ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПЕДИАТРИЯ
ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ.
(для студентов лечебного и медико-педагогического факультетов) ТАШКЕНТ – 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПЕДИАТРИЯ» «УТВЕРЖДАЮ» Декан медико-педагогического Факультета Профессор Зуфаров П.С. ___________________ ____ _____________ 2012 г ОСТРЫЕ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ.
Лектор: д.м.н. ХАЛМАТОВА Б.Т. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕКЦИИ
Пневмонии у детей Заболевания респираторного тракта имеют наибольший удельный вес в структуре детской инфекционной заболеваемости, при этом существенную роль играют такие болезни как пневмонии и бронхиты, частота которых практически не снижается и составляет в среднем около 1000 случаев на 100 000 населения. В последние годы отмечается возрастание частоты этих заболеваний, особенно у детей, проживающих в крупных городах, так как организм ребенка испытывает все возрастающую нагрузку ксенобиотиками, аллергенами, микрофлорой и другими агрессивными факторами неблагоприятной экологической обстановки мегаполиса и промышленных предприятий. Под пневмониями принято понимать различные по этиологии острые очаговые инфекционно-воспалительные заболевания легких с преимущественным вовлечением в воспалительный процесс респираторных отделов и наличием внутриальвеолярной экссудации. Критерием диагностики пневмонии наряду с типичной клинической симптоматикой является наличие инфильтративных изменений очагового или сегментарного характера на рентгенограмме. Этиология, клиническая картина, исход, а, следовательно, и программа лечения пневмоний разнообразны. Существует много классификаций пневмоний, каждая из которых играла и продолжает играть позитивную роль в диагностике и лечении данного заболевания. В 1995 году на симпозиуме педиатров России (г. Москва) была усовершенствована классификация острых пневмоний. Согласно данной классификации пневмонии делят на внебольничные, внутрибольничные, перинатальные и при иммунодефиците. По морфологии различают очаговые, сегментарные, очагово-сливные, крупозную и интерстициальную пневмонию. По течению: острая и затяжная (от 1,5 до 6 мес). Также по наличию осложнений делят на неосложненную и осложненную пневмонии. К осложнениям пневмонии относят токсикоз, инфекеционно-токсический шок, синпневмонический плеврит, метапневмонический плеврит, дистресс синдром взрослого типа, отек легких, легочная деструкция, пневмоторакс, ДВС-синдром и др. Для упорядочения представлений о пневмонии и, как полагают, для улучшения ее диагностики и терапии, Европейским обществом пульмонологов и Американским торакальным обществом врачей рассмотрена и рекомендована клиническая классификация пневмоний. В рамках последней выделяют следующие четыре пневмонии: 1. Приобретенная; 2. Вторичная (больничная, нозокомиальная); 3. Пневмония у иммунокомпроментированных больных; 4. Атипичная пневмония (микоплазменная, хламидиозная и легионеллезная). Условия инфицирования ребенка: · Внебольничные пневмонии развиваются в домашних условиях, чаще всего как осложнение ОРВИ. · Госпитальными считают пневмонии, развивающиеся не ранее 72 ч с момента госпитализации ребенка и в течение 72 ч после его выписки · Внутриутробными, или врожденными, называют пневмонии, возникшие в первые 72 ч после рождения ребенка; развившиеся в более поздние сроки считают приобретенными или постнатальными По рентгеноморфологическим признакам выделяют очаговую, сегментарную, крупозную и интерстициальную пневмонии. · Очаговые бронхопневмонии характеризуются катаральным воспалением легочной ткани с образованием экссудата в просвете альвеол. Очаги инфильтрации размером 0,5-1 см могут быть расположены в одном или нескольких сегментах легкого, реже – билатерально. Один из вариантов очаговой пневмонии – очагово-сливная форма. При этой форме отдельные участки инфильтрации сливаются, образуя большой, неоднородный по плотности очаг, занимающий нередко целую долю и имеющий тенденцию к деструкции. · Сегментарные бронхопневмонии характеризуются воспалением целого сегмента, воздушность которого снижена из-за выраженного ателектатического компонента. Такие пневмонии нередко имеют склонность к затяжному течению. Исходом заьяжной пневмонии могут быть фиброзирование легочной ткани и деформации бронхов. · Крупозная пневмония отличается гиперергическим крупозным воспалением, имеющим циклическое течение с фазами прилива, коасного, затем белого опеченения и разрешения. Воспаление имеет лобарное или сублобарное распространение с вовлечением в процесс плевры. · Интерстициальная острая пневмония характеризуется развитием мононуклеарной или плазматической клеточной инфильтрации и пролиферацией интерстициальной ткани легкого, очагового или распространенного характера. Этиология Возбудители пневмонии многообразны: вирусы, бактерии, патогенные грибы, постейшие, микоплазмы, хламидии, которые нередко образуют ассоциации. Этиология пневмонии в существенной степени зависит от условий ее возникновения, а также от возраста ребенка. · Пневмонии у новорожденных обычно развиваются в результате внутриутробного и внутрибольничного инфицирования стрептококками группы В, кишечной палочкой, клебсиеллой, золотистым стафилококком. · Внебольничные пневмонии у детей до 6 мес жизни чаще всего обусловлены грамотрицательной кишечной флорой и стафилококками. Основной возбудитель атипичных пневмоний, протекающих на фоне нормальной или субфебрильной температуры – хламидия, инфицирующая ребенка интранатально, а манифестирующая через 1,5-2 мес. · У детей старше 6 мес преобладающий возбудитель внебольничных пневмоний - пневмококк (35-80%). Реже заболевание вызывают гемофильная палочка и представители семейства ниссерия. · У детей школьного возраста вместо пневмоний, вызываемых гемофильной палочкой, увеличивается частота атипичных пневмоний, обусловленных микоплазмой и хламидиями. · Патогенная флора у детей с иммунодефицитным состоянием зависит от его типа: при нарушении клеточного иммунитета процесс в легких может быть обусловлен не только обычными, но и условно патогенными возбудителями, а также вирусами. При нарушении гуморального иммунитета первичные пневмонии чаще вызывают пневмококки, стафилококки и грамотрицательные энтеробактерии. · Пневмонии, развивающиеся у детей, находящихся на ИВЛ, в начале бывают связаны с аутофлорой, которая довольно быстро сменяется госпитальными штаммами бактерий.
Патогенез Основной путь проникновения инфекции в легкие – аэрогенный. Возбудители, попадая в дыхательные пути, распространяются по ним в респираторные отделы легких, чему способствует предшествующая ОРВИ. Вирусы, поражающие слизистую оболочку дыхательных путей, нарушают защитную барьерную функцию эпителия и мукоцилиарный клиренс, а избыточная продукция слизи в верхних дыхательных путях защищает микроорганизмы от бактерицидного действия бронхиального секрета, способствуя их проникновению в терминальные респираторные бронхиолы. Здесь микроорганизмы интенсивно размножаются и ызывают воспаление с вовлечением прилегающих участков паренхимы легкого. Формированию воспалительного очага в легких способствует также нарушение проходимости бронхов и развитие гипопневматозов. Нарушение проходимости бронхов, расстройства микроциркуляции, воспалительная инфильтрация, интерстициальный отек и снижение воздушности легочной паренхимы приводят к нарушению перфузии газов и гипоксемии. Последняя сопровождается респираторным ацидозом, гиперкапнией, компенсаторной одышкой и появлением клинических признаков ДН и гипоксии тканей. Пневмонии у детей нередко сопровождается не только дыхательной, но и ССН, возникающей в результате циркуляторных нарушений, перегрузки малого круга кровообращения, обменно-дистрофических изменений миокарда.
Трудности клинической диагностики пневмонии связаны с отсутствием патогмоничных признаков – все симптомы пневмонии с той или иной частотой встречаются при других ОРЗ. Локальные симптомы (укорочение перкуторного звука, ослабленное или бронхиальное дыхание, влажные хрипы) наблюдается всего у 2/3 больных. Для проведения рентгеновского исследования можно пользоваться алгоритмом клинической диагностики острых пневмоний Температура ниже 38,0°С позволяет снять диагноз пневмонии; исключение составляют дети первого полугодия с хламидийной и пневмоцистной пневмонией, где основным диагностическим симптомом является одышка и кашель – стаккато. Бронхиальная обструкция, наоборот, с высокой вероятностью исключает внебольничную пневмонию и встречается изредка при внутрибольничной. Очаговые пневмонии Очаговые пневмонии – наиболее часто встречающийся тип воспаления легких, протекающий с некоторыми различиями у детей раннего возраста и у дошкольников, школьников. Клиническая картина. У детей дошкольного и школьного возраста клиника очаговых пневмоний складывается из «легочных» (респираторных) жалоб, симптомов интоксикации, признаков локальных физикальных изменений. Начало заболевания может быть как постепенным, с медленным развитием характерной симптоматики в конце 1-на 2-й неделе болезни, так и внезапным, при котором уже в первые 3 дня клиническая картина позволяет диагностировать пневмонию. При первом варианте у ребенка заболевшего ОРВИ, даже на фоне кратковременного улучшения состояния появляются или нарастают признаки интоксикации: повышение температуры тела, головная боль, ухудшение самочувствия и аппетита, вялость и снижение интереса к окружающему или беспокойство, нарушение сна, обложенность языка, тахикардия, неадекватная степени лихорадки. «Легочные» жалобы усиливаются на фоне угасающего катара дыхательных путей при нарастании или появлении влажного кашля, одышки, иногда боли в боку. Шумная экспираторная одышка для пневмонии не характерна. Типична некоторая бледность кожных покровов при нормальной окраске слизистых оболочек иногда периоральный цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания: раздувание крыльев носа и втяжение надключичных ямок, межреберий. Над легкими отмечают локальные физикальные изменения: укорочение перкуторного тона над очагами поражения, здесь же ослабленное или жесткое дыхание, крепитирующие и звучные постоянные мелкопузырчатые хрипы. Характерным для пневмонии является стойкость локальной симптоматики. При клиническом анализе крови у больных находят лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличенную СОЭ. При рентгенологическом исследовании выявляются очаговые тени в одном из легких. Клиническая картина очаговых пневмоний у детей раннего возраста несколько иная. На первый план выступают признакиДН, интоксикация, а локальные физикальные изменения в легких чаще выявляют позже, процесс иногда носит двусторонний характер. В начальном периоде пневмонии у детей раннего возраста отмечают катаральные изменения: насморк, чиханье, сухой кашель, субфебрильную или фебрильную температуру тела, нарушение общего состояния. При осмотре обращают на себя внимание вялость, нередко адинамия, мышечная гипотония, одышка с участием вспомогательных мышц в акте дыхания, бледность кожных покровов, периоральный или генерализованный цианоз. Помимо одышки, можно наблюдать дыхательную аритмию с кратковременными периодами апноэ. При объективном обследовании, прежде всего, обнаруживают признаки вздутия легких: коробочный оттенок перкуторного тона, сужение границ относительной сердечной тупости. Аускультативно в начале пневмонии прослушивают ослабленное дыхание. Локальные звучные мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы в первые дни пневмонии выслушивают у половины больных, позднее они могут быть обнаружены уже у большинства детей. Диффузные хрипы, равномерно выслушиваемые над большинством отделов легких – признак бронхита, бронхиолита. Однако бронхиолит, длящийся без существенной динамики более 1 недели часто осложняется пневмонией. Рентгенологически очаговая пневмония у детей раннего возраста характеризуется наличием вздутия легких, расширением корней легких и усилением легочного рисунка. Неправильной формы очаговыми тенями с нерезкими контурами, располагающимися чаще в задних и реже в передних отделах. Тени нередко сливаются. Очагово-сливную тень на рентгенограмме рассматривают как факторов риска развития абсцедирования. Течение. Как правило, доброкачественное, антибиотикозависимое. Выздоровление и клинически, и рентгенологически наступает через 3-4 недели.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (882)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |