Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


У. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса).



2018-07-06 325 Обсуждений (0)
У. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса). 0.00 из 5.00 0 оценок




АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ.

 

Т.В.Козлова

 

 

Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка.

 

 

САМАРА 2006

 

Козлова Т.В. – уполномоченный по правам ребенка в Самарской области, доцент кафедры госпитальной педиатрии СамГМУ, кандидат медицинских наук.

 

Козлова Т.В. Право на образование и проблемы сохранения здоровья ребенка: Методическое пособие.- Самара, 2005.- 50 с.

Приводятся данные о проблемах здоровья и развития детей, связанных с образовательным процессом, обозначены законодательные основы обеспечения права ребенка на образование, приведены извлечения из САНПИНов, регламентирующих требования к организации образовательного процесса. Показаны перспективные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Представленные в настоящем издании материалы будут интересны и полезны специалистам, работающим с детьми (педагогам, врачам, психологам, социальным работникам), и студентам профильных ВУЗов.

Под редакцией

Г.П.Котельникова - Академика РАМН, лауреата Государственной премии и премии Правительства РФ, члена Правления Российского Союза ректоров, Председателя Совета ректоров ВУЗов Самарской области, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора, ректора Самарского государственного медицинского университета.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой медицинского права и биоэтики, д.м.н., профессор В.В.Сергеев

Зав. кафедрой госпитальной педиатрии, д.м.н., профессор Л.И.Мазур

 

Рукопись утверждена на заседании ЦКМС СамГМУ 01.03. 2006 года (протокол №4) .

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

 

I. ОБРАЗОВАНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ИЛИ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ ……………………………….…………….. 5 - 8

 

II. ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ (извлечения из основных нормативно-правовых актов)………………………………………………8 – 14

 

Ш. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………15 – 23

 

IV. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса)24 - 34

 

V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………35 - 40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование» ……………………………………………………………...41- 44

 

Список использованной литературы…………………………………….. 45 – 46

 

 

Приложения ……………………..……………………….………………... 47 - 51

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Право ребенка на образование теснейшим образом связано с реализацией большинства других его прав (право на охрану здоровья, право на развитие, право на отдых). Чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни. Вольтер говорил: «Несомненно, существуют люди более свободные, чем другие, по той простой причине, что не все мы одинаково просвещены…».

Необразованному человеку бывает трудно принять правильное решение, он часто не может объективно оценить ситуацию, просчитать последствия своих поступков. Образование дает человеку свободу самостоятельно планировать свою жизнь и доводить задуманное до конца. Развитие личности немыслимо без образования, как и развитие самого общества, невозможно без предоставления каждому гражданину возможности учиться. Право ребенка на образование может быть им реализовано, только при исполнении обязанности получать его. Вместе с тем, нередко образовательные технологии, учебные перегрузки, дефекты организации процесса обучения становятся фактором, негативно отражающимся на здоровье детей, что приводит к формированию патологии различных органов и систем, к ограничению в дальнейшем годности к ряду профессий и снижению возможностей социализации человека в обществе. Чрезвычайно актуальным в настоящее время является оптимизация подходов к модернизации образования, направленной на обеспечение условий для реализации каждым ребенком права на качественное образование, и своевременное решение комплекса проблем, связанных с сохранением здоровья ребенка в процессе обучения.

 

 

I. ОБРАЗОВАНИЕ – СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ИЛИ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ.

 

Образование в современном мире выступает как многомерное понятие и явление (Иваненко В.А., Иваненко В.С., 2003).

Образование – это:

· - совокупность знаний, умений и навыков, полученных специальным обучением;

· - неотъемлемое свойство и обязательное условие жизни человека, необходимое условие подготовки его к труду. Чтобы существовать и развиваться, человек должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками;

· - наиболее эффективное средство содействия социально-экономическому прогрессу;

· - одно из важнейших средств устранения социального неравенства в обществе.

Образование – целенаправленный обучающий процесс и сам результат воспитания и обучения человека для обеспечения усвоения им систематизированных знаний, умений и навыков в интересах его самого, общества и государства. Особенно велика роль образования в жизни человека в условиях современного мира. Сегодня образование – обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Образование – это и право каждого человека, и обязанность общества и государства.

Право на образование – право каждого человека на получение определенной совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. Получение образования – это достижение человеком определенного, установленного обществом или государством, уровня знаний и умений, удостоверяемое в современном мире, как правило, соответствующим документом.

 

Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, всегда было естественной потребностью и естественным правом человека. Поэтому, как справедливо отмечается в литературе (Шкатулла В.И., 2001), его «можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие».

Образованный человек – это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни (Акчулпанова А.А., 2004).

Сегодня особая значимость права на образование обусловлена своеобразием нынешнего исторического этапа развития общества, характеризующегося необычайной востребованностью знаний и постоянно обновляющейся информацией. Современная система образования требует значительных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Образование сегодня – это вложение в человеческий гуманитарный потенциал общества. Безусловно, абсолютное большинство людей не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на образование. Здесь нужно активное участие государства, что закреплено в международных документах.

Основы международных стандартов в области образования сформулированы в статье 26 «Всеобщей декларации прав человека», статье 13 «Пакта об экономических, социальных и культурных правах» и статье 28 «Конвенции о правах ребенка».

 

Согласно п.2 статьи 13 «Пакта…» для полного осуществления права на образование государства должны принять необходимые меры, обеспечивающие:

· - обязательное и бесплатное начальное образование для всех;

· - открытость и доступность среднего образования с постепенным введением бесплатного образования;

· - одинаковую доступность для всех на конкурсной основе высшего образования;

· - поощрение или интенсификация элементарного образования для тех, кто не проходил или не закончил полного курса начального образования;

· - активное развитие сети школ всех ступеней;

· - установление удовлетворительной системы стипендий;

· - постоянное улучшение материальных условий преподавателей.

Кроме того, государства взяли на себя обязательство уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден соответствующим государством (п.3, ст.13). Немаловажное значение имеет также обязательство государств уважать свободу родителей (или законных опекунов) обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (п.3, ст.13).

В последние годы много говорят о необходимости и достоинствах системы непрерывного образования. И это закономерно. По мнению бывшего генерального директора ЮНЕСКО Ф.Н.Сарагоса, право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию – оно должно реализовываться всю жизнь. Право на образование, считает он, это не только право, но и обязанность человека на постоянное и непрерывное образование (Сарагоса Ф.Н., 1989).

В статье 13 «Пакта…» устанавливаются фундаментальные гуманистические и демократические цели образования. Здесь подчеркивается, что оно должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и укрепление уважения к правам и основным свободам человека. Задачей системы образования является создание для всех и каждого возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе ООН по поддержанию мира.

Государство обязано создавать все необходимые условия для свободной реализации каждым его права на образование. Это необходимо и самому государству, и человеку. Таким образом, право на образование включает в себя широкий круг взаимных прав и обязанностей человека, общества и государства. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям и педагогам. Для успешной реализации права на образование необходимо ориентироваться в нормативно-правовых и законодательных документах, регламентирующих защиту данного права ребенка.

П. ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБРАЗОВАНИЕ (извлечения из основных нормативно-правовых актов).

 

Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г).

Ст. 43.п.1. Каждый имеет право на образование. п.2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. п.3. Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. п.4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

 

Протокол №1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. (Текст Протокола [N 1] (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143) изменен в соответствии с положениями Протокола N 11 (СЕД N 155; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст. 5400) с даты вступления его в силу 1 ноября 1998 года).

Правительства, подписавшие настоящий Протокол, являющиеся членами Совета Европы, преисполненные решимости принять меры по обеспечению коллективного осуществления некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в раздел I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года согласились о нижеследующем:

Ст. 2. Право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).

Ст. 29. Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

 

 

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года).

 

Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.

Ст. 27. п.1. Каждый имеет право на образование. п.2. Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Основное образование обязательно.

Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1, в редакции от 29.12.2004г.).

Ст. 5. 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. 3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Ст. 18. Дошкольное образование 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Ст. 19. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. 3.Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. 5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. 6. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Ст.21. Профессиональная подготовка 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Ст.22. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Ст.23. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Ст.24. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Ст. 50. 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. 7.Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. 10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. 11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Ст.52. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Семейный Кодекс Российской Федерации(от 08.12.1995 г. №223-ФЗ).

Ст.63. п. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. П.2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(от 24.07.1998 г. №124-ФЗ).

Ст.9.п1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

 

Ш. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье современных школьников формируется под воздействием комплекса неблагоприятных факторов, важнейшими из которых являются недостаточное и несбалансированное питание, ухудшение экологической обстановки, стрессовые воздействия, связанные с низким экономическим доходом семьи, социальным напряжением в обществе, несоответствием программ и условий обучения детей гигиеническим нормативам, распространение вредных привычек (Касьяненко В.В. с соавт., 2003).

Школьный возраст является одним из наиболее сложных этапов развития, во время которого организм ребенка достигает биологической зрелости. В этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические и гормональные изменения, интенсивный рост, половое созревание, обуславливающее повышенную ранимость и восприимчивость подростков к возникновению ряда заболеваний. Именно в этом возрасте формируются хронические заболевания, ограничивающие годность к различным профессиям, службе в армии, омрачающие перспективы будущего материнства и отцовства.

Сама система образования находится среди негативных факторов, влияющих на здоровье школьников (Короткова М.О. с соавт., 2004; Косницкая Е.А, Лучанинова В.Н., 2004). По экспертным оценкам, рост заболеваемости среди школьников на треть вызывается неблагоприятными факторами внутришкольной среды (большая наполняемость классов, недостаточное освещение, перегруженность занятиями, плохой психологический климат, проблемы обеспечения полноценным питанием и другие).

Одна из причин пошатнувшегося здоровья детей школьного возраста - интенсивность образовательного процесса и гиподинамия, помноженная на стресс. Нервно-психические расстройства (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства и расстройства поведения) в структуре функциональных отклонений идут сразу же за сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80 процентов школьников, в основном – это стресс ограничения времени. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, стресс ограничения времени особенно ухудшает функциональное состояние организма ребенка. А ведь еще Гете в свое время сказал: "В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию". В век научно-технического прогресса ситуация, конечно же, могла измениться только к худшему.

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. В 2004 году в России у каждого пятого ребенка фиксировался дефицит массы тела. По физическому развитию отстает от нормы более трети детей. Физическое развитие школьников многих городов России существенно ниже, чем развитие их сверстников в Москве. Сегодня почти 70 процентов подростков в возрасте от 10 до 17 лет страдает хронической патологией. Часть из них имеет два и более заболеваний. За последние двадцать лет количество нервно-психических больных среди школьников утроилось. За прошлый год втрое уменьшился показатель подростковой наркомании, но по этим же данным токсикоманов стало больше в два раза. За прошлый год количество зафиксированных случаев алкогольного психоза у детей моложе 14 лет увеличилось почти в 2, 5 раза. На начало 2004 года в РФ зарегистрировано более 700 ВИЧ-инфицированных среди детей до 14 лет. Среди подростков и молодежи (15 - 20 лет) - более 38 тысяч. Среди причин детской смертности стабильно лидируют внешние причины: травмы, отравления, самоубийства. Их доля составляет 56 % среди 5 - 9-летних детей и 76 % среди 15 - 19-летних. Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством около 7 тыс. детей.

Особенно плохо со здоровьем у девушек старших классов – будущих матерей. За 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 21,3% до 66, 3%, то есть более чем в 3 раза. Почти треть юношей негодна к службе в Вооруженных силах по медицинским показаниям.

В Самарской области болезни органов дыхания наблюдаются у 36,3% школьников, болезни зрения – у 9,7%, заболевания костно-мышечной системы – у 7,7% подростков, а 7,5% детей страдают различными заболеваниями органов пищеварения. Прослеживается отчетливая тенденция роста частоты многих заболеваний у детей школьного возраста: нарушение остроты зрения, нарушения осанки, заболевания нервной системы, системы кровообращения, аллергические заболевания.

Большинство городских школ (40%) находятся вблизи крупных транспортных магистралей. Отсюда высокий детский травматизм на дорогах. В последние десятилетия ведущей причиной смертности подростков являются не болезни, а травмы, несчастные случаи, отравления, убийства и даже самоубийства.

Установлено выраженное влияние на состояние здоровья школьников интенсификации обучения: раннее начало, углубленное изучение отдельных предметов. Показатели здоровья учащихся в школах с углубленным содержанием образования, где учебная нагрузка значительно больше, хуже по сравнению с общеобразовательными классами. Распространенность функциональных отклонений, хронических заболеваний и общая патологическая пораженность в школах нового типа в 1,3-1,5 раза выше (Кучма В.Р. с соавт, 2004).

Появление в России инновационных образовательных учреждений - гимназий и лицеев, совпавшее по времени не только с общим кризисом образования, но и с ухудшением всех медико-демографических показателей, обострило уже известные "школьные болезни", придав им специфический характер.

Называются различные причины негативной динамики состояния здоровья российских школьников, обучающихся в учреждениях разного типа.

 

Среди них наиболее значимыми являются:

· неготовность детей к интенсивному обучению;

· высокая физиологическая цена учебной нагрузки как следствие открытой и скрытой интенсификации учебного процесса;

· неблагоприятная адаптация учащихся к усложняющейся на каждой ступени обучения учебной программе;

· диспропорция интеллектуального и мотивационного развития;

· недостаточная рациональность способов учебной работы, приемов и навыков интеллектуальной деятельности;

· доминирование в учебных программах заданий на заучивание, повторение, действия по образцу; недостаточная готовность педагогов к работе в режиме учета индивидуальных особенностей учащихся;

· слабая материально-техническая база школ, которая приводит к несоблюдению санитарно-гигиенических регламентов организации образовательного процесса.

Состояние психического здоровья наших детей также страдает в процессе школьного обучения. Причем проблемы начинаются уже с адаптации первоклассников. У 75% адаптация протекает нормально, а у остальных наблюдаются целый ряд признаков, свидетельствующий о стрессовом состоянии ребенка. Причем, чем дальше ребенок обучается, тем стресс становится сильнее. В 10 и 11 классах, примерно, половина школьников достаточно спокойны и абсолютно уверены в себе. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, достаточно заинтересованные в учебе. В эту же группу входят "двоечники" с низкой самооценкой, но вполне смирившиеся со своим положением в классе. Четверть старшеклассников достаточно уравновешена, неплохо учатся, умеют мобилизоваться в нужный момент. Однако для этого им необходимо психологически "напрячься" сильнее, чем школьникам из первой группы. Для четверти учащихся характерны высокая тревожность, неуверенность в себе, болезненное восприятие шуток, низкая стрессоустойчивость. Часто в эту группу входят школьники, стремящиеся хорошо учиться. А если на это психическое состояние накладывается значительная учебная нагрузка и отсутствие двигательной активности, то в этой ситуации сохранить здоровье ребенка крайне проблематично. Причем, зачастую условия для занятия спортом в школах есть - это и спортивные секции, и группы ЛФК. Однако этот резерв зачастую не используется, и двигательная активность у 35% школьников не соответствует возрастным нормам. В тех школах, где плохо организованы занятия физкультурой, значительно повышается риск злоупотребления подростками алкоголя и наркотиков.
На здоровье детей, кроме всего вышеперечисленного, влияют наследственные, социальные, экологические и иные факторы. Но исключительно со школьными проблемами связано от 20 до 40% негативных влияний на здоровье детей.

По данным Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70 процентов старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства. Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отметили 19,9% учеников, чрезмерную строгость – 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» - 25,3%, а полное безразличие учителей – 15,75% (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003).

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО выявили школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии детей. В первую очередь - это стрессы в процессе обучения. Во вторую, это очень насыщенный учебный процесс, несоответствующий возрастным возможностям школьников. Причем важно, что процесс этот начинается еще до школы - подготовка идет уже в детском саду, в подготовительных классах. При этом не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса. Отмечена некомпетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья детей среди педагогов и родителей.

"При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление - явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы", - считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма.
Особая опасность школьных факторов риска состоит в том, что действуют они комплексно, длительно и непрерывно - 10-11 лет. Кроме этого, на начальные стадии заболеваний родители и педагоги часто не обращают внимания, пока не сформируется выраженная патология. Так, от 1 до 11 класса в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями зрения и слуха. И в 5 раз возрастает число школьников с болезнями эндокринной системы. Это неудивительно, ведь учебная нагрузка практически повсеместно превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно делают домашние задания. Значительное число учащихся вынуждено тратить на самоподготовку более 4 часов в день - этот факт позволяет оценить дополнительную нагрузку школьников.

Культура здорового образа жизни практически исчезла. Сейчас среди определенной части молодежи "не модно" быть здоровым. Модно курить, пить (в лучшем случае пиво), вступать в половые контакты.
Петербургскими исследователями (Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.) в 2001 году было опрошено 500 учащихся 10-х классов и 200 учителей школ. Им было предложено анонимно в письменной форме ответить на вопрос “Как надо заботиться о здоровье детей в школе?”

Основные суждения учащихся старших классов и учителей по обозначенной проблеме представлены в таблицах 1 и 2, соответственно.

 

Таблица 1

Основные суждения учащихся 10-х классов о том, как надо заботиться о здоровье детей в школе.

п.п. Основные суждения Частота упоминаний, %
Сократить количество уроков в школе
Проводить меньше контрольных работ
Меньше задавать уроков на дом
Заниматься в школе 5 (а не 6) дней в неделю
Улучшить расписание уроков
Учителям лучше относиться к ученикам (не вызывать у них стрессового состояния)
Включить в программу обучения уроки здоровья (валеологии, психологии, сексологии)
Увеличить количество уроков физкультуры
Лучше проводить уроки физкультуры
Обучать плаванию
Чаще проводить в школе “День здоровья”
Организовывать занятия в тренажерном зале
Чаще организовывать походы
Предоставить возможность заниматься в спортивной секции при школе
Улучшить медицинское обслуживание (мед. осмотр, прививки, лекарства)
Поддерживать нормальную температуру воздуха
Регулярно проветривать классное помещение
Поддерживать чистоту в классной комнате
Поддерживать нормальное освещение в классной комнате
Улучшить качество питания в школьной столовой
Включать в рацион больше витаминов (фруктов и овощей)
Сделать питание в школьной столовой бесплатным

 

  Таблица 2 Основные суждения учителей о том, как надо заботиться о здоровье учащихся в школе

 

№ п.п. Основные суждения Частота упоминаний, %
Уменьшить учебную нагрузку
Не перегружать детей домашними заданиям


2018-07-06 325 Обсуждений (0)
У. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: У. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечения из санитарно - эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)