Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воздействие йоги на детский организм. Особенности детской йоги



2019-05-23 285 Обсуждений (0)
Воздействие йоги на детский организм. Особенности детской йоги 0.00 из 5.00 0 оценок




Детская йога – это методика поддержания здоровья, основанная на принципах хатха-йоги и разработанная с учетом физических, физиологических и психологических особенностей детей.

Йога полностью удовлетворяет важнейшую потребность детей – потребность в движении. В процессе выполнения динамичных физических упражнений неподвижная и статичная осанка тела преобразуется. Поддерживается нормальный рост костей, суставов, мышц и связок, корректируются уже имеющиеся легкие негативные изменения. В движении дети постоянно делают новые открытия, познают собственное тело.

Психология, физиология и педагогика рассматривают детство как непрерывную цепь разнообразных изменений. Исходя из этого, содержание занятий детской йогой, а также используемые методы работы могут значительно различаться в зависимости от возраста детей.

Не существует определенного мнения о том, с какого возраста ребенок может заниматься йогой. Например, в Германии детям предлагают начинать занятия с 4 лет; занятия йогой проводят во многих детских садах по желанию родителей, при этом данные курсы охотно оплачивают медицинские страховые компании. Некоторые специалисты советуют приступать к упражнениям не ранее 11–12 лет, считая, что подросток должен осознанно постигать и воспринимать всю глубину древнего философского учения. Другие же утверждают, что йогой можно заниматься с года или полутора лет вместе с родителями, чтобы дать возможность ребенку впитывать философскую мудрость с самого раннего возраста. Поэтому возраст, в котором можно предложить ребенку или подростку заниматься йогой, зависит от состояния его здоровья, наличия необходимости и предпочтений его родителей.

А. Бокатов и С. Сергеев в своей книге «Детская йога» высказывают следующую точку зрения: «Йога представляет собой многоуровневую систему и включает в себя в том числе медитацию и пранаяму (дыхательные упражнения), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то детям младшего школьного возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме» (Бокатов, Сергеев, 2003, с. 118). Именно этой точки зрения придерживается автор данной книги.

Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее важны и подходят принципы «ямы» и «ниямы», обозначающие и воспитывающие у ребенка посредством занятий йогой некий комплекс этических норм. Понятие «яма» (контроль) обозначает ряд негативных качеств ребенка или подростка, от которых следует избавиться, чтобы на их месте появились добродетели, иными словами – устанавливает запреты на определенные действия в процессе взаимодействия с другими людьми: насилие и причинение вреда, склонность ко лжи, неспособность контролировать естественные потребности, желание чужого и воровство. «Нияма» говорит о том, что следует делать, воспитывать подрастающей личности в себе, показывает пути дальнейшего движения, качества, которые следует развивать по отношению к себе (соблюдение внешней и внутренней чистоты, удовлетворенность тем, что имеешь, сдержанность (самоограничение), самопознание (интроспекция, самоанализ), постоянное самообразование и др.). Занимаясь йогой и придерживаясь философских принципов с помощью предлагаемых тренером техник, ребенок или подросток развивает и усиливает позитивные качества характера (силу воли, выдержку, оптимизм, уважение к близким и т. п.) и стремится избавиться от слабых черт характера (неуверенность, тревожность, лень, торопливость и пр.).

Асаны – позы йоги, развивающие координацию, силу, гибкость и выносливость. Они хорошо подходят для детей любого возраста. Не все упражнения просты в исполнении, именно поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, узнавать новое о своем теле и управлять им и происходящими в нем процессами. Упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Они помогают ребенку развить физический баланс. Растяжка помогает ребенку дышать легче и глубже, тем самым поддерживая развитие иммунной системы ребенка. Когда ребенок выполняет асаны, происходит массаж внутренних органов, что помогает уменьшить любое напряжение в организме. В результате использования специальных движений улучшается процесс переваривания пищи ребенком и уменьшается вероятность появления колик и запоров. Занятия йогой улучшают детский сон.

В табл. 2 представлена классификация упражнений для детей и подростков от 4 до 18 лет, учитывающая их психологические и физические потребности и возможности. Эта классификация предложена А. Бокатовым и С. Сергеевым в книге «Детская йога» (Бокатов, Сергеев, 2003, с. 93).

 

Таблица 2. Классификация упражнений в соответствии с их значением в системе детской йоги

 

При любом формате проведения занятий йогой (в школе, фитнес-клубе, детском саду, дома и т. п.) стоит учитывать следующие особенности проведения занятий с детьми.

Выполнение асан требует определенной сосредоточенности, а маленькие дети не умеют концентрировать внимание в течение длительного времени. Поэтому лучше использовать принцип активной комбинации упражнений (чередование спокойных упражнений с динамичными играми) и не давать подряд однотипные упражнения.

Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения. Тренер-взрослый должен хорошо знать, как выполняются те или иные задания.

Желательно, чтобы ребенок занимался йогой регулярно.

Чтобы поддерживать интерес и внимание детей, желательно разыгрывать на занятиях какой-нибудь сказочный сюжет (например, путешествие по морскому дну или джунглям, поиск сокровищ, полет на другие планеты). Дети могут придумывать игры самостоятельно, реализовывая свой творческий потенциал. Примеры таких сюжетов приведены в п. 3.5. данной главы (с. 64).

Дети открыты новому и обладают неистощимой энергией, подвижны и любознательны. Задача ведущего – направить их энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Тренер, проводящий занятия йогой, обязательно должен быть осведомлен обо всех особенностях детского возраста, способен чувствовать настроения и понимать потребности детей, уметь поддерживать порядок на занятии и выдерживать его структуру.

Часто дети благодаря своей смелости, открытости, эмоциональной гибкости, а также физическим возможностям постигают йогу гораздо быстрее и успешнее, чем взрослые.

 



2019-05-23 285 Обсуждений (0)
Воздействие йоги на детский организм. Особенности детской йоги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воздействие йоги на детский организм. Особенности детской йоги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)