Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепт «грех» в сербском народном языке



2018-07-06 498 Обсуждений (0)
Концепт «грех» в сербском народном языке 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование лексико-семантического поля морали в славянских диалектах происходило путем развития «этической» семантики у относящихся к другому полю слов или корней. Так, семантика греха в общеславянском корне грех развилась на основе семантики кривизны по схеме: «кривой» — «не такой, как положено», «отклоняющийся от нормы», «ошибка», «нравственно неправильное поведение», «грех» [1, с. 86]. Ср. серб.: грих «ошибка», «телесный недостаток», грехом, по греху — «по ошибке» грешка «ошибка», «недостаток», грешън «ошибочный», грешати «промахнуться, не попасть в цель», «ошибаться», «оступать от правила» (ср.: «Верят, что фруктовое дерево будет в принесении плодов грешати, то есть в один год родит, а на следующий нет») [1, с. 98], грешити «ошибаться», «плохо работать», грешика «очень мелкий виноград».

Вторая семантическая мотивировка значения «грех» — это семантика нечистоты. Значение греха как нечистоты, скверны имеет в некоторых говорах сербского языка корень мрс-\ «нельзя убивать змею, которая встречается по осени: она мрсник, т. е. грешник, потому что она в это лето укусила кого-то, и ее земля не принимает»; «есть женщины мрснице, которые «убивают своих детей после родов» [2, с. 79], при серб, мрсан скоромный' и «жирный, нечистый» (о по­суде), мрсити (се) «есть жирное», «спаривать скот», «спариваться» [2, с. 79]), мрсан «турок или вообще мусульманин»[2, с.79 ],ст.-сл. мръсънъ «безобразный, отвратительный», болг. мръсен 'грязный, нечистый, непристойный», мак. Мрсен «жирный, скоромный» [2, с. 89]. Подобная семантическая связь отражена и в представлении об очищении (буквально смывании) грехов: опрати грех «смыть», чистити се од греха, грех се тере «стирается».

В сербском поэтическом фольклоре семантика греха мотивируется семантикой нарушения закона: слова безаконье и незаконство выступают как синонимы для слова грех: jecme боже незаконство: ... неслуша пород «дети» родителья; тешко «тяжелое» беззаконье: не поштуе млаhi)и старujега «не уважает младший старшего».

Анализ семантики слова грех и его производных, а также мотивирующей основы слов с семантикой греха позволяет четко обозначить границы того, что языковая личность воспринимает как грех. Прежде всего к сфере греха относится половая жизнь вообще, любые сношения между мужчиной и женщиной, отсюда: по греху син, брат, отац, родитель «по крови, родной » [2, с. 83 ]. Соответственно без греха брат, син означает «неродной, названый», грешно дете — «некрещеный ребенок, т.е. еще не очищенный от греха» [JAZU], згришит вступить в интимные отношения' [2, с. 83].

Грехом называется блудный грех, внебрачные отношения или (для девушки) отношения до брака: како би га ja родила кад се нисам удавала ни за zpuje познала (Богородица отвечает при Благовещении), «как бы я его родила, если я ни замуж не выходила, ни грехов не знала» [2, с.83]; в этом случае обычно при словах грех, грешит присутствует дополнение с кем-то: не само што je грujешао с другима него се и пpвoj жени повраhao «не только с другими грешил, но и к первой жене возвращался» [2, с. 85]; грujешати, погрujешити, згрujешити (о девушке или женщине) «отдаваться, вступать в сношения с другим мужчиной, не с мужем (для замужней женщины)»: У нас heвojke panuje ниijecy грujешиле, сад богами свашта «у нас девушки раньше не грешили, а сейчас, ей-богу, всяко бывает», грешка (о девушке) «сношения с мужчиной» [2, с. 85], грешница «блудница» («в речи этим словом часто заменяют слово курва, как «неприличное» [2, с. 85]). Примечательно, что и во фразеологии именно блудный грех маркируется как особо отвратительный, «греховный»: нечисти грех, непоштен «бесчестный грех — «блудный грех [JAZU].

Грехом также считается забеременеть без мужа: грjешница «женщина, которая забеременеет без мужа, в Дубровнике» [2, с. 85], родить внебрачного ребенка; погрujешити [2, с. 85], сделать аборт: «грешнице называются женщины, которые убивают детей до родов» [2, с. 85].

Интересна оценка как греха материнского молока — факт редкий (имеющий место в одном из сврлижских говоров) и поэтому трудно поддающийся толкованию. Составитель сборника народных песен южной Сербии Д. Симонович указывает на наличие у слова гре[j] значения «молоко» (без конкретизации). Контексты же, в которых реализуется эта семантика, свидетельствуют о том, что речь идет не просто о молоке (в этом случае правомерно было бы предположить оценку как греховной скоромной пищи), а именно о материнском молоке: бездетка жена zpej нема «у бездетной женщины нет молока, jалова коза гре нема, у яловой козы нет молока» [1, с. 95]. Представление о греховности материнского молока засвидетельствовано, например, и в западной Белоруссии, где распространено поверье, что душа умершего младенца попадает в рай, если он не пробовал материнского молока .

Грехом считается работа в праздники и в воскресенье: греховати «работать по праздникам» [1, с. 95]: Oвaj je светац у великом поштова у и nehe нико на ньегов дан греовати (радити). «Этот святой очень почитается, и никто не будет в его день греовати (работать)» [1, с. 96], Мицак je празник, he опрости Бог ако греуjемо дънъс «Мицак — праздник, Бог простит, если будем сегодня греховати» [1, с. 96]. Оценочный компонент значения может в данном глаголе и утрачиваться, полностью вытесненный конкретной семантикой: дънъс je Павлодън, zpeyje се «сегодня Павлов день, грешат» (можно грешить, т.е. работать)' [1, с. 96].

В метонимическом развитии у слова грех значения «бес, черт»проявилась ассоциация возникновения греха с деятельностью дьявола: «В том ребенке были грехи, сохрани Боже... Ребенок кривлялся, мучился, лаял, страшно было смотреть и слушать. Эта дьявольщина всякие чудеса выкидывала с этим малым, поднимет его и посадит наверх яблони...» [1, с. 96].

Своеобразие оценки, выражаемой словами грех, грехота, заключается в том, что ее субъектом является Бог. При глаголе згрешити или гриjоту учинити «согрешить» устойчиво употребляется дополнение Богу: «Што je, кучко, богу згриjешила,те се мучи муках жестокиjex? » «Чем ты, сучка, богу согрешила, что мучаешься муками жестокими? » [1, с. 96], а при слове греота определение од Бога, или при грех — божju: Ово je глава jednoz господара. Греота je од Бога jednoгa, да je кльbyjy орли и гаврани. «Это голова одного господина. Грех перед Богом единственным, чтоб ее клевали орлы и вороны».

В народном сознании существует определенная иерархия грехов. В основе обозначений степени греха лежит признак величины, веса и силы: велики, голем грех, мали грех, ма и грех [1, с. 96], ср. также наличие деминутива от слова грех: нити грих нити гришиh «вообще не грех»; грдан «огромный» грех. Осознание греха как тяжести проявляется и в глагольной сочетаемости лексемы грех: грехи «тащат», «волочат», «взваливают»: влачим гpejoвe [1, с. 97], притиснут од грujехова, обременен гриси, има грех на себи, гриси напрhен «нагружен» [1, с. 97]. Грех воспринимается и как некое пространство, в которое «входят»: мани се оди това, у голем грече улезнеш «брось это, в большой грех войдешь» [1, с. 97], или бездна, в которую «падают»: пасти у грех. По народному представлению, существует некий текст, где содержится список грехов человека, — кньига-греховница, с чем соотносится фразеологизм уписивати, писати у грех «считать за грех»: «то се, сине, у грех не писуjе» [1, с. 97] Грех, как и любое аморальное поведение, считается грязью: Вода све опере осим грехоте.

Местом, где находятся грехи, считается душа: гре му «ему» на душу [1, с. 97], гpujex на материну душу [1, с. 97], ако мепревариш на твeojy душу гpej «если меня обманешь, на твою душу грех» [1, с. 97]. Грешан фигурирует при слове душа как постоянный эпитет: Тако ми грешне душе [Byк], Moja грешна душа, душа гришница [1, с. 97], греовна душа [1, с. 97]. Ср. также: узе га на душу «ложно свидетельствовал против кого-то» [1, с. 97] опpocтuтu душу «простить грех».

Грешный поступок, совершенный с благой целью, народной моралью не осуждается, а даже одобряется и считается севапом (добрым, или точнее, богоугодным делом, которое обеспечивает душе место на том свете) или поштеним «честным» грехом: што je севап, бог прашта nа ако je грота! «что севап, Бог прощает, даже если это грех» [1, с. 98] Или: онакога би било севап смаhи с овога cвujeтa «убрать такого с этого света, был бы севап». В южнославянской прозаической традиции чрезвычайно распространен сюжет о великом грешнике, убившем 99 человек, который искупает свой грех, убив человека, намеревавшегося на свадьбе оговорить невесту, что считается самым тяжким грехом.

В народе часто говорят: кто знает, чьи он грехи искупает (испашта). Может быть, он наследовал эти грехи, кто-то что-то сделал, а он их искупает, ни за что ни про что (испашта ни крив ни дужан). Так говорят о человеке, который жил праведно, и вдруг на него обрушились несчастья. Представление о наследуемом грехе {наследии грех) непосредственно связано с поверьем о том, что рождение детей с физическими недостатками — кара за грехи предков. Осознание недостатка (физического, душевного) как результата наказания задает семантическую модель: «наказание» — «какое-то отклонение от нормы». Ср. также: катизма «наказание» — «личный порок, недостаток» [1, с. 98].

Семантика глаголов, связанных с понятием прощения: простити, опростити «развязать, освободить» грех, кривицу «вину»; одрешити«отвязать, развязать» грех, свидетельствует о восприятии греха как о чем-то сковывающем, о путах, связывающих человека или его душу: ср.: ослободити се од греха, заплести се у грех, уплести се у грех [1, с. 98].

Рассмотренное нами «языковое» отражение народных представлений о грехе говорит, о том, в сербском народном сознании концепт греха трактуется в негативной окраске. С Древних времен грех – это отрицательное, а значит, непростительное свойство всех людей, отклонение от нормы. Так же, как и в русском языке, делается акцент на Бога, как властителя, который решает человеческие судьбы и в первую очередь грех соотносится со всем божественным на земле.

Для обобщения результатов нашего исследования приведена таблица трактования концепта «грех» в русском и сербском языке.

 

Трактовка концепта грех в русском языке Трактовка концепта грех в сербском языке
Большой русский энциклопедический словарь рассматривает грех как «в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Ошибка, нравственно неправильное поведение.
Христианское богословие выделяет "первородный" Г. первых людей, последствия которого наследуются их потомками. Грешити «ошибаться», «плохо работать», грешика «очень мелкий виноград».  
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова трактует грех как самоубийство в прямом значении и как преступление. В переносном значении: Грех смеяться над старостью, Принять на себя грех (в значении принять на себя ответственность). С грехом пополам(с трудом). «Грех» — это семантика нечистоты. Значение греха как нечистоты, «нельзя убивать змею, которая встречается по осени: она мрсник, т. е. грешник, потому что она в это лето укусила кого-то, и ее земля не принимает». «Есть женщины мрснице, которые «убивают своих детей после родов»
Толковый словарь живого великорусского языка Даля дает толкование греха, как проступка и преступления. Нарушение Божьего закона, вина перед Господом. Вина, ошибка, погрешность. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Поэтическом фольклоре грех-это беззаконье, незаконство.
В православных источниках грех понимается как сознательное или бессознательное совершение действия, нарушающего Божественные установления. Грешно дете — «некрещеный ребенок, т.е. еще не очищенный от греха»
Традиционное словоупотребление, фольклор, представленный в словарях, трактует «грех», как важную этическую категорию, с помощью которой можно выявить отдельные черты этической системы русского народа. Грешить - значит вступать в интимные отношения.
Ссылаясь на мнение сторонники авторитарной этики (Августина и Фомы Аквинского), можно толковать грех, как неповиновение. Блудный грех. Грехом называется блудный грех, внебрачные отношения или (для девушки) отношения до брака.
Концепт «грех» выражает специфически религиозное понимание вины перед Богом. Считается, что вина лежит на всем роде человеческом вследствие согрешения прародителей Адама и Евы. Грех- забеременеть без мужа, родить внебрачного ребенка.
Сторонники этики (Сократ, Ницше) полагают, что врожденной вины у человека нет, а рождается он чистым и непорочным. Грехов – собственная слабость, неумение противостоять соблазнам, леность человека.   Д. Симонович указывает на наличие у слова грех, значения «молоко». Пить материнское молоко-грех. Душа умершего младенца попадает в рай, если он не пробовал материнского молока.
В светском смысле грех обычно определяют как несоответствие действий индивида внешним стандартам поведения: нарушение человеком табу, законов или моральных кодексов. Рабочий грех. Грехом считается работа в праздники и в воскресенье.
В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера слово связывается с греть, с первоначальным значением «жжение (совести)». Грех трактуется наравне со словом дьявол. «В том ребенке были грехи, сохрани Боже... Ребенок кривлялся, мучился, лаял, страшно было смотреть и слушать. Эта дьявольщина всякие чудеса выкидывала с этим малым, поднимет его и посадит наверх яблони...»
П.Я. Черных в своем «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» возводит грех к праславянскому groi-s-us , то есть заблуждение, путаница, ошибка. Грех- это провиниться перед Богом.
Слово грех — перевод греческого слова ‘µ, которое буквально означает «промах или непопадание в цель». «Честный грех» - это грешный поступок, совершенный с благой целью, народной моралью не осуждается, а даже одобряется и считается благородным делом, которое обеспечивает душе место на том свете.
Юридический термин: «беззаконие», или действие, противоположное закону. Наследственный грех- кара детей, рожденных с физическими недостатками, за грехи родителей: «Наказание» — «какое-то отклонение от нормы».
П.А. Флоренского в своей статье «Столп и утверждение истины», указывает, что слово «грех» приравнивают к слову «огрех», так что «грешить» значит «ошибаться», «не попадать в цель», наконец, «дать мимо», «дать маху», «пропустить».  
Порок, недостаток, состояние греховности ровняется неправильности предосудительности и своих действий, характеризуется как человеческая слабость.  
Грех употребляется с уменьшительно-ласкательным суффиксом грешок: мелкие грешки, простительные грешки, как несерьезное, шутливое толкование.  
Ошибка, неправильность, неточность, допущенная кем-л. в чем-л. Это понимание распространяется на неодушевленные предметы, вещи —недостаток, изъян в работе какого-л. механизма, устройства и т.д.  
Современная трактовка. Экономические и политические грехи( политические грехи органов власти и чиновников)    
Виды греха, которые потенциально или реально могут положительно оцениваться носителем языка: 1) тщеславие: Тщеславие — мой любимый грех!; 2) чревоугодие: Приятный грех чревоугодия;  

 



2018-07-06 498 Обсуждений (0)
Концепт «грех» в сербском народном языке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепт «грех» в сербском народном языке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)