Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса (1991)
Окончание табл.
Кроме уже перечисленных преимуществ, вытекающих из факторного подхода (возможности осуществления высококачественного профессионального анализа, диагностирования, прогнозирования и проектирования дидактических процессов), знание иерархии факторов, количественных значений влияния каждого из них на продуктивность обучения открывает принципиально новые подходы к решению многих задач теории и практики обучения, в частности применения ЭВМ для расчетов продуктивности по заданным параметрам, оптимизации стратегии достижения заданных результатов. Благодаря этим знаниям разработка дидактических систем из искусства, доступного лишь мастерам, обладающим педагогическим чутьем и развитой педагогической интуицией, превращается в будничную операцию создания и проверки различных вариантов осуществления обучения и выбора из них оптимального по установленным критериям. Фирмой «Педагогические технологии» созданы прикладные компьютерные программы, в частности пакеты «Оптимизация» и «Школьная методическая служба», использование которых в школьной практике свидетельствует о возможности значительного повышения эффективности обучения на основе научных расчетов. V. Какие генеральные факторы объединяют в себе перечисленные ниже продуктогенные причины?
VI. Заполните пропуски. Впишите факторы, входящие в первую десятку наиболее значимых продуктогенных причин:
Кривые обучения I Знать величину влияния каждого фактора на продуктивность обучения, безусловно, очень важно. Но не менее важно знать и характер (форму) этого влияния, т. е. закон, по которому осуществляется изменение одной величины по отношению к другой. Из курса элементарной математики известно, что если две какие-либо переменные связаны между собой в динамическом процессе, то эта связь может быть описана с помощью некоторой функциональной зависимости, наглядным отражением которой является кривая. Применение кривых не только значительно облегчает понимание зависимости, но и делает эту зависимость видимой. Кривая показывает динамику взаимной связи. Не зная последней, невозможно ставить и решать задачи оптимального управления формированием конечного продукта. Принято считать, что первую в психологии обучения кривую взаимосвязи (кривую обучения) построил в хонце прошлого века немецкий психолог Г. Эббингауз. Он наглядно показал, как идет процесс забывания выученного материала во времени. С тех пор кривые начинают все шире применяться для описания психологических и дидактических зависимостей (связей), получив общее название кривых обучения. Построить кривую — конечная и привлекательная цель каждого дидактического исследования. Задача очень нелегкая, учитывая специфику педагогики. Ведь для построения кривой необходимо скрупулезно выполнить экспериментальные исследования, выяснить все особенности исследуемой связи. К нынешнему времени с помощью кривых обучения удалось описать сравнительно небольшое число дидактических процессов. Для изучения форм связи между дидактическими факторами и продуктивностью обучения был применен так называемый экспериментально-опытный метод. Сущность его состоит в том, что первичное гипотетическое представление о возможной форме связи формулируется теоретически, далее накапливаются факты и экспериментальные наблюдения, а на завершающем этапе построенные на этом материале кривые взаимосвязей верифицируются опытом (практикой) массового обучения. Сопоставление идеального и реального, теории и практики обеспечивает наиболее высокую вероятность выводов и получение скорректированных (сглаженных) кривых. Уже отмечалось, что для установления иерархии между факторами обучения необходимо иметь общее основание (базис), в качестве которого выступает продуктивность обучения. Необходимо такое основание и для построения кривых. Трудно для 354 ' этой цели подобрать более емкое образование, чем все та же продуктивность обучения, ради обеспечения которой осуществляется процесс. Таким образом, кривые будут показывать, как влияют различные факторы на продуктивность дидактического процесса. Венцом научной дидактики станет создание каталога дидактических кривых, описание процессов обучения на языке функциональных зависимостей. Работа по выявлению новых кривых и упорядочению уже известных очень оживилась в связи с эффективным решением ряда проблем компьютеризации учебного процесса, и можно надеяться, что прогресс в этой области будет развиваться опережающими темпами. На рис. 23—27 представлены кривые связей некоторых значимых факторов с продуктивностью обучения. На горизонтальных осях (осях X) в большинстве случаев отложены значения, которые «пробегает» фактор. По вертикальным осям (осям Y) отложена продуктивность обучения. Анализируя кривые, видим, что они имеют различные углы прилегания к оси X; некоторые из них пологие, другие круто взмывают, быстро достигая максимума. О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что сила (степень) влияния факторов различна. Чем ближе кривая «прижимается» к оси Y, тем выше коэффициент корреляции данного фактора с продуктивностью обучения, тем больше последняя зависит от этого фактора. Некоторые кривые имеют гипотетический характер. Все кривые сглажены по отношению к опытным данным и выражают общую тенденцию.
Рис.27 VII. Проанализируйте представленные на рис. 23—27 кривые обучения и ответьте на вопросы. 1. Между какими факторами устанавливаются связи? 2. Какой характер они имеют? 3. Можно ли, опираясь на приведенные кривые, давать количественные оценки продуктивности обучения при различных значениях факторов? 4. Можно ли описать приведенные кривые функциональными зависимостями (формулами)? ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест 1. Что такое продуктогенная причина? 2. С каким базисом связываются продуктогенные причины ? 3. Что такое продуктивность дидактического процесса ? 4. Что такое фактор обучения (дидактический фактор) ? 5. Какие факторы называются общими, комплексными, генеральными ? 6. Какие продуктогенные причины входят в общий фактор «Мотивация обучения»? 7. Каковы задачи факторного анализа в педагогике? 8. Что такое междуфакторная корреляция? 9. Что показывает коэффициент корреляции? 10. Почему продуктивность дидактического процесса обусловлена комплексным влиянием факторов? 11. Какие генеральные факторы обусловливают продуктивность дидактического процесса ? 12. Какова структура генерального фактора ОУ? Каков вклад данного фактора в продуктивность обучения? 13. Какова структура генерального фактора ОПВ? Какое вклад данного фактора в продуктивность обучения? 14. Какова структура генерального фактора УМ? Каков вклад данного фактора в продуктивность дидактического процесса ? 15. Какова структура генерального фактора В? Каков вклад данного фактора в продуктивность процесса обучения? 16. Какое место занимает мотивация среди других факторов продуктивности? Почему? J7. Почему умение учиться входит в первую десятку факторов? 18. Какие факторы обучения занимают 2, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10 места? 19. Что такое кривые обучения? Зачем они нужны? 20. На что указывает стремительное возрастание кривой обучения? aSt Литература для самообразования Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. — Киев, 1989.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |