Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для ведущего



2019-05-23 217 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для ведущего 0.00 из 5.00 0 оценок




Программы релаксационных тренингов для детей и подростков могут основываться на трех основных релаксационных методах: хатха-йоге, аутотренинге и прогрессивном мышечном расслаблении (по методу Якобсона) и дополняться различными психологическими техниками (из танцевальной терапии, сказкотерапии, арт-терапии и пр.).

Релаксационный тренинг состоит в среднем из 12 занятий и длится три-четыре месяца. Каждое занятие посвящено работе над определенной темой или образом, хорошо знакомыми детям из собственной жизни.

Тренинговые занятия в первую очередь предназначены для групповой работы под руководством психолога. Однако, определенным образом откорректировав упражнения, можно составить эффективную программу и для индивидуальной работы.

Длительность каждого занятия зависит не только от возможностей и условий работы, но и от уровня подготовленности детей. Примерный объем работы – от 45 минут до полутора часов один раз в неделю. Если дети ранее имели опыт участия в психологических тренингах, то тренеру будет легче проводить занятия и времени на выполнение упражнений потребуется намного меньше. Если же у детей не было такого опыта, то на занятие нужно отвести не менее полутора часов, а далее, по мере привыкания к новым требованиям и отработки необходимых для занятий навыков и умений, количество используемого времени может значительно сократиться.

Каждая программа релаксационного тренинга должна быть рассчитана на детей или подростков определенного возраста (например, 5–8 или 9–12 лет). Если в учреждении, на базе которого работает ведущий, достаточно детей одного возраста, не стоит делать смешанную группу. Хотя, конечно, возраст не играет определяющей роли при отборе в группу, главное – это желание и способность детей работать над собой.

Желательно, чтобы в одной группе были дети с одной и той же проблематикой (с разной степенью ее выраженности). Например, в группу тревожных детей целесообразно отобрать детей с разной степенью проявлений тревоги или страхов, но примерно с одним уровнем социального и интеллектуального развития.

Работу желательно проводить в небольших группах по 4–7 человек: если детей больше, эффективность работы снижается.

 

И еще один важный для ведущего момент: совершенно не важно, насколько хорошо с технической точки зрения было выполнено упражнение детьми, но важно, насколько телом и душой они его прочувствовали и пережили.

Например, работая с упражнениями из системы хатха-йоги, ведущий может дать возможность провести упражнение желающему ребенку и попросить его рассказать одну из историй, предложенных в тренинге (предварительно ознакомив его с ней). После того как дети прослушают историю, они должны будут повторить соответствующие содержанию движения. И это не простое подражание или смена одних движений другими, а глубокое осознание связи содержания истории с движениями и, возможно, с собственными воспоминаниями, с чувственным восприятием и с внешним проявлением глубоких внутренних переживаний.

Использование принципа чередования активных и пассивных фаз

Важный принцип проведения релаксационного тренинга – чередование активных и пассивных фаз.

Активная фаза

Активные и подвижные упражнения, используемые в тренинге, позволяют детям освобождаться от накопившихся излишков энергии и от эмоций, не всегда позитивных и иногда мешающих нормальному развитию детей. Одновременно с этим данная фаза служит для того, чтобы подготовиться к более глубоким по содержанию упражнениям (аутотренингу) и настроиться на восприятие аутотренинговых рассказов, медитацию. Кроме того, смена активных движений и релаксации укрепляет нервную систему.

К активным относятся:

– упражнения на развития восприятия (II этап занятия);

– двигательные и креативные упражнения (IV этап занятия).

Одна из задач тренера при подборе упражнений активной фазы и в процессе их выполнения заключается в том, чтобы дети, выполняя их, оставались спокойными, иначе невозможно будет перейти к пассивным, расслабляющим упражнениям на следующем этапе тренинга. Ни в коем случае нельзя позволять детям «разбушеваться».

Упражнения активной фазы создают возможности для подвижного и спокойного физического совершенствования детей, позволяют снизить внутренний темп и подготовиться к релаксационным упражнениям следующей фазы.

Пассивная фаза

Основной задачей этого этапа является достижение состояния покоя и глубокого расслабления. Для более быстрого достижения поставленной перед детьми и тренером задачи необходимо создавать в процессе занятия спокойную атмосферу; можно использовать медитативную музыку.

Если кто-то из детей проявляет телесные (физические) признаки беспокойства, тренер может использовать телесный контакт (легкое поглаживание рук, ног и головы), что позволяет детям быстро успокоиться, расслабиться и восстановить внутренний баланс.

Упражнения пассивной фазы помогают привести детей в состояние покоя и расслабленности. Расслабление – это компенсирующий, защитный механизм для детского организма, позволяющий восстановить внутренние ресурсы.

В пассивную фазу входят упражнения из следующих этапов тренинга:

– приветствие (I этап занятия);

– релаксационные упражнения (III этап занятия);

– прощание (V этап занятия).

Приветствие и прощания – своего рода ритуалы, которые повторяются от занятия к занятию.

 

Необходимо, чтобы между этапами физического напряжения и расслабления проходило некоторое время. Оно должно быть достаточным, детей нельзя торопить или подгонять. В каждой группе этот временной промежуток различен, и тренер определяет его по ситуации, опираясь на свой опыт работы с детским коллективом. При этом не стоит забывать, что постепенно этот промежуток сокращается, и дети учатся все быстрее переключаться и переходить из активного состояния в расслабленное.

Если все занятия проводятся одинаково, релаксационные техники неоднократно повторяются, напоминая некий ритуал, то это гарантированно приводит к более быстрому и продуктивному расслаблению детского организма. Соответственно рекомендуется сохранять постоянную схему проведения занятий, не добавлять никаких новшеств, не сокращать ни время одного занятия, ни количество занятий.



2019-05-23 217 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для ведущего 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для ведущего

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)