Цель – исследование специальных способностей.
Стимульный материал – анкета с утверждениями, разделенными по блокам в соответствии с типом специальных способностей.
Инструкция. С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить степень их выраженности у подростка.
Музыкальные способности
| Балл
|
| Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них
| |
| Хорошо поёт
| |
| В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств
| |
| Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку
| |
| Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо
| |
| В пении или музыке выражает чувства, своё состояние
| |
| Сочиняет оригинальные мелодии
| |
| Хорошо играет на каком-нибудь инструменте
| |
| Итого:
| |
Артистические способности
| Балл
|
| Легко входит в роль другого персонажа, человека
| |
| Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию
| |
| Передаёт чувства через мимику, жесты, движения
| |
| Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает
| |
| С большой лёгкостью передаёт чувства и эмоциональные переживания
| |
| Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом
| |
| Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток
| |
| Интересуется актёрской игрой
| |
| Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека
| |
| Итого:
| |
Способности к спорту
| Балл
|
| Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым
| |
| Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях
| |
| Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивных игр
| |
| Бегает быстрее всех в объединении
| |
| Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно
| |
| Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках
| |
| Предпочитает проводить свободное время, занимаясь спортом
| |
| Итого:
| |
Технические способности
| Балл
|
| Хорошо выполняет задания по ручному труду
| |
| Интересуется механизмами и машинами
| |
| В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиотехники
| |
| Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов
| |
| Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и поисковые вопросы
| |
| Любит рисовать чертежи и наброски механизмов
| |
| Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов
| |
| Итого:
| |
Литературные способности
| Балл
|
| Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта
| |
| Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем
| |
| Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и характерное
| |
| Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли
| |
| Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства
| |
| Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает
| |
| Любит писать рассказы и стихи
| |
| Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передаёт их чувства, настроение, характер
| |
| Активно принимает участие в выпуске стенгазет, участвует в редколлегии
| |
| Итого:
| |
Интеллектуальные способности
| Балл
|
| На занятиях всё легко и быстро схватывает
| |
| Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях
| |
| Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях
| |
| Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием
| |
| Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду
| |
| Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения
| |
| Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить
| |
| Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются
| |
| У воспитанника богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль
| |
| Любит книги, которые обычно читают не все сверстники, а дети постарше на год или два
| |
| Решает сложные задачи, требующие умственного усилия
| |
| Задаёт много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых
| |
| Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или два. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых
| |
| Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения
| |
| Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное
| |
| Итого:
| |
Исследовательские способности
| Балл
|
| Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно)
| |
| Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два
| |
| Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, обобщений
| |
| Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, чётко записывает то, что слышит)
| |
| После уроков любит читать научно-популярные журналы, книги о различных научных исследованиях
| |
| Не унывает, если проект или новая идея не поддержаныучителями, родителями или если его эксперимент не удался
| |
| Пытается выяснить причины и смысл событий
| |
| Проводит много времени над созданием собственных «проектов», конструированием, построением, собиранием
| |
| Любит обсуждать научные события, изобретения
| |
| Итого:
| |
Обработка и интерпретация: суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на число вопросов в этой области.
Исходя из полученных итогов, можно составить графическое изображение (профиль) способностей подростка, где по вертикали оценка уровня образовательного результата в баллах, а по горизонтали степень выраженности специальных способностей подростка.