Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучать их делиться своими впечатлениями о прочитанном.



2019-05-24 278 Обсуждений (0)
Полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучать их делиться своими впечатлениями о прочитанном. 2.00 из 5.00 1 оценка




Особо следует выделить труды В.О.Ключевского. Каждый должен знать его «Курс русской истории», который учит не только истории, но и нравственности и хорошему русскому языку, – недаром автор был избран академиком изящной словесности.

Большое образовательное значение имеют книги о путешествиях. Они воспитывают любовь к природе, расширяют географический кругозор, укрепляют волю и в какой-то мере удовлетворяют мальчишескую страсть к приключениям. Литература эта огромна. Здесь и записки самих путешественников (Р.Амундсена, Ф.Нансена, Пржевальского, Ливингстона, нашего современника Ива Кусто и др.). Среди них хочется обратить внимание на небольшую книжку Джемса Скотта «Ледниковый щит и люди на нем» (1959), где наряду с природой, повседневным трудом путешественника-исследователя описываются и его религиозные переживания, говорится о постоянном чтении Священного Писания и другой религиозной литературы.

Описывая открытие Северо-Западного прохода, Р.Амундсен («Се-веро-Западный проход. Плавание на судне «Иоа»», 1939) свидетельствует о своей напряженной молитве в самый критический момент плавания, когда мощная волна перенесла его шхуну «Иоа» через каменистый подводный гребень, переплыть который на обычной воде было невозможно, а при меньшей волне грозила опасность разбиться.

Из географических-приключенческих книг можно особо рекомендовать сочинения Владимира Клавдиевича Арсеньева – путешественника, географа, этнографа, писателя. По мнению Горького, он соединил в себе таланты Джека Лондона, Фенимора Купера, Сеттон-Томпсона. В.К.Арсеньев оставил прекрасные художественные описания природы Дальнего Востока, жизни тайги и ее обитателей. Наиболее известная его книга, которую следует рекомендовать читать юношеству, – «Дерсу Узала», книга о человеческой красоте простого охотника. Заслуживает внимания «По уссурийскому краю», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу». Они выдержали много изданий. Рядом с «Дерсу Узала» можно поставить книгу о проводнике-шерпе, первым из людей взошедшем на Эверест, – «Тигр снегов».

Для формирования личности важно воспитание любви к животным. Перейти от инстинктивной младенческой любви к ним к осознанной любви взрослого человека помогают книги о животных, рассчитанные на детей и подростков разного возраста. Здесь нельзя обойти вниманием сочинения Э.Сеттон-Томпсона с его собственными иллюстрациями – это классика мировой литературы. Они написаны прекрасным и легким английским языком и в неадаптированном варианте могут служить прекрасным пособием для учащихся английских спецшкол.

Его чудесная книга «Маленькие индейцы» в сокращенном детиздатовском переводе потеряла почти все свое обаяние. Родителям надо следить не только за названиями читаемых детьми книг, но и за качеством их изданий. Очень многие прекрасные книги знаменитых авторов совершенно изуродованы издательскими чиновниками.

Чудесны «Ребята и зверята» О.Перовской. В последние десятилетия большую популярность получили книги Дж. Адамсон. В записках английского ветеринара Дж.Хэрриота «О всех созданиях, больших и маленьких» и «О всех созданиях, прекрасных и удивительных» ценно то, что автор не только любит животных и прекрасно их описывает, но и то, что он сочувствует людям и живописует их любовь к братьям меньшим».

Детям, увлекающимся книгами о животных, полезно рассказать повесть о старце Герасиме и льве и об отношении к зверям других святых подвижников и зверей к ним, показать картину М.В. Нестерова «Сергий Радонежский и медведь» или репродукции с нее. При нормальном, не греховном состоянии человека животные тянутся к нему как к высшему существу.

Любовь к животным должна быть мерной. Нельзя, чтобы она застилала любовь к людям и превращала кошек и собак в кумиров. Люди, безумно любящие собак и кошек, порою не любят и даже иногда ненавидят людей. Но не будьте к таким строгими, они обычно страдают от своего одиночества и нуждаются в снисхождении и милосердии, а часто (старички и старушки) – и в элементарной бытовой помощи.

Жертвенность и милосердие к людям помогают воспитывать книги о врачах, отдавших жизнь страждущим, о Н.И. Пирогове, С.П. Боткине и других деятелях отечественной и зарубежной медицины. Описанию жизни врачей и ученых медиков посвятил себя талантливый французский писатель Поль де Крюи, многие книги которого переведены на русский язык.

Детям и подросткам необходимо рассказывать о жизни святых и подвижников благочестия, приучать к чтению житийной литературы. На некоторых отроков большое впечатление производит книга «Детские годы святых». Можно познакомить детей с жизнью и деятельностью доктора Ф.П. Гааза, девизом которого было: «спешите делать добро» (Кони А.Ф. «Федор Петрович Гааз. Биографический очерк»), с жизнью и деятельностью преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны – основательницы Марфо-Мариинс-кой обители.

Одним из примеров христианского приключенческого жанра являются описания миссионерской деятельности на Алтае Макария, будущего митрополита Московского и Коломенского, живо и с огромной долей юмора составленные А.Макаровой-Мирской (Книга «Митрополит Макарий (от рождения до служения в Чемале)». Были опубликованы также книги о русских миссионерах «Апостолы Алтая», «Лето на Алтае»). Удивительна жизнь святого равноапостольного Николая Японского, в миру Ивана Дмитриевича Касаткина (1.08.1836-3.02.1912) (Архиеп. Антоний (Мельников) – «Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай»).

Полезно делиться с детьми воспоминаниями о тех подвижниках веры, благочестия и милосердия, с которыми родители встречались на своем жизненном пути. Образы человеческие обладают учительной силой.

Предлагая детям и подросткам такую литературу, надо быть очень вдумчивым, учитывать их возраст, умственное и духовное развитие и опасаться вызвать у них чувство пресыщения литературой «о батюшках и матушках», что может вообще отбить охоту к чтению духовных и религиозно-биографических произведений. Все хорошо в меру и по силам возраста.

Следует стремиться к разумному для детей и для взрослых сочетанию книг разного содержания.

Необходимо осторожное отношение к приключенческому, шпионскому, детективному и научно-фантастическому жанрам. Приключенческий жанр необходим для определенного мальчишеского возраста, но приключения приключениям рознь. Детективная литература всегда считалась жанром невысокого ранга. Она сейчас получила широкое распространение не только за рубежом, но и у нас в стране. Преступники и схематизированные безличные детективы, убийства, ловля, погоня – вероятно, не те образы, которые должны формировать христианина.

При необходимости следует раскрывать детям нравственное значение того или иного литературного произведения и его героев с христианских позиций.

Литература должна быть по возрасту; если родители могут не нуждаться в художественной литературе, то детям и юношеству она совершенно необходима.

Неправы те, которые сами переросли «штанишки» беллетристики, читают Отцов Церкви и богословскую литературу и того же требуют от своих детей. «Всему свое время»; каждому – по силам и возрасту его.

Когда детей насильно и искусственно пытаются вогнать в отречение от мира, лишают светской литературы и изобразительного и театрального искусства, не позволяют ходить в кино и требуют формального длительного стояния на акафистах, ничего хорошего не получается. Известны случаи, когда чрезмерное религиозно-фанати-ческое рвение родителей вызывало бунт детей, они уходили от родителей и веры. Некоторые возвращались обратно, а другие так и остались для родителей в стране далече.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12).

* * *

На многих огромное эмоциональное воздействие оказывает музыка. Музыка способна расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, музыка способна возвышать человека к горнему, говорить о гармонии мира, но может звать и манить человека ко греху. Она может помогать человеку идти к Богу и идти к сатане. Поэтому к музыке, к музыкальному воспитанию, к музыкальной среде, в которой растут дети, надо относится с повышенной осторожностью и большим вниманием. Музыкальное воспитание начинается с тех звуков, которые слышит грудной младенец, лежа в кроватке, а может быть, с тех напевов, которые доносятся до него еще во чреве матери, – слышит ли он церковные песнопения, гармонии Моцарта и Чайковского, разгульные цыганские песни или оглушительные звуки рок-музыки.

Детей надо приучать прежде всего к каноническому молитвенному церковному пению.

Мы не отрицаем светскую музыку. Музыкальному человеку, живущему в миру, она необходима для выражения многих его чувств и настроений, но она должна быть возвышенной, расширяющей, очищающей душу, а не загрязняющей ее; так, глубоко религиозно содержание оперы Римского-Корсакова «Град Китеж» и т.д.

Музыкальные способности следует развивать всеми возможными способами. Полезно иметь дома записи классической и церковной музыки и периодически их прослушивать. Нам только кажется, что вне богослужения не следует слушать песнопения Евхаристического канона.

Постоянная шумная, взвинчивающая музыка, – вернее, не музыка, а оглушающий, наркотически воздействующий на психику набор звуков, – нужна князю мира сего для пленения человеков (а кое-кому – и для наполнения собственных карманов), ибо когда шум и грохот захватывают человека – совесть спит. В 20-х-30-х годах у входов в церкви устанавливались громкоговорители. Это был один из видов антирелигиозной деятельности «воинствующих безбожников». Многие наши современники нуждаются в этом шуме, в какофонии звуков; они привыкли к ним, им чужда благоговейная тишина. Она страшна им, ибо вводит человека в глубину самого себя и поднимает над дольним. Их не трогает пение птиц, стрекот кузнечиков, шум соснового бора: в лес, на природу они направляются с ревущими магнитофонами и приемниками. Современная оглушающая поп- и рок- музыка не только бездуховна, но и противоестест-венна, о чем говорит отношение к ней животных. Любящие скрипку змеи уползают от рок-музыки. Чтобы избавиться от слонов, ночами топчущих угодья одной индийской деревни, жители поставили по краям этих угодий громкоговорители с рок-музыкой, и слоны, не выдержав ее, ушли.

Разумеется, и среди произведений рок- и поп- музыки попадаются вещи и мелодичные, и лиричные, но их мало, и поиск их требует значительных усилий и основательной подготовки. Сейчас радио, телевидение и эстрада заполнены почти без исключения самыми низкопробными образцами этого направления.

С музыкой надо быть очень осторожными, выбирать из нее, как и из литературы, доброе, прекрасное, возвышающее душу, очищающее наши чувства, и решительно отворачиваться от всего разжигающего плоть, возбуждающего злобу и страсть разрушения, приводящего человека в состояние бездумного буйства. В нашу эпоху, когда в музыке загремели, зарычали и стали привлекать к себе молодежь сатанинские звуки, необходимо особенно внимательно относиться к музыкальному воспитанию детей, приучая их к музыке классической, национальной и к церковным напевам. Для этого родителям не надо иметь музыкального образования, – надо лишь давать детям с младенческого возраста слушать хорошую музыку. Предохранять от дурного можно лишь противопоставляя ему прекрасное. Приобщение к прекрасному в музыке начинается с колыбельных песен.

В христианских семьях должна существовать нравственная оценка всех видов искусства, в том числе и музыки. Родители ответственны за то, каким искусством они воспитывают своих детей.



2019-05-24 278 Обсуждений (0)
Полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучать их делиться своими впечатлениями о прочитанном. 2.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучать их делиться своими впечатлениями о прочитанном.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)