Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Предмет историографии Основоположник – К.Н.Бестужев-Рюмин → 1872, СПб «Биографии и характеристики» (сборник статей о рус. историках), предмет – история исторической науки. Другой взгляд - Коялович 1884 – «История рус. самосознания по ист.памятникам и научным сочинениям», и/гр – не сумма биографий, а процесс развития ист. мысли, часть самосознания народа. Погоня за объективностью бессмысленна, любой историк субъективен, главное – выделить специф.черты своей национальной традиции. Иконников – «Опыт русской и/гр» описал историю создания, введения в ист.оборот источников, становление археографии, отказ от выявления закономерностей, т.е ист.сочинение ценно не концепцией историка, а источниковой базой. Против – Милюков, заявил, что такой подход не позволяет выделить главного, с Кояловичем не согласен в том, что внимание именно русскому, нац-му. Лаппо-Данилевский подменял и/гр историей философских идей. В целом, 2 подхода: 1.дисциплинарные рамки изучающие, процесс накопления самого знания. 2. Внимание к интеллектуальному содержанию, развитию ист.мысли. Необходим синтез, помешал 1917, после которого многое из доревол. наследия в понимании предмета и/гр было утрачено. Покровский – 1923 «Борьба классов», гл.содержание ист.сочинений. 1941 -Рубинштейн «Русская и/гр” (лучший учебник по ист-гр!), предмет и/гр – история ист.науки, взятая в контексте развития обществ.мысли и истории как таковой, тогда это не нашло поддержки. 1950е– “Очерки истории ист.науки в СССР” многотомник, и/гр – изучение истории накопления знаний о развитии общества, усоверш-я методов исследования, борьбы течений в истолковании общественных явлений, близко к ист.общественной мысли. Иллерицкий и Кудрявцев – учебник “И-графия истории СССР с др-ших времён до Великой Октябрьской”, прежде всего нужно установить классовую сущность ист.теорий, акцент на изучение револ.направления. В н.60х(70х?) – дискуссия в журн. “История СССР” о периодизации сов.ист.науки. Шапиро – за включение научных знаний в жизнь. Его поддержал Шмидт – история проникновения знаний о развитии человечества в общество +интерес общества к ист.знаниям, важно, что по этому поводу думают люди “с улицы”. Не согласился Сахаров. Т.о., в предмет входит: 1.ист.концепции 2. процесс накопления знаний 3. организация науч.исследований 4. ист.представления общества. Др. отрасли: 1. История общ.мысли, анализ через призму своих воззрений, часто кр.историки=кр.деятели общ.мысли→ Щербатов - заметка о повреждении нравов. Карамзин – как осн-к конс-ма, Погодин – теория офиц.народности, Кавелин и Чичерин – либералы, Туган-Барановский - лев.либерал. 2.история полит.борьбы. Изменения в полит.курсе влияют на историю, т.к. власть выбирает ту “историю”, которая ей приемлема→Татищев, Карамзин; в 20в. Кареев, Лучицкий, ключ-й, милюков. 3. Теория и методология истории.Современная ист-гр. – на основе идей Сахарова: ист-гр. изучает процесс развития ист.науки и его закон-сти. Ковальченко – “Методы ист.исследования” отметил основные варианты исп-я понятия и-фии.
2. Источники и общая литература Источник – всё то, что содержит инф-ю об исслед-м объекте. Различаются: 1. по носителю информации - письменные (опублик-е и архивные), устные (предс-я о прошлом, об обыденном) 2. По видам ист-в – ист.труды; рецензии, отзывы;учебные программы;служебная докум-я;дневники, воспом-я;худ.лит.;к/ф и т.п. 3. По характеру информации – публичные, личные. Нужно брать как можно больше видов источников! Литература/ осн.жанры: 1.монографии. Киреев «Изучение и-графии в дорев.России», Эйдельман «Последний летописец», Лотман «Сотворение Карамзина», Иллерицкий «С.М.Соловьёв», Нечкина «В.О.Ключевский», Вандалковская»Милюков:история и политика» 2. Справочники и энциклопедии («Историки России» под ред. Чернобаева, «Портреты историков. Время и судьбы») 3. Статьи и журналы (изд. «История и историки»), справочники и энц-и(«Историки России»ред.Чернобаев 2001, «Портреты историков:время и судьбы») 4. Обобщающие труды – многот-к «Очерки истории сов.науки в СССР» ; Бестужев-Рюмин, коялович, Иконников, Милюков, Покровский 5. Учебники Рубинштейн, Лачаева + Черепнин, Иллерицкий Сахаров, «Сов.ист-графия» ред. Афанасьева, «Рус.ист.» Вернандский.
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси Развитие Руси происходило с З на В, главная культурная точка отчёта – Европа. В СВ большая степень близости – неразделённая церковь(до с.11в), династич. браки, транзитный торг. путь. Отличие –преемственность между Римом и З.Европой, на Русь – влияние Востока, ЗО. Отставание на уровне креп. права. Восприятие пространства(Данилевский) – очень условно, центр земли – Иерусалим. Восприятие времени циклично, Есть любимые дни, недели →эсхатологические мотивы. Восприятие соц.институтов – особая роль кровно-родственных связей. Патриархальное состояние, управление – насилие как нормальный элемент жизни Политические отношения и институты власть за пределами обыденного сущ-я, как внешняя сила, норманизм. Рисуют картину тотальной несвободы человека – традиции+коллектив. Становление писаного права - с кодификации обычного права, мотивация – поступить так же, как предшественники(обращение к Свящ.писанию, решение вопроса суд.поединком, выполнение приказа старшего, подчинение институту как носителю власти). В 16в самодеожавие – личность+институт. Рус. лит-ра возникает в 11 в. Основные жанры: 1.Поучения – а) церковные и светские, б) торжественные. 2. Жития 3. Летописи. 1. Церковные поучения «Поучение Феодосия Печорского» 11в, «Послание князю Святославу Изяславичу о вере христианской..» – о прочности православия, не брататься с католиками, они нечисто живут. Светские поучения «Поучение Владимира Мономаха» 1096 включ.автобиографию, описывает войны(междоусобицы, с поляками, половцами). Свод правил – командовать женой, всё проверять. «Моление (Слово) Даниила Заточника» - слово обращено к 1му, а моление к др. Также разная датировка+ничего не известно об авторе. Начало «Слова» – с описания тягостного положения. Князь – сосредоточие замечательных качеств. Божья помощь может не помочь, если князь не проявит стремления. Критика боярства. Ценность книжного знания. Торжественные поучения «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 11в – 1й рус.глава церкви. Три части: 1.рассуждение о законе и благодати, 2. Хвала Владимиру Святому 3. Молитва богу от всей земли. 1е свидетельствует о том, что среди русского священства сущ-ло богословие, два понятия: закон – внешняя форма поведения (10 заповедей), истина=благодать –принцип морального совершенств-я для обеспечения вечной жизни. без соблюдения закона благодати не будет, закон может навязываться силой. Подчёркивается историчность христиантсва на Руси: 1.прагматич.объяснение – навязано Владимиром 2. князь получил знамение свыше. Ярослав продолжает дело отца. 2. Жития, агиография, биографии святых как образец поведения, иллюстрация святости. «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе». Есть нестерово житие →проблема автора – его приписывают Нестору, не непонятно какому(автор ПВЛ или другой?). Похоже на классическое житие, большие фрагменты из священной истории, герои послушны, кротки и ничего не боятся, есть описание посмертных чудес. «Житие Феодосия Печорского». Духовный лидер, сам колет дрова, месит тесто. Осуждает Святослава.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (933)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |