Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура Византии в период Раннего Средневековья.



2018-07-06 1743 Обсуждений (0)
Культура Византии в период Раннего Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок




В эпоху раннего Средневековья Византия вступила, сохранив культурное наследие античности. Наследие античной цивилизации сохранялось в Византии значительно дольше, чем в Западной Европе. После того как Константин Великий выбрал место для сооружения «Нового Рима», он превратил его в огромную строительную площадку. Здесь возвели императорский дворец, храмы, театры, термы, акведуки, триумфальные колонны. Константинополь украшали статуи античных богов и героев. Облик города во многом напоминал античный Рим. Центром общественной жизни стал ипподром, вмещавший 100 тыс. зрителей. Любимым зрелищем ромеев были конные состязания на ипподромах и театральные представления. Ученые изучали и переписывали произведения древних авторов, многие из которых благодаря этому дошли до наших дней.

 

 


Византия получила в наследство от Рима процветающие области с развитой экономикой и городами. Балканы, Фракия, Египет были житницами империи, хлебными кладовыми; в Малой Азии были развиты: производство кожи, шерсти, тканей, металлических изделий, виноделие, садоводство, скотоводство.Т.о., Византия была обеспечена сырьем, продуктами с/х, полезными ископаемыми. Развивались ремесла, изготавливающие: ювелирные изделия, стеклянную посуду, шерстяные и шелковые ткани (кт в Зап.Европе не знали). В Византии проживало больше свободных крестьян, чем рабов, вследствие чего земли меньше истощались, а урожаи были более высокими.

Культурными центрами стали города: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники, Коринф (европейская часть).

Исключительную роль играл Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. Уже в VI в. он превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр, который современники называли «огромной мастерской роскоши», «мастерской вселенной». В Константинопольский порт постоянно прибывали десятки купеческих судов из разных стран. Византийское купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице Византии осуществлялось широкое строительство светских зданий, зрелищных сооружений, а также храмов. К началу V в. здесь проживало 150 тыс. человек, а в первой половине VI в. — 375 тыс., т. е. столько же, сколько в Риме. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи. В 6 в. при императоре Юстиниане здесь был построен один из признанных шедевров мировой архитектуры – Храм Святой Софии.

 

 

Высота храма 55 м, размер 80 на 72 м. его строительство шло 5 лет, на нем работало более 10 тыс. рабов. Грандиозности внешнего облика храма соответствовало богатство внутреннего оформления: более 100 малахитовых колонн, декоративная мозаика, мраморная резьба. Предание говорит, что когда Юстиниан впервые появился под сводами храма, он воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!», имея в виду знаменитый храм Соломона в Иерусалиме. Храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе явл-ся самым замечательным памятником византийской архитектуры. Его гигантский купол (31,5 м в диаметре) окружен венком из сорока окон. Кажется, что купол подобно небесному своду парит в воздухе. Прекрасные мозаики украшали стены храма.

В Византии было развито искусство мозаики. В Равенне были созданы величайшие мозаики «Император Юстиниан в сопровождении свиты», «Императрица Феодора (жена Юстиниана)» 526-47 гг.

Византийцы сохранили и развили античные знания по математике, химии, медицине, географии, истории. В VI—VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. Медик Орибазий (326-403) составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. Получило развитие химическое ремесло (изготавливались краски), изготавливались керамические изделия, мозаика. Ученый Лев Математик (9в.) положил начало алгебре. Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из пороха, смолы и селитры, кт невозможно погасить водой (горела на воде; исп-сь при штурмах и морских сражениях). С ее помощью византийцы не раз выигрывали сражения.

В политико-экономической жизни происходило разложение рабовладельческого строя и развитие феодализма. Становление христианского богословия шло в острой борьбе христианской и античной культур. После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гоненирям лучшие представители науки. Погибла Гипатия (философ и математик), с трудом удалось спастись врачу Орибазию. Уничтожались научные центры – в 489 г. закрыли школу в Эфесе, в 529 – школу в Афинах. В конце 4 в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки.

В 7-8 вв. греческий язык стал государственным языком Восточной Римской империи.

Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший, по определению Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля1. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн Филопон, или Грамматик (VI—VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование системы Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика. В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).

К 8 в. интерес византийцев к античному наследию постепенно ослабевает. Древние книги перестали читать и переписывать, тем более что церковь осуждала их как языческие, не соответствующие христианскому учению. Христианская культура стала господствующей. Византийская архитектура, живопись, лит-ра прославляли деяния Бога и святых подвижников христианской веры. Велось строительство христианских храмов, отличительной их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений.

В плане храм делился на притвор– помещение у западного, главного входа, неф – основную часть храма, где верующие собирались для молитвы и алтарь– куда могли выходить только духовные лица. Алтарь был обращен на восток к городу Иерусалиму, где произошло распятие Иисуса Христа.

Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.

В этот период (религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им») происходит отрицание правомочности священных изображений, уничтожают памятники церковного искусства. В 787 г. в Никее Седьмой Вселенский собор (или Второй Никейский) при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара) сформулировал догмат об иконопочитании. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение.

Вселенские соборы – собрания представителей всех поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.

В 10-11 вв. утвердился крестово-купольных тип храма вместо прямоугольного, кт имел в плане вид креста с куполом посередине. Храм был одновременно символом христианского космоса и обителью Бога. В оформлении храмов сложился строгий канон – правила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен изБиблию смысл христианского искусства заключался в наставлении верующих о том, как заслужить райское блаженство после смерти. В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Священного Писания на гладких деревянных досках. Один из лучших образцов византийской иконописи – Владимирская Богоматерь была привезена на Русь и стала одной из главных русских святынь.



2018-07-06 1743 Обсуждений (0)
Культура Византии в период Раннего Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура Византии в период Раннего Средневековья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1743)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)