Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



2019-05-24 996 Обсуждений (0)
ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




План ответа:

1. Метод воспитания как предмет исследования в современной психологии.

2. Классификация методов воспитания (Бабанский).

3. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью.

 

I. Метод воспитания как предмет исследования в современной психологии.

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В современной психологии воспитание понимается как качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

Метод воспитания – способы воздействия воспитателя(педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.

II. Классификация методов воспитания (Бабанский)

В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:

А) Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод убеждения, внушения, метод примера;

Б) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

В) Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

Методы Стимуляции- А) Поощрение- Это выражение положительной оценки действий воспитаников закрепляет положительные навыки и привычки.

Варианты поошрения- 1) одобрение 2)похвала 3)благодарность 4)предоставление почетных прав 5) награждение

Б) Наказание- метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелатьные поступки учащихся, тормозить их, вызивать чуство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания- а) наложение дополнительных обязанностей б)лишение или ограничение определенных прав. с) выражение морального порицания, осуждения.

Г) Методы самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

1. Методы формирования сознания личности

Основная функция данной группы методов – способствовать усвоению детьми знаний о правилах и нормах поведения. При использовании данной группы методов на первый план выступают словесные воздействия воспитателя на воспитанников. К данной группе методов относятся лекция, рассказ, беседа, дискуссия, диспут, метод примера, однако не все из перечисленных методов используются в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не имеют собственной аргументированной точки зрения по многим вопросам, оказываются не в состоянии высказывать свою точку зрения, поддерживать дискуссию в силу имеющихся особенностей психической сферы, потому дискуссии и диспуты не используются в воспитательном процессе в специальной школе.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко используется в процессе воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

Беседа как метод воспитания, в основе которого лежит диалог (полилог) учителя и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

2. Методы поведения и деятельности

Приучение – создание условий, при которых школьник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.

М. упражнения – формирование навыков и привычек нравственного поведения путём многократного повторения поступков, действий и т.д. В основе приучения лежит овладение ребёнком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает её личностно значимой.

В воспитательном процессе используются три типа упражнений:

1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).

2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.

3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т.д.)

3. Методы формирования самосознания, самоконтроля и самооценки.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Опытные педагоги для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

4. Методы стимулирования деятельности и поведения личности

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

В настоящее время наиболее удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики. В соответствии с этой характеристикой выделяются первые три группы методов воспитания.

III. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью

На первых 3 – 4 годах обучения детей во вспомогательной школе ведущий методметод приучения (упражнения) – систематические упражнения детей в правильных поступках, действиях, в положительных навыках поведения. Средства: различные формы учебной работы; внеклассные мероприятия. Этот метод является ведущим, потому что УО длительное время не могут организовать свое поведение соответственно различным правилам.

Приучение хорошо используется в сочетании с методом убеждения. Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Конечным результатов должны быть разъясненные конкретные факты, раскрывающие ученику, что такое хорошо, что такое плохо, почему нужно поступать так, как требуют правила школьника. Средства: учебная работа, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, утренники, встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности и т. д.

Метод одобрения и осуждения – действенные методы воздействия на УО ребенка, т. к. обычно они вызывают у детей повышенные эмоциональные переживания, которые закрепляют формирование качества в личности ребенка. Эти методы должны быть использованы в соответствии с требованиями лечебно – педагогического охранительного режима, устанавливаемого для детей с патологическими чертами в характере и поведении (например, организация специального режима учебных занятий, труда в мастерских, в интернате, в дифференцированном подходе).

Одобрение – признание, положительная оценка действий и поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме. Средства: личная похвала педагога, похвала в присутствии сверстников, благодарность педагога, награждение и т. д.

Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Средства: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и т. д.

Одним из условий успешного использования этих методов является опора на детский коллектив. Всякое поощрение отдельного ученика должно обязательно быть отнесено к той группе детей, с который ребенок связан. Так, учительница отмечает, что сегодня в этом ряду (по партам) очень хорошо написали работу Ваня, Лена, Коля. В такой форме поощрение, данное отдельным ученикам, переживаются как успех группы. Такое поощрение (наказание), которые задевает интерес коллектива детей, становится более значимым, более эффективным в воспитательном плане.

Метод положительного примера. Близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут быть сверстники, родители, педагоги. Воспитатели должны предупредить неосознанное подражание и помочь детям отобрать в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.

Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между детьми и педагогами. Средства: просьба, тактичные указания и распоряжения педагога.

Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявленных требований или заданий. Средства: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий, отчеты детей о свое работе.

Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения, следовательно, способствует формированию нового стереотипа поведения (например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить воздействие неудачи, плохого настроения)



2019-05-24 996 Обсуждений (0)
ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)