Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины



2018-07-06 1631 Обсуждений (0)
Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




А.Д.Черенкова

ЛЕКЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

А. Д. Черенкова

 

 

Лекции и практические занятия

По истории русского языка

 

 

Воронеж 2009


 

 

Рецензенты:

 

доктор филологических наук, доцент кафедры славянской филологии

А.А.Припадчев (ВГУ)

 

кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания

и методики преподавания русского языка

Л.К. Лыжова (ВГПУ)

 

 

Черенкова А.Д.

Лекции и практические занятия по истории русского языка: учебное пособие для студентов факультета русского языка и литературы / А.Д.Черенкова. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 170 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено в рамках создания учебно-методического комплекса по истории русского языка. Оно содержит основные разделы данной дисциплины: исторические изменения в фонетике, морфологии, синтаксисе и лексике. Рассмотрены основные движущие силы изменений в языке. Пособие содержит курс лекций по истории русского языка, материалы к практическим занятиям, тексты контрольных работ и вопросы к экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов дневного и заочного обучения.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ЛЕКЦИИ

Вступительное слово. История русского языка как учебная дисциплина занимает центральное место в ряду дисциплин историко-лингвистического цикла. Как особая учебная дисциплина она была введена в планы филологических факультетов российских вузов в XIX в. и называется по-разному. Традиционный, классический термин - «историческая грамматика русского языка». Все основные учебники по истории русского языка, начиная с буслаевского, имеют именно такое название, в т.ч. те, которые рекомендуются студентам и в настоящее время:

Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. – М., 1981;

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990;

Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. Воронеж, 1984;

Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. - М., 1962, и др.

Сейчас в Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН готовится к изданию под редакцией В.Б.Крысько многотомная монография, посвящённая изучению только вопросов морфологии, «Историческая грамматика древнерусского языка». Уже вышло 4 тома: Множественное число именного склонения (2000), Двойственное число (2001), Прилагательные (2006), Числительные (2006). В данном случае указанный термин используется в узком смысле.

Несколько лет назад в учебном плане подготовки учителей русского языка и литературы появилось новое название дисциплины - «история русского языка», предполагающее объединение двух дисциплин: исторической грамматики русского языка и истории русского литературного языка. Однако для разграничения этих дисциплин первый термин (история русского языка) закрепился за исторической грамматикой, а для истории русского литературного сохранилось старое название. В учебном плане многоуровневой подготовки эта дисциплина будет называться так: «История русского языка: древнерусский язык». Но как бы ни называлась дисциплина – суть её одна и сложность её не изменяется.

Дисциплина трудная, требующая от студента хорошо развитого аналитического мышления, натренированной памяти, глубокой лингвистической эрудиции, навыков самостоятельной работы. Без этих качеств дисциплину не осилить.

Контроль за усвоением дисциплины будет осуществляться не только на каждом практическом занятии, но и в виде самостоятельных, проверочных и контрольных работ, во время олимпиады по русскому языку, тестирования и экзамена. Итоги успеваемости будут рассматриваться на межсессионной аттестации студентов. Большая часть вопросов по истории русского языка (исторической грамматике) включена в программу государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, знания по истории русского языка по традиции проверяются во время комплексных министерских комиссий, что свидетельствует о большой значимости истории русского языка в процессе подготовки будущих учителей-словесников.

На время изучения исторической грамматики следует запастись учебниками, этимологическими словарями, ходить на лекции, активно работать на практических занятиях и обращаться к преподавателю за консультациями.

Лекция 1.

Введение

 

План:

1. Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины.

2. Связь истории русского языка с другими дисциплинами.

3. Основные источники изучения исторической грамматики.

4. Методы изучения истории русского языка. Вклад в изучение истории русского языка отечественных и зарубежных лингвистов.

5. Периодизация древнерусского языка.

 

Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины

Русский язык - это основной предмет будущей специальности студента-филолога. Но современное состояние языка, на котором мы говорим сейчас, есть результат длительного развития его в предшествующие эпохи. Русский язык, как и любой другой из живых языков мира, развивается, совершенствуется и обогащается. Процесс развития языка обусловливается внутренними и внешними причинами. Изучением движущих сил этого процесса и результатов языковых изменений занимается предлагаемая в данном пособии дисциплина. Она предполагает изучение всех языковых уровней в историческом развитии: фонетики, морфологии, синтаксиса и лексики. Таким образом, предметом исторической грамматики русского языка является процесс становления фонетических и грамматических норм современного русского языка.

Важным моментом при определении предмета данной учебной дисциплины является временной фактор. В качестве исходного периода мы возьмём древнерусский язык конца X-XI вв., однако многие признаки древнерусского языка, особенно фонетические, берут начало в праславянском языке, поэтому будем повторять процессы, происшедшие в праславянский период, известные студентам из курса старославянского языка. Конечная точка этого периода – современный русский язык. Итак, мы будем наблюдать эволюцию языковых процессов с конца X-XI в. по настоящее время, производя экскурсы в праславянский период. При этом следует иметь в виду, что фонетическая и грамматическая системы русского языка развивались непрерывно.

Главная задача дисциплины – проследить эволюцию систем (фонетической и грамматической) и языковых средств, раскрыть основные законы и закономерности фонетических и грамматических процессов в русском языке, установить причинно-следственные связи. В курсе исторической грамматики важна не простая констатация фактов, а выяснение причин, вызывающих те или другие изменения.

В состав практических задач курса входит:

А) Историческое объяснение явлений современного русского языка, что имеет большое значение в процессе преподавания русского языка в школе и в вузе: беглость гласных, наличие разносклоняемых существительных в русском языке и др.

Б) Объяснение архаизмов, которые могут встретиться в языке писателей 18-19 вв.

Например, в романе Тургенева «Новь»: Ее отец… дослужился генеральского чина.

У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» (18 в.): Едущу же мне из Едрова, Анюта из мысли моей не выходила.

В) Научить пониманию древних рукописей: читать, переводить и анализировать памятники древнерусской письменности.

Г) Расширить лингвистический кругозор.

Выполнение поставленных задач усилит лингвистическую подготовку будущих учителей русского языка и литературы.

 



2018-07-06 1631 Обсуждений (0)
Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и задачи истории русского языка как учебной дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)