Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Учет особенностей трактовки концепта «грех» при преподавании русского как иностранного



2018-07-06 419 Обсуждений (0)
Глава 3. Учет особенностей трактовки концепта «грех» при преподавании русского как иностранного 0.00 из 5.00 0 оценок




Данная глава нашей исследовательской работы будет направлена методическую разработку комплекса упражнений на уроках русского языка в полиэтничеком классе. Представленные упражнения ориентированы на группу учащихся в возрасте от 17 до 22 лет.

Целями освоения дисциплины «Русский язык как иностранный являются:

- Формирование у учеников языковой и речевой компетенции в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в социально-бытовой, социально-культурной, учебной сферах;

-Заложение основ для дальнейшего совершенствования языковых знаний и умений;

-Расширение образовательного кругозора и проникновение в русскую национальную культуру;

Основной задачей учителя будет установка на повышение лингвистической компетентности учащихся-мигрантов, чтобы способствовать развитию их речи, формированию компетентностей и комфортной адаптации с детьми, как в классе, так и в социуме.

Дети из других регионов, нашем случае из Сербии, могут столкнуться с огромным количеством проблем, например, такими, как, трудности в освоении учебного материала, следовательно, трудности в подготовке домашнего задания, наличие акцента, который мешает правильно произносить слова, так же и психологический стресс.

Учитель, преподающий в полиэтническом классе, как и любой другой, в процессе обучения достигает личностных, предметных и метапредметных результатов. Ориентация на результаты образования — это важный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В полиэтническом классе они будут представлены и сформулированы мною следующим образом:

Личностные результаты направлены на: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, потребность в чтении; интерес к изучению языка ; приобретение веры в себя в свои потенциальные возможности ; реализация конкретных индивидуальных способностей ; тактичность в отношении к другим учащимся ;проявлять инициативу в подкреплении изученного материала, совершенствовать свои лингвокультуроведческие компетенции ;осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.[26]

Метапредметные результаты направлены на: овладение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.; коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения ; высказывать и обосновывать свою точку зрения; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; строить рассуждения; формирование универсальных способов деятельности, ведущих к завершению поставленной цели; уметь правильно пользоваться своим словарным запасом; уметь прочитать и выполнить сформулированное задание. [26]

Предметные результаты направлены на: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о языке; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции русского языка; научить способности оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; сформировать положительное отношение к изучаемому предмету; приобщать к культуре и литературе русского народа с учётом опыта учащихся.[26]

Упражнение 1.

Подберите ассоциативный ряд к слову грех. Письменно проанализируйте значение каждого, выбранного вами слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова. Дайте толкование слова грех. Обратитесь к толковым словарям, сравните значения слова с теми, что предложили вы. Запишите в тетрадку определение слова грех из толкового словаря.

Выполнение задания:

Ассоциативный ряд: грешник, расплата, исповедь, проступок, соблазн, милосердие, наказание, вина, прощение.

Значения слов:

Грешник - это тот, кто не исполняет заповеди Иисуса Христа, тот, кто допустил грех.

Расплата- наказание за совершенный проступок.

Исповедь - словесное раскаяние грешника за совершенные труды.

Проступок-действие, за которое нужно понести наказание.

Соблазн-то, что вызывает греховные мысли, толкает к греху – вариант сербского ученика.

Соблазн-то, что влечет к себе - вариант русского ученика.

В выполнении данного задания, предположительно, что некоторые из учеников могут вставить в свой ассоциативный ряд слово соблазн, хочу отметить, что возможно будет различие в определениях к данным понятиям. У русского ученика возможен более нейтральный вариант, это связано с упрощенным пониманием греха в контексте установки на гедонистический образ жизни, которая характерна для определенной части современного российского общества.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение к другому человеку.

Наказание- применение каких-либо норм по отношению к другому человеку за совершение им непристойного поступка.

Вина- то, что чувствует человек после совершения проступка.

Прощение-извинение человека, освобождение от наказания.

Объяснение: Были выбраны именно эти слова, потому что они , в моем случае, ассоциируются со словом грех. Предложенное слово встречалось в одних текстах с представленными мною словами, а также в различных литературных произведениях, когда я выстраиваю предложенное слово в цепочку с другими, значение которых описано выше, у меня создается четкое представление, что есть такое грех.

Определение слова грех из Толкового словаря Ушакова:

ГРЕХ, греха, м. 1. У верующих - нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Самоубийство - грех.

Возможно, у сербских учеников будут трудности в задании с определением значений слов, но после разбора всех толкований учителем вслух при всем классе, задача будет решаться намного проще. Так же, в конце выполнения задания ученик выпишет определение слова грех из толкового словаря, что поможет ему в дальнейшем иметь четкое представление этого слова.

Упражнение формирует личностные результаты. В данном упражнении к ученикам приходит понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Ученик учится осознавать эстетические ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию. Ученик демонстрирует и расширяет объём своего словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Происходит осознание роли языка и речи в жизни людей , стремление к совершенствованию собственной речи. Учащийся осознает ответственность за произнесённое и написанное слово.

Упражнение формирует метапредметные результаты. При работе с данным упражнением ученики овладевают разными видами чтения. После выполнения данного задания учащиеся учатся свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, овладевают приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Учатся вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Формируется способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Показывают умение правильно пользоваться своим словарным запасом, уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.

Упражнение формирует предметные результаты. При работе с данным упражнением у учеников формируется представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества основ научных знаний о языке. Ученики овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка и используют их на практике.

Это упражнение направлено на проверку словарного запаса учеников, а также его пополнения, умение правильно компоновать и строить свои мысли.

Домашнее задание к данному упражнению

Подберите ассоциативный ряд из существительных и прилагательных к слову грех. Составьте в тетради табличку, первый столбик будет содержать в себе ассоциативные глаголы, второй столбик ассоциативные прилагательные.

Глаголы: искупить, покаяться, грешить, раскаяться, очиститься, наказывать, обвинить.

Прилагательные:тяжкий,смертный,плотский,божий,невольный,благочестивый,повинный.

Упражнение 2

Вспомните пословицы со словом грех. Запишите их в тетрадь, объясните значение. Какую эмоциональную окраску приобретает слово грех в предложенной вами пословице? Сделайте морфемный разбор слова грех.

Образец: Грех греху рознь - есть смертные грехи, которые губят человека окончательно и бесповоротно. Слово грех приобретает негативную окраску.

Морфемный разбор слова грех- корень грех, окончание нулевое, основа слова - грех.

Греху - корень грех, окончание у, основа слова грех.

Данное задание проверяет общее развитие учеников. Инофоны могут узнать много русских пословиц о грехе, а русские ученики познакомятся с сербскими пословицами, что расширит их кругозор. Возможно, кого-то из учеников заинтересует фольклор сербов и он углубиться в познание сербского языка. Морфемный разбор слова направлен на закрепление изученного материала.

Упражнение формирует личностные результаты. У ученика происходит понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Происходит осознание эстетической ценности русского языка. Ученики улучшают объём словарного запаса. Учатся способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Упражнение формирует метапредметные результаты. В данном упражнении в процессе обучения у ученика происходит овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Развивается способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умение создавать письменные тексты, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного написания, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Ученики учатся использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Упражнение формирует предметные результаты. В данном упражнении у ученика складывается представление о роли русского языка как национального языка русского народа, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества. Происходит овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Учащиеся учатся опознаванию и анализу основных единиц языка, грамматических категорий языка.

Упражнение 3

Подберите 5 антонимов к слову грех, объясните значение каждого выбранного вами слова. В каких литературных произведениях вам приходилось встречаться с этим словом? Какое смысловое наполнение приобретало слово грех? Дайте краткий устный ответ.

Выполнение задания: безгрешность, праведность, благодеяние, добродетель, благочестие.

Безгрешность- честность, жизнь без грехов.

Праведность- следование заветам, которые написаны вероисповедании.

Благодеяние - доброе дело, услуга, помощь.

Добродетель- человек, который делает добрые дела.

Благочестие- почитание Бога, не нарушение заповедей.

Ответ ученика: Нам приходилось встречаться с понятием грех в произведении А.Н.Островского «Гроза». Измена для Катерины есть большой грех. Она, прежде всего, переступила через себя, через свою мораль, она – чистейшее, святое существо, в жизни которой огромное значение имеет религия. Екатерина отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния.

Упражнение формирует личностные результаты. Данное упражнение направленно на формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Ученик стремится к речевому самосовершенствованию. Упражнение направлено на пополнение объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. В процессе обучения вырабатывается способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Мы учимся осознавать роль языка и речи в жизни людей, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Ученики реализуют конкретные индивидуальные способности ; тактичность в отношении к другим учащимся, проявляют инициативу в подкреплении изученного материала, совершенствуют свои лингвокультуроведческие компетенции.

Упражнение формирует метапредметные результаты. Упражнение направлено на овладение всеми видами речевой деятельности. В данном упражнении дети учатся строить и устную и письменную речь. В процессе обучения происходит понимание информации устного и письменного сообщения, а также овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Мы учимся вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Происходит активное овладение различными видами монолога и диалога. Ученики закрепляют соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка. Соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения, способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Формируется умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Упражнение формирует предметные результаты. Данное упражнение направлено на понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. В процессе обучения происходит овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета. Ученик использует данные нормы в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Ученики учатся использовать выразительные средства языка, осознают эстетическую функцию русского языка. Показывают свои способности в оценивании эстетической стороны речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Данное упражнение помогает понять, насколько ученики хорошо знают термины русского языка, умеют применять знания на практике. Так же задание, направленное на устный ответ ученика, показывает познания ученика в других областях знаний, в данном случае в литературе, (метапредметные компетенции) и умение правильно составлять свой ответ (устный ответ перед аудиторией, правильное построение предложений, правильно выбранные конструкции, правильность ответа, логичность построения ответа, структурированность).

Упражнение 4

Прочитайте предложенный отрывок из произведения А.П. Чехова «Дуэль», в котором говорится об одном из героев рассказа — Иване Лаевском. Найдите слово, которое является однокоренным слову грех. Сделайте морфемный разбор этого слова, каким способом оно образовано? Как вы понимаете слово грех? Дайте определение слову, которое вы выписали из текста. Обратитесь к Толковому словарю С.И.Ожегова, сравните определение выписанного вами слова с определением из словаря.

«По общему мнению, он был безгрешен, и водились за ним только две слабости: во-первых, он стыдился своей доброты и старался маскировать ее суровым взглядом и напускною грубостью, и, во-вторых, он любил, чтобы фельдшера и солдаты называли его вашим превосходительством, хотя был только статским советником».

А.П. Чехов «Дуэль»

Выполнение задания:

Однокоренное слово: безгрешный, без — приставка, греш — корень, н — суффикс, ый — окончание, безгрешн — основа слова. Это слово образовано приставочно-суффиксальным способом.

Слово грех для обозначает нечто негативное. Несоответствие намерениям Бога в нашей жизни. Это может быть мысль, поступок. Грех - это то, чему в соответствии с Библией, положено наказание. Если не веришь в Бога, то слово грех не имеет смысла, как и любые понятия о моральных или нравственных идеалах.

Безгрешный—Не совершивший греха, проступка.

По словарю С.И.Ожегова:

БЕЗГРЕШНЫЙ, -ая, -ое; -шен, -шна (книжн.). Лишенный греха, грехов, греховных помыслов. Безгрешное дитя. Безгрешные мысли. || сущ безгрешность, -и, ж. [27,335]

Личностные результаты в данном упражнении направлены на формирование понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Происходит осознание эстетической ценности русского языка. Ученики стремятся к речевому самосовершенствованию. Демонстрируют объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей, а также пополняют его. Ученики совершенствуют свои лингвокультуроведческие компетенции.

Упражнение формирует метапредметные результаты. Упражнение направлено на формирование умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Ученики формируют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий. Мы учимся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся учатся соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, а так же соблюдению основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

Упражнение формирует предметные результаты. Данное упражнение направлено на формирование на понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. В процессе обучения происходит овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Учащиеся учатся опознаванию и анализу основных единиц языка. Благодаря данному упражнению ученики учатся проведению различных видов анализа слова (морфемному).

Упражнение, в первую очередь, направлено на проверку знаний по изученному материалу. Так же важным является то, что оно показывает семантику смысловых единиц, на которые нам нужно обратить внимание. Учащиеся показывают свои знания в таких областях, как словообразование и морфология. Ученики работают со словарями, что расширяет их кругозор, учит работе с дополнительной литературой. Определение, которые учащиеся дают самостоятельно, учит их правильно выстраивать свои мысли, показывать накопленные знания. Материал в предложенном упражнении, выбранный из русской классической литературы работает на расширение круга познаний ученика. Ученики, правильно проделав данное упражнение, поймут смысловое определение слов грех и безгрешный, в конце упражнения полученные знания закрепляются работой со словарем, что так же полезно для опыта и применения данного метода на других уроках.

Упражнение 5

Прочитайте предложенные фразеологизмы. Объясните их смысловое наполнение, может быть, какое-то из них вы часто используете в собственном опыте?

Составьте предложение с одним из фразеологизмов, прочитайте в классе.

От греха подальше, как на грех, смертный грех, брать грех на душу, с грехом пополам, все мы не без греха, и смех, и грех, грешный путь.

Выполнение задания:

От греха подальше - на всякий случай; предполагая неблагоприятное развитие ситуации.

Как на грех - к несчастью.

Смертный грех (очень большой порок, непростительный проступок)

Брать грех на душу - нести моральную ответственность за предосудительные поступки, действия, совершаемые по принуждению или по своей воле.

С грехом пополам - разобраться с чем-либо кое-как.

Все мы не без греха - о том, что идеальных людей нет.

И смех, и грех - не понятно, смеяться над тем, к чему применены эти слова, или плакать.

Грешный путь - неправильный путь, ведущий к неприятным последствиям.

В своей жизни я часто использую фразеологизм «от греха подальше».

Составленное предложение: И погода в тот день, как на грех, выдалась ненастная, дождливая.

Упражнение формирует личностные результаты. Оно направлено на понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Определяющая роль русского языка в предложенном упражнении направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Учащиеся осознают эстетической ценности русского языка, стремятся к речевому самосовершенствованию. Учатся способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью, осознают роль языка и речи в жизни людей. Учащиеся совершенствуют свои лингвокультуроведческие компетенции.

Упражнение формирует метапредметные результаты. Оно направлено на формирование умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Мы учимся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся учатся соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, а так же соблюдению основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения. Ученики учатся правильно пользоваться своим словарным запасом.

Упражнение формирует предметные результаты. Оно направлено на формирование, на понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. В процессе обучения происходит овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Учащиеся учатся опознаванию и анализу основных единиц языка. При обучении происходит овладение выразительными средствами языка; осознание эстетической функции русского языка. Мы учимся способности оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Ученики приобщаются к культуре и литературе русского народа.

Предложенное упражнение направленно на развитие способностей правильного формулирования своих мыслей. Ученики – инофоны, в нашем случае, сербские ученики, знакомятся с фразеологизмами русского языка и расширяют свои познания в этой области. В случае возникновения трудностей у сербских учеников, что вполне возможно, учитель вслух вместе с классом проговаривает значение каждого фразеологизма, затем каждый ученик зачитывает составленное им предложение. Упражнение развивает у учеников мышление, обогащает новым знаниям. Сербские ученики узнают больше о культуре русского народа, какие-то фразеологизмы кажутся им полезными и они запоминают их для использования в личном опыте. Так же, в предложенном задании ярко выражена трактовка греха, что является важной методической задачей в разработке данного упражнения.

Задание на прочтение собственно составленного предложения вслух, учит детей раскрепощаться в коллективе, делится своими мыслями и накопленными знаниями, особенно это важно в полиэтническом классе.

Упражнение 6

Прочитайте текст, запишите его к себе в тетрадь, расставляя пропущенные буквы в словах. Выпишите однокоренные слова, какую функцию они выполняют в тексте? Объясните основную мысль текста, какую мысль хотел донести его автор? О каком грехе говорится в начале текста, на месте пропуска?

«Семенем» личных грехов, совершенных сознательно, является …….. грех. Кроме понятия «грех», существует еще одно – «страсть» – ук..ренившаяся греховная привычка гордиться, гневаться, блудить, стяжать, объедаться и пр. Борьба со страстями считается самым большим трудом. После того как Адам и Ева согрешили, грех начал быстро ра.пространят..ся среди людей. Каждый человек н..сет ответ только за свои личные грехи, но не за пр..ступление Адама. В этом случае наш праотец является только пр..тотипом всех грешников, каждый из которых, повторив грех Адама, несет ответственность только за свои грехи. Пр..подобный Марк Подвижник сформулировал это в следующей фразе: «Когда мы п..ддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прар..дительский грех». То есть, согласно подобному толкованию, грех Адама не является причиной общей греховности, так как больше никто из людей в нем не участвовал, поэтому вина за данный грех не должна нас тяготить. Можно г..ворить о грехе праотца как о грехе, который вм..няется в вину всем п..следующим поколениям, так как в результате его проступка сама человеческая природа была заражена грехом. Поэтому Адамов грех стал наследственным, а наказание за него – всеобщим.

(Бытие 4 : 17–22)

Выполнение задания:

«Семенем» личных грехов, совершенных сознательно, является первородный грех. Кроме понятия «грех», существует еще одно – «страсть» – укоренившаяся греховная привычка гордиться, гневаться, блудить, стяжать, объедаться и пр. Борьба со страстями считается самым большим трудом. После того как Адам и Ева согрешили, грех начал быстро распространяться среди людей. Каждый человек несет ответ только за свои личные грехи, но не за преступление Адама. В этом случае наш праотец является только прототипом всех грешников, каждый из которых, повторив грех Адама, несет ответственность только за свои грехи. Преподобный Марк Подвижник сформулировал это в следующей фразе: «Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех». То есть, согласно подобному толкованию, грех Адама не является причиной общей греховности, так как больше никто из людей в нем не участвовал, поэтому вина за данный грех не должна нас тяготить. Можно говорить о грехе праотца как о грехе, который вменяется в вину всем последующим поколениям, так как в результате его проступка сама человеческая природа была заражена грехом. Поэтому Адамов грех стал наследственным, а наказание за него – всеобщим.

Однокоренные слова: грехов, грех, согрешили, грехи, грешников, греховности, грехе, грехом. Однокоренные слова(от первонач. Грех) выступают связующим звеном в тексте, они работают на основную мысль к тексте.

Основная мысль заключается в том, что каждый человек сам несет ответственность за свои грехи.

В начале текста пропущено слово первородный, речь идет о первородном грехе.

Упражнение формирует личностные результаты. Они направлены на формирование понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Ученики осознают роль русского языка, его значения в процессе получения школьного образования, его эстетическую функцию. В процессе обучения ученики стремятся к речевому самосовершенствованию. Демонстрируют, пополняют объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств, что послужит для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Развивают способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. При выполнении упражнения мы осознаем роль языка и речи в жизни людей, учим чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность речи. Развиваем интерес к чтению, потребность в чтении; интерес к изучению языка, приобретение веры в себя в свои потенциальные возможности.

Упражнение формирует метапредметные результаты. Они формируют адекватное понимание информации устного и письменного сообщения. Ученик учится адекватному восприятию на слух текстов разных стилей и жанров. Мы учимся сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Развиваем способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий. Учащиеся демонстрируют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также учатся овладению различными видами монолога и диалога. Учатся соблюдению в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, соблюдению основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения.

Упражнение формирует предметные результаты. Они направлены на формирование на понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. В процессе обучения происходит овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Учащиеся учатся опознаванию и анализу основных единиц языка. Учащиеся учатся опознаванию и анализу основных единиц языка. При обучении происходит овладение выразительными средствами языка; осознание эстетической функции русского языка. Мы учимся способности оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Ученики приобщаются к культуре и литературе русского народа.

Представленное упражнение направленно на закрепление изученных ранее правил (правописание приставок, правописание безударных гласных корне). Представленный текст несет, как поучительную, так и дидактическую задачу. Его будет полезно прочитать как русскому ученику, так и сербскому, ведь вера у тех и у других одна. Для кого этот материал послужит основой для того, чтобы вспомнить то, с чем уже ознакомился ранее, для других же, познанием нового. Слово грех проходит лейтмотивом через все содержание текста и несет основную мысль, ученики акцентируются на нем и выявляют главные умозаключения.

Упражнение 7

Упражнение может быть разработано для выполнения дома или же в классе. Задания такого характера позволяют работать со словарями, с различными энциклопедиями и со справочными пособиями, с произведениями художественной литературы, с Интернет – ресурсами. Если упражнение будет даваться на выполнение в классе, то учащиеся делятся на малые творческие группы, пары постоянного и сменного состава. Далее каждая группа рассматривает слово с какой-либо стороны. Задания такого характера позволяют работать со словарями, с различными энциклопедиями и со справочными пособиями, с произведениями художественной литературы, с Интернет – ресурсами. Если данное упражнение задается на дом, учащиеся выполняют его индивидуально.

Пять самых интересных работ будут прочитаны учителем в начале урока.

«Кладовая слова»

Рассмотрите слово грех с разных сто



2018-07-06 419 Обсуждений (0)
Глава 3. Учет особенностей трактовки концепта «грех» при преподавании русского как иностранного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Учет особенностей трактовки концепта «грех» при преподавании русского как иностранного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)