ВОПРОС 16. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
План ответа: 1. Определение физического развития 2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 3. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении
1. Определение физического развития Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. 2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в: - ослабленности организма, - нарушениях соматики, - большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, - общем физическом недоразвитии (вес, рост), - нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у детей наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений. Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии. 3. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются два самым тесным образом связанные друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи. Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для успешного проведения всех направлений коррекционно-развивающей работы (физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития). Педагогический аспект комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья является ведущим в образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация в детском саду охранительного педагогического режима. Однако самым действенным средством совершенствования двигательной сферы и развития всех органов и систем организма ребенка является целенаправленная работа по физическому воспитанию детей, которая строится на комплексной основе. Опыт работы детского сада показывает, что наиболее благоприятными условиями ее успешности являются: - создание особого психологического климата в детском саду, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности его психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.; - наличие в детском саду высококвалифицированных специалистов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, музыкальный руководитель и др.), понимающих приоритетное значение работы по физическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального и интеллектуального развития; - организация системы работы по физическому развитию детей высоко квалификационным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами; - наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием; - оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима; - использование разнообразных форм работы, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников; - четкое планирование всей работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности; - введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей; - активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей; - методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития. В основе построения всей работы по физическому развитию воспитанников лежит их тщательное обследование в начале каждого учебного года и промежуточный контроль в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. Обследование проводят в тесной взаимосвязи друг с другом инструктор по физическому воспитанию и инструктор лечебной физкультуры, результаты своих наблюдений представляют также воспитатели и учитель-дефектолог. Его результаты позволяют сконструировать программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования вносятся в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами показывают динамику в психофизическом развитии каждого воспитанника за время его пребывания в детском саду. Основной формой работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью традиционно является занятие. Занятия физической культурой создают значительно больше возможностей, чем другие занятия (игрой, трудом, изобразительной деятельностью и др.), для интеграции детей с выраженными нарушениями в группу детей с более высоким уровнем интеллектуального развития. Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способствует эмоциональная насыщенность занятий. Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития. ВОПРОС 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ План ответа: 1. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и у.о.) 2. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные) 3. Основные направления помощи 4. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу) I. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и у.о.)
Семья –это конкретно историческая система отношений между супругами,родителями идетьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой диктуется потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семью рассматривают как малую социальную группу, как институт первичной социализации, как социальную систему. Семья может реализовать воспитательную функцию, обеспечить условия для формирования личности ребенка, путем включения в систему социальных отношений, организацией разнообразных видов деятельности. Цель современной семьи заключается в создании условий для личностного роста и самореализации всех её членов и семьи в целом. II. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные) Семьи с детьми с и.н. часто относятся к проблемным семьям. В таких семьях часто нарушенпроцесс воспитания. Воспитательный потенциал ослаблен в силу следующих причин: - переживаний родителями эмоционального стресса, - трудности принятия, - дисгармоничные типы воспитания, - низкая культура, низкая ответственность, - большое количество неблагоприятных семей. Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР: неполными (без отца), родители-алкоголики, семьи со сложившимися дисгармоничными отношениями, со стороны родителей отмечается безнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе.
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания: Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все,жалея ребенка,сами ограничиваютвозможности его развития. Противоречивое воспитание. Разногласия членов семьи в использовании воспитательныхсредств. При таком воспитании не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, ребенок обучается "лавировать" между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянномуперенапряжению ребенка. Родители возлагают на него такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку трудно справиться. Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители,которые самиимеют высокий социальный статус. Родители, использующие такую модель, переоценивают возможности своего ребенка. "Культ болезни".Если в семье отношение к ребенку как к больному,то у ребенка формируетсямнительность, страх перед любым недугом, представление о себе как о слабом, неспособном к достижениям человеке. Модель "симбиоз":родители полностью растворяются в проблемах ребенка. Модель "маленький неудачник".Родители приписывают своему ребенку социальнуюнесостоятельность, испытывают чувство досады и стыда из-за того, что он неуспешный и неумелый, уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни
Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусомили в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким,но
и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией самого себя с дефектом ребенка.
В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного взаимодействия, лежит неадекватность восприятия, незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке. Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. Так же семьи, воспитывающие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеют недостаток специальных знаний в воспитании. III. Основные направления помощи
Помощь родителям оказывается в институтах раннего вмешательства, специальных образовательных организациях (школах и садах), в ПМПК, реабилитационных центрах, в родительских ассоциациях.
Психолого-педагогическая помощь –это комплекс коррекционных мероприятий,адресованных родителям и детям с проблемами в развитии, с целью формирования гармоничных отношений родителей с детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и самореализации родителей. Включает в себя помощь в реализации воспитания детей и разрешении проблем, возникающих у родителей.
Направления в работе с родителями:
1. психолого-педагогическое просвещение родителей,
2. включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс,
3. психологическая помощь детям.
Основные направления в работе специалистов с семьей:
1. Гармонизация семейных взаимоотношений.
2. Коррекция психологического состояния матери.
3. Коррекция детско-родительских отношений.
4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
IV. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу) По ФГОС образования обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью реализация АООП НОО обеспечивает возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |