Пересказ притчи о мытаре и фарисее
Тем, кто считал себя праведником и унижал других людей, Иисус Христос однажды рассказал такую притчу: Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей — строгий ревнитель закона, а другой — мытарь, то есть сборщик налогов. Фарисей стал говорить про себя: — Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Я пощусь два раза в неделю и отдаю десятую часть от всего дохода моего. А сборщик налогов стоял в стороне и не осмеливался даже глаз поднять к небу. Он только бил себя в грудь и говорил: — Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Говорю вам, — закончил притчу Иисус Христос, — что мытарь более оправдан пред Богом, чем фарисей, потому что всякий сам возвышающий себя, будет унижен, а смиряющий себя — возвышен. Разве мы не говорим: «Я не такой, как прочие люди»? Или: «Я не такой, как тот человек»? Всего несколько слов Евангелия к вскрывают ситуацию, которая может быть отнесена ко всякому времени, к самым различным обстоятельствам нашей жизни. В этой притче излагается непривычный для современности взгляд на достоинство человека. Что часто лежит в основе наших поступков? Самопревозношение, самоутверждение, чувство собственного достоинства. В чем же достоинство человека? В замечательной книге С. С. Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы» («Наука», М., 1977) этой теме посвящена целая глава, которая так и называется: «Унижение и достоинство человека». Евангелие провозглашает абсолютные ценности. «Абсолютная ценность требует абсолютной заинтересованности», — пишет С. С. Аверинцев. И тогда становится более понятен путь христианской жизни: человек, сотворенный по образу Божию, призван к абсолютному совершенству. Но грех затмил образ Божий, и нет другого пути для грешника, как только правильно думать о себе (пример этому — мытарь кающийся). Если мы не принимаем этот путь, то неизбежно нас ждет бахвальство, гордыня, презрение к другим. И тогда становится понятной боль поэта Бориса Пастернака, когда от имени Гамлета он восклицает: «Всё тонет в фарисействе». Страшно, когда фарисейство объявляется нормой, а смирение — унижением человека. Мы привыкли слышать: «Человек — это звучит гордо!» «Гордимся своими успехами!» Но если о человеке скажут: «Какой гордец!» — тогда сразу спадет вся привлекательность этого слова. Протоиерей Александр Шмеман в своих «Воскресных беседах» писал: «Притча Христа (о мытаре и фарисее) ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь. И так оно и есть сейчас. Только вернувшись к этой забытой, презираемой, отбрасываемой силе — к смирению, можно очистить мир. Ибо смирение — это признание другого, это уважение к другому и это умение мужественно признать себя несовершенным, раскаяться и тем самым встать на путь исправления. От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства — к свету и целостности подлинной человечности: к правде, к смирению и к любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны...» Пост в церковных книгах называется «весна духовная». За три недели до начала Великого Поста, ведущего к светлому празднику Пасхи, в храме читается притча о мытаре и фарисее — как самое первое напоминание Церкви о грядущем Посте. Дорогой друг! Не случалось ли тебе осудить другого человека, перечисляя свои достоинства? Тема 7 ДОБРОЕ СЕМЯ Для православных христиан Евангелие является самой драгоценной книгой. В алтаре оно кладётся на престоле, то есть на самом святом месте. Перед чтением Евангелия церковный хор поет славословие Богу: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Во время чтения Евангелия все молящиеся в храме в знак почтения и внимания всегда склоняют свои головы. Накануне Воскресного дня на вечернем богослужении всегда читается повествование о Воскресении Иисуса Христа. И во время службы Евангелие выносится из алтаря и полагается в середине храма на особой подставке — аналое. Молящиеся подходят, крестятся и целуют Евангелие. На обложке Евангелия обычно изображается Воскресение Христово. Старинные богослужебные Евангелия на Руси украшались серебром и драгоценными камнями. Их вес иногда достигал полутора пудов. К этой Книге всегда было особое отношение. Самые древние Евангелия на Руси — это Остромирово Евангелие (1057 год) и Архангельское Евангелие (1092 год). Эти Книги — великие Святыни Руси. Древние рукописные Евангелия являются вершиной книжного искусства Древней Руси. В домах православных христиан Евангелие хранится также в особом, святом месте, обычно под иконами. После чтения этой Книги верующие в знак благоговения целуют её. Евангелие — Книга жизни. Другое название этой Книги — Слово Божие.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |