Семинар. Тема 5. Социологическое исследование: типология, структура. Программа социологического исследования
Цель:Раскрыть сущность, значение, структурные особенности построения исследовательской программы и закрепить практический навык в ее разработке и составлении рабочего плана исследования. Вопросы для обсуждения: Структура программы социологического исследования. Характеристика понятий “социальная ситуация” и “социальная проблема” на примере выбранного конкретного прикладного исследования. Определение цели и задач данного исследования. Объект и предмет конкретного исследования. Сущность и функции исследовательской гипотезы. Формулировка гипотезы для конкретного исследования. Определение круга основных понятий для конкретного исследования. Теоретическая интерпретация понятий. Эмпирическая интерпретация основных понятий с выделением эмпирических индикаторов. Литература: - обязательная 1. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования.- М., 2009 Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом "Университет", 2010. - 296 с. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил. 3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования: Учеб. пособие. - М., 2008; 4.Ядов В.А.Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов.-3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с. - дополнительная 5. Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды: Учеб. - метод. пособие. - М., 2009. 6. Смехова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М. Вузовский учебник.2009.-240 с.
6. Семинар. Тема 6. Методы сбора информации в социологии: опрос, наблюдение, анализ документов Цель: Изучить методы сбора информации в социологии. Вопросы для обсуждения: Сущность и специфика социологического опроса. Специфика использования метода опроса при проведении ранее выбранного прикладного исследования. Достоинства и ограничения метода наблюдения в социологических исследованиях. Сущность и логическая структура социального эксперимента. Особенности, преимущества и недостатки метода анализа документов. Традиционный анализ предложенного преподавателем документа. Использования метода контент-анализа документов при проведении социологического исследования по ранее выбранной теме исследования. Литература: 1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. 2-е изд. - Мн: Тетра Системс, 2008. 2. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"/ Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с. 3.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2009. - дополнительная 4.Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды: Учеб. - метод. пособие. - М., 1986. 5.Зборовский Г.Е.,Шуклина А.Е. Прикладная социология: Учебное пособие.-М.:Гардарика,2009.-176 6.Рабочая книга социолога. - М., 2010. 7. Семинар. Тема 7. Выборочный метод. Проблема измерения социальной информации. Типы шкал Цель: Изучить проблемы измерения в социологической практике. Вопросы для обсуждения: Основные принципы статистической обработки и анализа социологической информации. Особенности измерения в социальных науках. Типы шкал и допустимые преобразования в них. Выборочная и генеральная совокупность. Виды выборки. Определение объема выборочной совокупности и ее репрезентативности. Достоинства и недостатки различных типов выборки. Виды шкал, используемые в анкетном опросе. Отличие номинальной шкалы от ранговой и интервальной шкалы. Литература: - обязательная 1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. 2-е изд. - Мн: Тетра Системс, 2008. 2. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник"/ Под ред. Ж.Т.Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 489 с. 3.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., 2009. - дополнительная 4.Васильев В.П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды: Учеб. - метод. пособие. - М., 1986. 5.Зборовский Г.Е.,Шуклина А.Е. Прикладная социология: Учебное пособие.-М.:Гардарика,2009.-176 6.Рабочая книга социолога. - М., 2010.
Семинар. Тема 8. Общество как целостная социокультурная Система. Социальная структура общества, признаки, Типология Цель:Дать представление об обществе как целостной социокультурной системе, раскрыть социальную структуру общества, ее признаки и типологию. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие системного и комплексного подхода в социологии. 2. Социальная система как структурно-функциональная генетическая целостность. 3. Основные функции общества как системы, их содержание. 4. Процесс институционализации, формирования социальных институтов. Роль, общие черты, функции и признаки социальных институтов в жизнедеятельности общества. Дисфункция социальных институтов. 5. Важнейшие социальные институты: семья, экономика, политика, религия, образование. Литература: - обязательная 1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. ,Гусова С.А. Социология. Основы модернизации социального знания6учебник/С.И. Григорьев, Л.Г.Гуслякова,С.А.Гусова.-М.:Гардарики,2006.-235 с. 2. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. - СПб: Алетейя, 2008. 3. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я. Пер. с англ. - М.: Фаир-пресс, 2008. - дополнительная 4. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. - М.: Норма, 2007. 5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин – СПб:Питер. 2009
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |