Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ №173 средствами изобразительного искусства



2019-05-24 332 Обсуждений (0)
Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ №173 средствами изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С целью изучения механизмов формирования и развития эстетических чувств на занятии по изобразительной деятельности, а также выявления эффективности разработанных методических условий с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников был изучен опыт работы воспитателя Лут Т.А. ДОУ № 173 г. Новосибирска в подготовительной группе. Работа проводилась с 10 детьми.

На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать карандашом и красками.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачами исследовательской работы являлись:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;

- апробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию старшего дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития изобразительных способностей, способствующих развитию эстетических чувств старших дошкольников средствами изобразительного искусства стала способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи.

1 –й этап.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Психолого - педагогическое обследование было проведено в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

Программное содержание:

закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог подведен в виде табл. 1.

Таблица 1. Результаты

Имя ребенка Увлечен. темой и техникой Способн. создавать худ. образ Способн. к цветовосприятию Способн. рацион. применять техники Владение техникой изображен. Знание основ цветовед.
1 Дима Б. 3 1 2 2 2 1
2 Ярик Я. 2 2 2 2 2 1
3 Юра К. 3 1 2 2 2 2
4 Саша Л. 3 1 2 2 2 2
5 Лена М. 2 1 2 2 2 1
6 Настя М. 3 1 2 2 2 1
7 Юля О. 3 2 3 3 3 1
8 Саша П. 2 1 3 3 3 1
9 Настя Р. 3 1 3 3 3 1
1 Женя Ч. 3 1 3 3 3 1

Условные обозначения:

1 - низкий уровень;

2 - средний уровень;

3 - высокий уровень

Вывод: из проведенного занятия видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Настя Р., Юля О., Саша П., Женя Ч., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

Работа Лут Т. А. строилась на основе полученных результатов. Был составлен перспективный план занятий, где решались задачи по развитию цветовосприятия, создания художественного образа и ознакомления детей с нетрадиционными техниками рисования.

Таблица 3 Тематический план

Основы художественного творчества Регулирование психических процессов и процессов познания у детей Техника безопасности художественного творчества Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

I четверть – “В гостях у осени”

1. Знакомство с волшебными красками Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик” Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча. Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками. Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.
2. Дары осеннего сада. Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукции И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”. Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов. Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем. Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.

II четверть – “Рассказы зимы”

3. Аппликация симметрии “Снежинка”. Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах. Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами. Прослушивание сказки. Музыкальный фон.
4. Праздничный наряд для новогодней ёлки. Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками. Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности Работа с красками на основе выбранной палитры. Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни

III четверть – “Почувствуй и расскажи”

5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики. Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции. Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.
6. Животные наши друзья. Элементарное конструирование из бумаги. Оригами. Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста. Техника сложения бумаги. Последовательность работы. Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.
7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд” Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках. Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире. Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой. Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.

IV четверть – “Весна красна”

8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”. Работа гуашью по представлению. Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания. Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места. Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана “Большая вода. Весна”
9. Творческая работа “Краски играют”. Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа. Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности. Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место. Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

2 –й этап. Обучающее занятие

Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Женя Ч., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Цель обучающего занятия: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников с использованием разработанных методических условий (см. п. 2.6).

При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.

Цель занятий: закреплять умение рисовать нетрадиционными техниками и материалами; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

В течение занятия использовались следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Дети активно приступали к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение. Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполняли задания на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ. Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников.

Результатом предложенной работы стало:

1. Повышение уровня изобразительных навыков и освоение различных нетрадиционных техник

2. Использование красивых цветосочетаний при работе над образом

3. Развитие эстетических чувств на занятии по рисованию (умение передать в рисунке свое отношение к изображаемому предмету или явлению).

Таким образом, можно сказать, что различные виды продуктивной деятельности, а в частности рисование и нетрадиционное рисование помогают развить у ребенка эстетические чувства, которые являются решающим фактором эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


 

ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя старшей группы с ЗПР по развитию эстетических чувств через рисование



2019-05-24 332 Обсуждений (0)
Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ №173 средствами изобразительного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ №173 средствами изобразительного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)