Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности занятий прогрессивным мышечным расслаблением с детьми



2019-05-23 252 Обсуждений (0)
Особенности занятий прогрессивным мышечным расслаблением с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




Дети уже с 4–5 лет могут в процессе выполнения упражнений, развивающих восприятие, или игры прочувствовать разницу между мышечным напряжением и мышечным расслаблением. Они естественно и охотно экспериментируют, с удовольствием совершая всевозможные открытия. Дети могут использовать все упражнения, расслабляющие мышцы, и полностью телесно воспринимать их и выполнять точно и осознанно. У них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам. А это, в свою очередь, приводит к осмысленному, осознанному выполнению ребенком релаксационных упражнений, достижению поставленных тренером целей по выполнению заданий и развитию эмоционального интеллекта.

В процессе занятий прогрессивным мышечным расслаблением могут быть использованы истории, сказки и рассказы. Дети могут «совершать путешествия» по своему телу, напрягая и расслабляя определенные группы мышц. Во время этих «путешествий» с выполнением расслабляющих упражнений детей необходимо аккуратно вербально направлять и обязательно комментировать все детали выполняемого упражнения. Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней и рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни. Детям школьного возраста предлагается выбирать отдельные упражнения и выполнять их периодически, к примеру, перед началом уроков.

Работая с детьми, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

1. Очень важно, чтобы тренер сначала объяснил и продемонстрировал новое упражнение прогрессивного мышечного расслабления и только потом предложил сделать его детям. То же касается повторения ранее изученных упражнений.

2. Очень важны также комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми. Мышление детей, как правило, хаотично и может не только направляться в разные отделы тела, но и с большой скоростью переключаться на ситуации и предметы, не относящиеся к занятию и упражнению. Управлять мыслительной деятельностью детей нужно осторожно, помогая им сконцентрироваться, направить мысли в нужную сторону.

3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд. Затем по команде тренера они резко прерывают напряжение, полностью расслабляясь. При этом дышат они в спокойном ритме и не задерживают дыхание, избегая перенапряжения. Важно следить за тем, чтобы у детей не было болезненных ощущений в мышцах.

4. Для лучшего восприятия телесных ощущений во время выполнения расслабляющих упражнений детям рекомендуется держать глаза закрытыми.

5. Следующая после расслабления фаза покоя длится до 30 секунд. В это время дети не должны двигать расслабленной частью тела. Они концентрируются на ощущении расслабления в этой части тела и стараются почувствовать тепло. В фазе покоя тренер продолжает комментировать происходящее, например: «Теперь резко сбрасываем напряжение, расслабляем руки. Все мышцы рук и ладоней совершенно расслабились, стали теплыми и эластичными. (Пауза.) Обращаем внимание на ощущения тепла и тяжести в руках и ладонях. (Пауза.)».

Глава 5. Вспомогательные средства, используемые при проведении релаксационных техник с детьми и подростками

Человек на земле разучивает ту песню, которую будет петь на небесах

Виктор Гюго

 

В работе с релаксационными техниками можно и нужно использовать различные вспомогательные средства, например, релаксационную музыку, записи звуков природы (пения птиц, шума дождя, морского прибоя, струящейся воды и пр.), простые игры, рассказывание историй и сказок, фантазирование и рисование (свободное и тематическое).

Все эти средства помогают детям раскрыться, почувствовать себя непринужденно и комфортно в атмосфере нового для них занятия (и, возможно, в новом коллективе) на начальном этапе, а в дальнейшем – быстрее развить навыки расслабления.

Они также могут помочь тренеру освободиться от стресса, который иногда возникает в начале занятий с новой группой.

Рисование

Основная цель использования рисования как вспомогательного средства в релаксационных тренингах – «графическое отреагирование» эмоциональных процессов и проживание полученного опыта (как негативного, так и позитивного). Рисунок можно рассматривать как средство связи – и между его автором и психологом, и между внутренним миром автора и миром внешним.

Рисование помогает снять напряжение, выразить эмоции, внутренние конфликты и осознать их, увидеть новые способы поведения. В ходе релаксационного тренинга используется, как правило, тематическое рисование, цель которого – переживание детьми позитивных эмоций и закрепление позитивного опыта, выработка способов адекватного поведения в повседневной жизни в школе и дома, например, усидчивости, способности ставить цель, планировать и реализовывать задуманное.

Сочетание тематического рисования с упражнениями йоги, аутогенной тренировкой, прогрессивным мускульным расслаблением способствует быстрому достижению поставленных перед тренером и ребенком задач (снятие напряжения, внутренних барьеров, улучшение качества общения, развитие самоконтроля, ослабление психосоматических симптомов и пр.).

Обычно рисование предлагается детям после прослушивания аутотренингового рассказа или сказки, и направлено оно на «графическое отреагирование» полученных позитивных переживаний, связанных с успокоением и мышечным расслаблением. Ведь очень важно, чтобы ребенок запомнил и ассимилировал полученный во время аутотренинга опыт и мог использовать его в будущем, и этого можно достигнуть именно с помощью рисования.

Для эмоционального сближения детей и подростков в группе используются упражнения, предполагающие общегрупповую работу или работу в парах.

Сам процесс рисования влияет на поведение детей: они делаются спокойнее, более расположены к взаимодействию. А рисование, используемое после аутотренинга, помогает детям спокойно вернуться в обычную жизнь, осознать себя в новом качестве, с новыми силами и внутренними ресурсами.

Как бы и что бы ни нарисовал ребенок или подросток во время релаксационного занятия, тренер не должен оценивать его работу, это принципиальный момент. Рисунок важен не для окружающих, а только для самого ребенка; «не для ума, а для жизни эмоций» (А. М. Шуберт, цит. по: Выготский, 1991, с. 66). С помощью рисунка ребенок выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок его субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Оценивание рисунка может пробудить негативный опыт, обесценить всю проделанную ребенком внутреннюю работу и нарушить позитивную связь между личностью ребенка и его рисунком.

Чтобы использовать рисование совместно с релаксационными техниками, тренер должен понимать психологические особенности детского изобразительного искусства.

Например, можно выделить два типа «рисовальщиков»:

предпочитающих рисовать отдельные предметы, совершенствуя их изображение;

склонных к развертыванию сюжета, повествования. У них процесс рисования дополняется речью, приобретая игровой характер. Они не столько рисуют, сколько рассказывают, жестикулируют.

Г. Гарднер (см.: Выготский, 1991) также делит «рисовальщиков» на два типа: «детей-коммуникаторов» и «детей-визуализаторов». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, действие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимания на окружающих.

По нашему наблюдению, дети, склонные к сюжетно-игровому рисованию, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Качество рисунков заботит их в гораздо меньшей степени. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве. У них преобладает интерес к украшению и декорированию изображения, то есть их больше заботит структурная сторона их произведений.

Учитывая подобного рода особенности развития изобразительной деятельности детей, психолог во время релаксационных занятий может аккуратно расширять их творческие возможности.

У детского рисунка есть одна очень важная и ценная для психолога и тренера функция – экспрессивность. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности. В нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка в данной ситуации, а что – второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры. С помощью рисунка можно отследить происходящие во внутреннем мире ребенка изменения, расширять эмоционально-смысловое восприятие, влиять на его внутреннюю раб от у.

В заключение еще раз подчеркну, что именно использование склонности к изобразительной деятельности на занятиях релаксацией позволяет детям закрепить полученные новые понятия, осмыслить опыт, идентифицировать и вербализовать позитивные эмоции, позволяет им выйти на более высокий уровень развития.

Музыка

Музыка – одно из основных действенных вспомогательных средств на релаксационных занятиях. Восприятие музыки дано нам от природы и не требует предварительной подготовки. Дети уже в утробе матери позитивно реагируют на медитативную и расслабляющую музыку.

Музыка на протяжении многих лет используется как терапевтическое средство, и интерес к музыкотерапии со стороны врачей и психологов постоянно растет. Еще В. М. Бехтерев (Бехтерев, 1915) писал, что музыкальный ритм помогает установить равновесие в деятельности центральной нервной системы, умерить слишком возбужденный темперамент холерика, активизировать заторможенных детей, отрегулировать двигательную активность гиперактивных детей. Кроме того, известно об успокаивающем влиянии музыки, а также ритмичных упражнений, выполненных под музыку, на коллектив детей с повышенным уровнем нервной раздражительности. Ритмичная музыка помогает вовлечь, активизировать и мотивировать детей и подростков к деятельности вообще. Особенно эффективно использование музыки при работе с трудными или негативно настроенными детьми. Музыкальный ритм помогает организовать движение, способствует развитию памяти, внимания, внутренней собранности.

Е. И. Рогов в «Настольной книге практического психолога» пишет, что «наиболее сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии» (Рогов, 2004, с. 462). По моему мнению, это утверждение нельзя считать однозначно верным. Хорошо известная мелодия или классическое музыкальное произведение (например, «Лунная соната» Бетховена) может оказать прекрасное расслабляющее действие на человека, у которого с ним связан позитивный опыт, но не на человека, имеющего соответствующие негативные переживания или воспоминания.

На занятиях релаксационного тренинга музыкальное сопровождение аутотренинга способствует снятию эмоционального напряжения, помогая вырабатывать навыки нового адекватного коллективного поведения, организуя участников группы и влияя на каждого ребенка. Медитативная музыка помогает войти в соответствующее эмоциональное состояние, создавая общее настроение успокоения, помогает детям расслабиться, почувствовать тяжесть и тепло в конечностях, ощутить равномерность ритма своего дыхания. Фоновое звучание медитативной музыки во время аутотренинга или во время тематического рисования способствует выработке механизмов торможения, регуляции поведения у детей с подвижной психикой и растормаживает детей медлительных, робких.

Подбирая музыку для занятий, нужно обратить внимание, во-первых, на продолжительность музыкальной композиции (время ее звучания должно соотноситься со временем чтения аутотренингового рассказа или сказки), а во-вторых – на то, чтобы ритм музыки соответствовал содержанию читаемого произведения. Важно, чтобы формулы самовнушения сливались с музыкальными фразами в единое целое, поэтому при подборе музыки тренер должен быть очень внимательным, чтобы, опираясь на опыт общения с группой, создать подходящий ритм и позитивный настрой. Для этого тренер предварительно несколько раз прочитывает текст аутотренинга, накладывая его на музыку, и вырабатывает общий ритм с учетом релаксационных и смысловых пауз.

Фоновая музыка должна звучать тихо, почти незаметно, не мешая звучанию текста.

Тренер может использовать всегда одну и ту же мелодию для определенного этапа занятия или упражнения, тогда она будет являться частью ритуала. Или же применение музыкального сопровождения может быть тематическим – например, в течение занятия, посвященного теме «Море», можно использовать мелодии со звуками моря – шумом морского прибоя, криками чаек, песнями китов или дельфинов; занятия, посвященные временам года, могут сопровождаться соответствующими звуками природы – шелестом листьев, шумом дождя, пением птиц, плеском горного ручья или шумом водопада.

Прослушивание во время тематического рисования в третьей части занятия той же мелодии, которая звучала во время аутотренинга, помогает детям закрепить полученный опыт.



2019-05-23 252 Обсуждений (0)
Особенности занятий прогрессивным мышечным расслаблением с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности занятий прогрессивным мышечным расслаблением с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)