным в соответствии с договором этапам работ применяется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

К данном счету могут быть открыты субсчета:

46.1 «Выполненные этапы» — отражается стоимость оплаченных заказчиком этапов работ, принятых в установленном порядке;

46.2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка» — отражается сумма выручки, признанная в отчетном периоде организацией при выполнении работ по договору, по не предъявленная к оплате заказчику. [31]

Нормативная проверка правильности отражения выручки в учетных регистрах предусматривает контроль учетных регистров, применяемых в организации на данном участке учета, и проводится по стандартной схеме, которая применяется также для аудита сырья и материалов, аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и т.д.).

Встречная и арифметическая проверка (прослеживание) отражения выручки в первичных документах и учетных регистрах осуществляется путем подтверждения и прослеживания, а также пересчета данных в первичных учетных документах и регистрах аналитического и синтетического учета. Подтверждение основано на получении письменных ответов от третьих лиц (покупателей, банков, арендаторов и других субъектов) об операциях по продаже продукции, работ, услуг. В ходе прослеживания проверяется взаимосвязь информации журналов регистрации хозяйственных операции, первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета. [43]

По результатам аудита доходов по обычным видам деятельности составляется рабочий документ аудитора (таблица 9).

 

Таблица 9 – РДА «Формирование выручки от продаж»

Номер и дата документа Карточка счета 90.1 Главная книга Книга продаж Комментарии аудитора
         

Аудит расходов направлен на получение подтверждения, что отраженные в учете и отчетности расходы по обычным видам деятельности отвечают условиям признания, правильно оценены и раскрыты в финансовой отчетности.

Синтаксическая и правовая проверка правоустанавливающих документов (договоров) позволяет установить состав расходов по обычным видам деятельности. Проводя анализ правоустанавливающих документов, аудитор может установить, какие возникают у организации возмещаемые налоги в ходе выполнения договорных обязательств. Суммы возмещаемых налогов (НДС, акцизы, экспортные пошлины) не признаются доходами организации. На их суммы уменьшается выручка от продажи.

Аудитор должен установить законность отнесения расходов к обычным видам деятельности в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 «Расходы организации», отраслевыми нормативными актами по калькулированию себестоимости готовой продукции и внутренними документами организации.

Нормативная проверка правильности отражения расходов на счетах бухгалтерского учета состоит в установлении соответствия рабочего плана счетов организации инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. В ходе проверки проводится анализ аналитических счетов к счету 90 «Продажи», субсчет 90.2 «Себестоимость продаж», субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость», субсчет 90.4 «Акцизы», субсчет 90.5 «Экспортные пошлины», а также анализируются бухгалтерские записи и суммы, отраженные в синтетическом учете. Организация может ввести дополнительные субсчета для отражения управленческих, коммерческих и прочих расходов, связанных с продажен продукции, работ, услуг. [31]

Коммерческие расходы предварительно собираются на счете 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет данных расходов осуществляется по видам и статьям расходов.

Аналитический учет по субсчетам расходов по обычным видам деятельности должен обеспечить получение информации по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Аналитический учет может быть организован в разрезе видов деятельности, а также по географическим регионам.

Нормативная проверка правильности отражения расходов по продаже в учетных регистрах предусматривает контроль учетных регистров, применяемых в организации на данном участке учета. [35]

Встречная и арифметическая проверка (прослеживание) отражения расходов по продаже в первичных документах н учетных регистрах осуществляется путем подтверждения и прослеживания, а также пересчета данных в первичных учетных документах и регистрах аналитического и синтетического учета. Подтверждение основано на получении письменных ответов от третьих лип (поставщиков, банков, арендодателей и других субъектов) об операциях по продаже продукции, работ, услуг. В ходе прослеживания проверяется взаимосвязь информации журналов регистрации хозяйственных операции, первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета.

По результатам аудита доходов по обычным видам деятельности составляется рабочий документ аудитора (таблица 10).

Таблица 10 – РДА «Формирование себестоимости от продаж»

Номер и дата документа Карточки счета 90.2, 90.3, 90.4, 90.5 Главная книга Книга продаж Комментарии аудитора
         

 

Аудит операций по формированию прибыли от продаж направлен на получение доказательств, что прибыль по основным видам деятельности определена и отражена в отчетности организации достоверно.

Нормативная проверка правильности отражения операций по формированию прибыли от продаж на счетах бухгалтерского учета состоит в установлении соответствия рабочего плана счетов организации инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. В ходе проверки проводится анализ аналитических счетов к счету 90 «Продажи», субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» и к счету 99 «Прибыли и убытки». [33]

Арифметическая проверка правильности формирования прибыли от продаж предусматривает проведение пересчета соответствующих сумм. В ходе данной проверки осуществляется пересчет сумм отчета о финансовых результатах в части доходов и расходов по обычным видам деятельности.

Прослеживание правильности переноса данных о прибыли от продаж из учетных регистров в отчетность осуществляется путем подтверждения взаимосвязи данных учетных регистрах аналитического и синтетического учета с бухгалтерской отчетностью (отчет о финансовых результатах). По результатам аудита формирования прибыли от продаж составляется рабочий документ аудитора (таблица 11).

Таблица 11 – РДА «Формирование прибыли от продаж»

Карточка счета 99 Карточка счета 90.9 Главная книга Отчет о финансовых результатах Отклонения
         

 

Состав и порядок выполнения процедур аудита формирования прочих доходов и расходов аналогичен порядку, рассмотренному выше по аудиту формирования доходов и расходов но обычным видам деятельности.

По окончании проверки аудита финансовых результатов аудитор формирует мнение, готовит подтверждающие документы, а также формирует часть аудиторского заключения, имеющую отношение к аудируемому участку учета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщив подходы к определению финансового результата, можно сделать вывод, что финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов деятельности предприятия, это может быть прибыль или убыток, что приводит к росту (прибыли) или уменьшению (убытку) собственного капитала, а это характеризует качество деятельности предприятия.

Финансовые результаты строительных предприятий можноклассифицировать по многим признакам, некоторые из которых приведены в таблице 2. Все они имеют информационную ценность для руководящего состава строительных предприятий.

Анализ нормативно-правовых документов регламентирующий деятельность и организацию бухгалтерского учета строительных организаций, в частности больше подрядных организаций, позволяет условно их разделить на несколько групп:

1. Документы федерального уровня в состав, которых, можно включить: ГК РФ; Градостроительный кодекс; НК РФ;

2. Документы законодательного уровня, регламентирующихобщие принципы организации бухгалтерского учета, в состав которых можно отнести: ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; План счетов бухгалтерского учета;

3. Документы нормативного уровня, раскрывающие частные положения формирования информации в системе бухгалтерского учета в части формирования финансового результата строительной организации, к ним относятся: Положения по бухгалтерскому учету, используемые при организации бухгалтерского учета в подрядных организациях, в частности, ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 9/99 «Доходы организации»; ПБУ 10/99 «Расходы организации» и т.д.

4. Документы, специализированные раскрывающие отраслевые особенности строительной деятельности и используемые для организации бухгалтерского учета специально в подрядных организациях, к ним относятся: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» и т.д.

К числу необходимых и достаточных условийдля достоверного определения финансового результата исполнения договора строительного подряда, независимо от содержащегося в нем способа определения цены подлежащих выполнению работ, относятся:

1. уверенность в том, что строительная компания получит экономические выгоды, связанные с договором;

2. наличие возможности идентификации и достоверного определения расходовпроизведенных по договору.

При формировании финансового результата строительной компании на начальном этапе определяются объекты учета исходя из норм ПБУ 2/2008 и др. (доходы и расходы).

Следующим участком формирования финансового результата выступает учет расходов строительной компании.

Так, п. 11 ПБУ 2/2008 предусмотрен следующий состав расходов на исполнение договора (себестоимость строительно-монтажных работ):

— расходы, непосредственно связанные с исполнением конкретного договора (прямые расходы);

— часть общих расходов строительной компании, связанная с выполнением строительно-монтажных работ, приходящаяся на конкретный договор (косвенные расходы);

— расходы, не относящиеся к выполнению строительно-монтажных работ, но возмещаемые заказчиком по условиям договора (прочие расходы по договору).

При проведении аудита финансовых результатов в строительных компанияхследует учитывать особенности, присущие строительной отрасли.

На практике аудит финансовых результатовсогласно законодательству проводится не по объекту строительства, а по юридическому лицу, в качестве которого преимущественно выступает подрядчик.

На основании сформированных плана и программы аудиторы осуществляют проверку каждого запланированного сегмента, оказывающего влияние на формирование финансового результата.

На основном этапе аудита перед аудитором стоит цель получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в результате проведения разработанных аудиторских процедур. При аудите финансовых результатов на этапе планирования весь процесс аудита будет разделен на 3 основные части: аудит формирования доходов и расходов по обычным видам деятельности, аудит формирования прочих доходов и расходов, аудит формирования чистой прибыли.

 



2018-07-06 547 Обсуждений (0)
Современная методика аудита финансовых результатов в строительстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная методика аудита финансовых результатов в строительстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)