Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности оценки результатов образования детей умеренной и тяжелой УО



2019-05-24 408 Обсуждений (0)
Особенности оценки результатов образования детей умеренной и тяжелой УО 0.00 из 5.00 0 оценок




В силу наличия умеренной и тяжелой УО может быть показан индивидуальный уровень итогового результата школьного образования. Для оценки результатов развития жизненных компетенции ребенка предлагается использовать метод экспертной группы (междисциплинарной команды). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Главные действующие лица экспертной группы это родители. Задача группы – выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенции. Основой служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни. Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной образовательной программе. Результаты проведенного анализа обобщаются экспертной группой в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по следующим позициям: - адекватность представлений обучающегося о себе; - владение навыками самообслуживания; - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; - способность вступать в коммуникацию с окружающими, владение общепринятыми правилами социального взаимодействия и освоение доступных социальных ролей; - владение навыками созидательной деятельности.

ВОПРОС 12. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

План ответа:

1.Понятие «содержание образования»

2. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования детей с ЗПР:

· Примерная АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР

· Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1. Понятие «содержание образования»

Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.Содержание образования (обучения, учебного процесса) — это конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколение. (И. П. Подласый)

В специальной педагогике содержание образования – это система знаний, умений и навыков, формирование которой способствует эффективной социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

К категории детей с интеллектуальной недостаточностью относя дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети.

Задержка психического развития (ЗПР)– особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

2. Документы, регламентирующие содержание образования детей с ЗПР

Примерная АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общегообразования и включает следующие программы:

• программу формирования универсальных учебных действий уобучающихся с ЗПР;

• программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;

• программу формирования экологической культуры здорового ибезопасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов АООП и включает:

• учебный план;

• систему специальных условий реализации АООП в соответствии стребованиями ФГОС.

Организация может создавать два варианта АООП обучающихся с ЗПР–варианты 7.1 и7.2.

Вариант 7.1

Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Для обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, ипризнаки общей социально-эмоциональной незрелости. У данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным иэмоциональным нагрузкам. У обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Нопри этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО.

Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. На коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Общий результат освоения АООП – полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АООП соответствуют ФГОС НОО.

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.

Вариант 7.2

Обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения собразованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки: 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.

Коррекционная направленность всего образовательного процесса.

Для обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательнойдеятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но частоизбирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР.

Программа формирования универсальных учебных конкретизирует требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к личностным и метапредметным результатам освоения АООП, и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП и программы формирования универсальных учебных действий. В содержательном разделе приводится основное содержание обязательных учебных предметов (за исключением родного языка илитературного чтения на родном языке), курсов коррекционно-развивающей области. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)», «Ритмика».

Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с ЗПР

 

Примерная АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Разработана в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с УО.

Организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с УО.

Обучающийся с УО получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.

Структура АООП включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с УО и включает следующие программы:

- программу формирования базовых учебных действий;

- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

- программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с УО;

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу внеурочной деятельности;

- программу коррекционной работы с обучающимися с легкой УО (вариант 1);

- программу работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой УО, ТМНР (вариант 2).

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации АООП и включает:

- учебный план;

- систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Вариант 1 – АООП обучающихся с легкой УО

Сроки реализации АООП составляет 9-13 лет. Этапы реализации:

I этап ― (дополнительный первый класс) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

Освоение АООП предполагает достижение личностных и предметных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой УО не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс. АООП определяет минимальный и достаточный уровни овладения предметными результатами на каждом этапе обучения.

Формирование базовых учебных действий обеспечивает овладение содержанием образования. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. Основная цель программы формирования БУД состоит в формироваии основ учебной деятельности учащихся с легкой УО, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Программы учебных предметов

1 доп. – 4 класс 5-9 класс 10-12 класс
- русский язык (обучение грамоте, практические грамматические упражнения и развитие речи, чтение и развитие речи, речевая практика) - математика - мир природы и человека - музыка - ИЗО - физическая культура - ручной труд - русский язык (грамматика, правописание и развитие речи, литературное чтение) - математика - информатика (с 7 класса) - природоведение (5-6 класс) - биология - география - основы социальной жизни - мир истории - история отечества - физкультура - профильный труд - русский язык - литературное чтение - математика - информатика - основы социальной жизни - обществоведение - этика - физкультура - профильный труд  

 

Программы коррекционных курсов

- логопедические занятия

- психокоррекционные занятия

- ритмика

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Вариант II – АООП обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой УО, ТМНР

Цель образования по данному варианту АООП – развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Итог образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР – нормализация его жизни.

Обязательно разрабатывается СИПР.

Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Программа формирования БУД у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП.

Программы учебных предметов

- речь и альтернативная коммуникация

- математические представления

- окружающий природный мир

- человек

- домоводство

- окружающий социальный мир

- музыка и движение

- изобразительная деятельность

- адаптивная физкультура

- профильный труд

Программы коррекционных курсов

- сенсорное развитие

- предметно-практические действия

- двигательное развитие

- альтернативная и дополнительная коммуникация

-коррекционно-развивающие занятия

Примерный учебный включает две части:

I – обязательная часть, включает:

- шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;

- коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом;

II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

- коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;

- внеурочные мероприятия.

Учебный план для варианта II рассчитан на 13-летний период обучения (с 1 (дополнительного) по 4 и с 5 по 12 классы).

 




2019-05-24 408 Обсуждений (0)
Особенности оценки результатов образования детей умеренной и тяжелой УО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности оценки результатов образования детей умеренной и тяжелой УО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)