Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средство развития эстетических чувств.



2019-05-24 532 Обсуждений (0)
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средство развития эстетических чувств. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У детей старшего дошкольного возраста все ранее воспитанные качества личности и способности получают наиболее полное развитее. Воспитатель, прежде всего, активно развивает у детей способность наблюдать, чтобы они могли самостоятельно рассматривать предметы. Главное в этом процессе – опора на приобретенный детьми опыт.

Для данной категории воспитанников характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельности. У многих детей с задержкой психического развития даже в подготовительной группе еще не достаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как выбрать краску, промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания .

В 6-летнем возрасте дети с интеллектуальной недостаточностью способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация либо отсутствует, либо определяется тем, «чтоб красиво было», т.е. соответствует мотивации нормально развивающихся дошкольников более младшего возраста. В процессе рисования большинство воспитанников использует и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы . Цвет, форма, величина как средства выразительности используются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши разного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета дошкольники осуществляют по подражанию друг другу. Дети могут забыть раскрасить предмет, его натуральный цвет. Больше внимания дошкольники проявляют при рисовании того предмета, который в данный момент их интересует.

К 6-летнему возрасту практически у всех дошкольников предметный рисунок сформирован, однако в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является штампом. При этом изображение отличается недостаточной проработанностью деталей или их отсутствием, отмечаются ошибки в пространственной ориентировке на листе бумаги, в выборе цвета, налицо несоответствие величины предмета по отношению к другим, между частями одного изображения, искаженность форм . Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображением земли на нем, если даже она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы контура.

Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка. Дети не умеют сформулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. По данным Екжановой Е.А., у большинства старших дошкольников с ЗПР сюжетный рисунок совершенно не развит. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществить выбор средств, делающих рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции. Как правило, они изображают лишь отдельные элементы сюжета, не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Расположенные по краю листа, эти элементы сюжетного рисунка имеют ряд пропорциональных и композиционных особенностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР очень часто цветы, дома и деревья изображают одинаковой величины, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают изображения лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа. Тематическое разнообразие сюжетных рисунков данной категории детей редко выходят за рамки 3-4 наиболее привычных тем, при этом они никогда не вводят в сюжетную композицию действующий субъект. У дошкольников с ЗПР практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности воспитанников. Дошкольники с ЗПР не переживают по поводу изображаемого, не стремятся передать в рисунке личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их на­строение. Образы далеко не всегда эмоционально насыщенны, наблюдается «фризовое» расположение предметов и фигур, их статичность и однообразие.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

Воспитатель помогает совершенствовать у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые находят отражение в рисунках; учит вычленять характерные свойства, чтобы можно было охватить предмет или явление в целом. Например, обращая внимание детей на особенности весны, выделяет яркость зелени, чистоту голубого неба, нежность первых цветов. В целом же способствует возникновению чувства радости от солнца, свежести красок, обилия света.

Воспитатель на занятиях по изобразительной деятельности, направляет внимание детей на красоту явлений, обогащает их эстетический опыт, развивает эстетическое восприятие. Дети этого возраста уже осознают эстетическую сторону явлений. Педагог учит детей выражать свое понимание картин различного содержания, скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного искусства. Дети начинают чувствовать эстетические свойства произведений, испытывают радость, волнение, восхищение при их восприятии.

Воспитатель развивает индивидуальные познавательные интересы детей к природе, искусству, технике так как эти интересы влияют на содержание рисунков, лепки, аппликаций.

В процессе рисования педагог направляет детей на дружелюбную и справедливую оценку работ других детей, развивает умение детей выражать свое мнение.

В изображение предметов воспитатель учит детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой, уметь создавать ее. Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков, учатся определять и передавать оттенки цветов. Учатся смешивать цвета для получения разнообразных оттенков. Умение пользоваться смешением цветов дает возможность детям свободнее и разнообразнее использовать цветную палитру. Воспитатель помогает им самостоятельно искать, определять названия цветов, оттенки для передачи пасмурного неба или нежно-розового, темной листвы у деревьев или бледно-зеленой травы. Учит детей отмечать изменяемость цвета предметов и передавать это в рисунках.

На занятиях по изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста осваивают необычные элементы узора, присущие для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Воспитатель учит детей составлять декоративные композиции средствами рисунка и аппликации на основе декоративной росписи, текстиля, керамики, ткачества, и т.д., украшать предметы из глины, картона и других разнообразных материалов. Дети учатся рассматривать свои работы, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию по форме и цвету, оценивать их по своему «детскому» вкусу.

В технических навыках воспитатель учит детей видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, узора, форм, особенности очертаний. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится изящнее, выразительнее, красивее.

Деятельность детей старшего дошкольного возраста, связанная с искусством, всегда должна быть насыщенной и непринужденной, так же инициативой, радостным устремлением, творческим воображением. Чем больше у него развиты эстетические чувства, тем прочнее его художественные навыки и умения, тем насыщеннее его творческая деятельность.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

 Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

 



2019-05-24 532 Обсуждений (0)
Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средство развития эстетических чувств. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средство развития эстетических чувств.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)