Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.



2019-05-24 315 Обсуждений (0)
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время стал актуальным аспект изучения эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как важнейшего средства умственного и нравственного воспитания, а так же формирования отношения к действительности, то есть как средства формирования всесторонне развитой личности.

О развитии эстетического воспитания и важности развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста писали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них, такие как Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая, М.Д. Таборидзе и др.

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский) отмечают, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно там закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст является наиболее важным этапом развития и воспитания детей. Этот период обуславливается его начальной социализацией, приобщения ребенка к познанию мира вокруг себя. В этом возрасте активизируется любознательность, самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей.

Поэтому особую актуальность приобретает осознание детьми старшего дошкольного возраста чувства прекрасного, воспитание у них художественного вкуса, формирование творческих умений. Призвание эстетического воспитания научить видеть прекрасное вокруг себя невозможно без развития эстетических чувств.

Изобразительная деятельность является одним из средств развития эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста. Развитием детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская, Н.Н. Сакулина.

Тем не менее, аспект изобразительной деятельности, как средства развития эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым. Это связано с тем, что стремительно меняются мнения относительно художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология развития эстетических чувств.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства необходимо раскрыть значение эстетического воспитания, раскрыть формы и задачи развития, дать определение понятия «эстетического воспитания». В научном плане недостаточно полно изучены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, как средства развития эстетических чувств. Нуждаются в изучении и технологические аспекты данного процесса.

В этой работе мы рассмотрим возможность развития эстетических чувств средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования – развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель исследования – на основе изучения теории и анализа опыта использования различных приемов развития эстетических чувств, разработать проект педагогической деятельности воспитателя по развитию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В соответствии с целью определены задачи исследования:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать виды, формы и задачи развития эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Выявить и теоретически обосновать особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, как средства развития эстетических чувств.

4. Изучить опыт работы.

5. На основе анализа литературы разработать проект педагогической деятельности по развитию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование (по В.И.Загвязинскому).


 

ГЛАВА 1. Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие об эстетическом воспитании и развитии эстетических чувств из разных источников, пути развития, методы и приемы.

 

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [7, c. 65]. В этом определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание», выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [12, c. 54]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [12, c. 98].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [19, c. 65]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [4, c. 87]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [15, c. 87].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [7, c. 65]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

1.2 Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

 

Одной из основных задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста является развитие восприятия, эстетических чувств ребенка – его сенсорное развитие. Для ребенка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем [4]. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольного образования (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тизеева, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Д.Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеется и эстетическое чувство. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей. Дети испытывают их, воспринимая более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы; темное пальто и яркая (или светлая) шапочка. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета или формы — может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм предметов и явлений.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства.

Для эстетического восприятия готовых детских работ большое значение имеет их оформление – рамка, паспарту и т.п. Также это подчеркивает и уважительное отношение к детскому творчеству.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетическое переживание, помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

 

1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР

 

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их от детей с нормальным психическим развитием.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, И.Ю.Кулагина,Т.Д.Пускаева и др.). В.И.Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г.Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Явное отставание отмечают при анализе мыслительных процессов. Отставание выражается в несформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П.Артемьева, Т.А.Фотекова, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени). При изучении личностных особенностей детей с ЗПР раскрываются проблемы в мотивационно-волевой сфере. Психологи отмечают слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С.Певзнер). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение развернуть совместную игру в соответствии с игровым замыслом (Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович). Сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику и у них снижен интерес к игре и игрушкам. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода то затруднений в занятиях, обучении. Желание играть возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Итак, проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

-внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

 

1.4 Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:

· музыкального воспитания,

· изобразительной деятельности,

· театрализованной деятельности,

· ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

 На занятиях изобразительной деятельностью, кроме ранее перечисленных задач, знакомят с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).

Важное место в эстетическом развитии имеет развивающая среда. Педагоги специального детского сада должны обратить внимание на эстетическое оформление помещений и дидактических пособий. Учитывая особенности восприятия детей с ЗПР, следует обратить внимание на колер краски, которая используется для окрашивания помещений. Он должен быть спокойного светлого тона, на котором особенно ярко выделяются картины, игрушки, элементы декора.

Решая задачи эстетического воспитания, следует уделять внимание не только интерьеру, но и внешнему виду педагогов и детей. Педагоги знают, как тонко подмечают и оценивают дети любое изменение во внешнем виде взрослого (А у вас туфли красивые.), стремятся ему подражать.

Поэтому, следя за внешним видом ребенка, прививая ему чувство красоты, следует в первую очередь помнить о своем внешнем облике, так как ребенок будет стремиться непроизвольно его копировать.

ГЛАВА 2. Изобразительная деятельность, как средство развития эстетических чувств

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

 

Важность изобразительной деятельности в эстетическом воспитании старших дошкольников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью.

Изобразительная деятельность как вид деятельности объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Изобразительная деятельность знакомит старших дошкольников не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.

В содержание деятельности изобразительного искусства вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительной деятельности, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительной деятельностью развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают старшего дошкольника художником.

Изобразительная деятельность дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа по продуктивной деятельности в детском саду формулирует следующие задачи:

· развитие понимания явлений окружающей действительности;

· формирование практических навыков художественной деятельности;

· систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии;

· воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности [11, c. 54].

В процессе обучения изобразительной деятельности дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

Таким образом, главная цель изобразительной деятельности в детском саду - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. В процессе общения ребенка с явлениями изобразительной деятельности, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Учитывая эстетическую сущность изобразительной деятельности и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках программы детского сада изобразительная деятельность является основным средством эстетического воспитания и развития эстетических чувств.

 



2019-05-24 315 Обсуждений (0)
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)