Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование педагогической деятельности воспитателя по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учетом анализа литературы



2019-05-24 274 Обсуждений (0)
Проектирование педагогической деятельности воспитателя по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учетом анализа литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель проекта педагогической деятельности

Систематизировать работу воспитателя по развитию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель педагогической деятельности воспитателя

Задачи педагогической деятельности

1. Выявление уровня развития эстетических чувств в художественном творчестве детей.

2. Разработка путей, способствующих эстетическому воспитанию в области рисования живописными материалами;

3. Апробирование инновационных техник в живописи, способствующих эстетическому воспитанию старшего дошкольного возраста.

4. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

5. Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

Условия реализации проектной деятельности

Занятия должны проводиться с одним или несколькими детьми в хорошо освещенном помещении, групповой комнате, без посторонних лиц, чтобы ребенка ничто не отвлекало и он мог сконцентрироваться на задании. Обязательно предусмотрено свободное рабочее место, стол, стул. В наличии заранее подготовленные учебно-наглядные и учебно-методические пособия с методикой их применения. В художественном уголке должны быть наглядные пособия и материалы для самостоятельных игр детей. Системная работа по развитию эстетических чувств должна проводиться на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

Принципы:

· единство воспитания и обучения

· уважение к ребенку и его результатам его деятельности

· разумная требовательность

· система в работе

· индивидуальный подход к каждому

· наглядность и доступность

Формы реализации проекта: НОД (занятия), продуктивная совместная деятельности (воспитатель, ребенок, родитель).

Ожидаемый результат реализации проекта педагогической деятельности

На начальном этапе работы уровень сформированности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является пограничным или не соответствующим возрастной норме развития. Результатом реализации данного проекта педагогической деятельности должно стать повышение уровня эстетического развития.

По окончании проекта ребенок –

• умеет воплотить в практику и создать свой рисунок, используя нетрадиционные техники рисования;

• сумеет укрепить мелкую моторику рук, используя приемы новой техники рисования;

• обогатит свою лексику за счет новых слов, полученных в результате практической деятельности;

• научится планировать свои действия, аргументируя свой выбор;

• научится не только создавать свои собственные композиции, но и видеть прекрасное вокруг себя.

Критерии оценки результативности работы по реализации проекта педагогической деятельности

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительного искусства. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Методы диагностики (контроля) результативности педагогической деятельности

В проекте педагогической деятельности выделены 2 этапа выявления уровней сформированности эстетических чувств у детей 5 - 6 лет с ЗПР. Первый этап входной диагностики приходится на сентябрь, а второй этап контрольной диагностики - на май. На обоих этапах рекомендуется проведение мониторинга уровня сформированности эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ЗПР.

В основу таблицы мониторинга сформированности эстетических чувств положены критерии, которые выделены в программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.

По критериям оценивается состояние эстетического развития ребенка. К каждому из критериев подобраны задания, при помощи которых можно определить уровень сформированности эстетических чувств ребенка. Выделены пять основных уровней:

• достаточный 30-28 балла;

• средний 27-22 баллов;

• низкий 21-17 балла;

• пограничный 16-12 баллов

• несоответствующий возрастной норме 12 -1 0 баллов.

Задания оцениваются в диапазоне от 1 до 3 баллов в зависимости от степени самостоятельности выполнения их ребенком:

3 балла - задание выполнено самостоятельно;

2 балла - задание выполнено с небольшой помощью воспитателя;

1 балл - задание выполнено со второго раза после демонстрации его выполнения воспитателем.

По горизонтали в таблице указаны фамилии и имена детей, по вертикали - критерии. В пояснительную часть таблицы вынесены показатели баллов. Таблица «Мониторинг сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» помещается в приложения.

Для выявления уровня сформированности эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР разработаны задания (дидактические упражнения),конспекты, предоставленные в приложении.

Перспективный план работы воспитателя по развитию эстетических чувств у детей старшей группы с ЗПР (см. Приложение 3)

Подготовительный этап

Проводилась первичная диагностика в сентябре.

Диагностика проводилась с 14 детьми (5 девочек и 9 мальчиков)

Уровень сформированности эстетических чувств ребенка. Выделены пять основных уровней:

• достаточный 0 человек;

• средний 0 человек;

• низкий 7 человек;

• пограничный 6человек

• несоответствующий возрастной норме 1 человек

Проводилась дидактическая игра «Собери гусеницу» в разных вариантах

«Собери гусеницу красного/ желтого /синего/ зеленого цвета»

«Собери гусеницу теплых/ холодных цветов»

Цель: Развитие цветовосприятия

Перед тем, как начать игру, необходимо побеседовать с детьми о том, какие цвета называют теплыми, а какие - холодными.

Для детей вполне подойдет объяснение, которое основывается на временах года, так дети легче воспримут разделение. Летом тепло, а тепло - это солнце, огонь, а значит и соответствующие им цвета - желтый, красный, оранжевый (теплые);

Зима ассоциируется с холодом - лёд, снег, вода, и соответствующие им цвета - голубой, синий, фиолетовый.(холодные)

Зеленый цвет в зависимости от оттенка может быть и холодным и теплым, поэтому он находится, как бы посередине.

После беседы можно проводить игру. Детям раздают карточки и дают задание подобрать сначала теплые цвета, а потом холодные. Можно одному ребенку дать задание подобрать теплые оттенки, а другому - холодные. Затем дети сами проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель:

ü развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

ü формировать умение различать и правильно называть некоторые цвета;

ü закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры (карточки) разного цвета.

Игровое правило: брать только по одной геометрической карточке и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор карточек. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Карточки – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

Коррекционно-педагогический этап

«Назови предмет …. цвета»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов по цвету .

Игровые правила. Назвать три предметы одного цвета в группе .

 Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру. Я назову цвет, например, красный, а тот, кому я брошу мяч, назовёт предмет такого цвета, который находится в группе.

Коррекционно-развивающий этап

1. Игра «Сложи картинку» (Л. А. Венгер, Т. А. Ткаченко).

Цель: учить детей анализировать элементарную контурную схему.

Материал:

Карты-образцы со схематическими изображениями предметов. Размер каждой карты 30x40 см.

1. Вагончик (прямоугольник и 2 кружка-колеса).

2. Грибок (2 фигуры: четверть круга — шляпка и закругленный снизу прямоугольник — ножка).

3. Кораблик (трапеция — основание, большой треугольник — парус, маленький треугольник — флажок).

4. Снеговик (3 круга разной величины и маленькая трапеция — ведерко на голове).

5. Цыпленок (большой круг — туловище, круг поменьше — голова, маленький круг — глаз, треугольник — клюв, 2 маленьких овала — лапки).

Кроме карт, необходимы одинаковые комплекты деталей для каждого ребенка, из которых можно сложить описание фигурки.

Ход работы

Дети рассаживаются за столиками, воспитатель сообщает, что сейчас они будут складывать картинки. Показывает первую картинку — вагончик. Картинка

устанавливается так, чтобы дети могли ее хорошо видеть, пока они будут выполнять задание. Затем каждый ребенок получает комплект фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Для складывания первой картинки воспитатель раздает детям по прямоугольнику и по 2 кружка. Затем дается следующее задание.

Развивающий этап

На этом этапе проводилась повторная диагностика (в мае) Диагностика проводилась с 14 детьми (5 девочек и 9 мальчиков)

Уровень сформированности эстетических чувств ребенка. Выделены пять основных уровней:

• достаточный 0 человек;

• средний 12 человек;

• низкий 2 человек;

• пограничный 0человек

• несоответствующий возрастной норме 0 человек.

Таким образом, анализ вопросов, отраженных в третьей главе, позволяет выделить условия проектирования педагогической деятельности:

1. Цели и задачи педагогической деятельности.

2. Условия реализации педагогической деятельности.

3. Формы организации образовательного процесса.

4. Ожидаемые результаты реализации проекта педагогической деятельности.

5. Критерии оценки эффективности работы по реализации проекта педагогической деятельности.

6. Методы диагностики (контроля) результативности проекта педагогической деятельности.

7. Содержание педагогической деятельности воспитателя старшей коррекционной группы по формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и специальной литературы показал, что проблема формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ЗПР исследуется комплексно. Конкретных методик изучения и формирования эстетических чувств для работы воспитателя специализированной группы в настоящее время не выявлено.

Перспективный план работы воспитателя коррекционной группы по формированию эстетических чувств детей 5 - 6 лет с ЗПР разработан с учетом возрастных особенностей детей.

Таким образом, поставленные на начальном этапе исследования задачи решены, цель достигнута.

Практическая значимость работы - разработанный проект педагогической деятельности воспитателя по формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован в практике работы ДОУ.

При дальнейшем исследовании проблема формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ЗПР может быть изучена более глубоко. Безусловно, есть перспективы для дальнейшего проведения исследования в данном направлении.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина, В.Г. Детство творческой личности[Текст]: учеб. пособие /В.Г.Березина, И.Л. Викентьев , С.Ю. Модестов - СПб.: Издат. центр Буковского, 2004. – 60 с.

2. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста.[Текст]: учеб. пособие /А.Л. Венгер, Г.А.Цукерман – Томск:издат. центр. Пеленг, 2003. – 563 с.

3. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер// Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 32-38.

4. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст]/Н.Ю. Веракса // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 5-9.

5. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]: учеб. пособие /Л.Н.Выготский– СПб.: издат. центр Союз, 2007. – 92 с.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология.[Текст]: учеб. пособие /Л.С.Выготский – М.: Педагогика – издат. центр Пресс, 2006. – 536 с.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: [Текст]: учеб. пособие для педагогических дошкольных учреждений. Н.В. Квач – М.: издат. центрВЛАДОС, 2001.

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: [Текст]: учебник С.А/ Козлова., Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2000

9. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под 1 ред. М. Ф. Овсянникова.— М.: Просвещение, 1983.—223 с

10. Лихачев Б.Т Теория эстетического воспитания школьников.[Текст]: уч. пособие/ Б.Т.Лихачев – М.: издат. центр Просвещение, 1985. – С.133.

11. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников»[Текст]: уч.пособие/ Д.Б. Лихачев - М.: издат. центрПедагогика. – 2002, 183 с.

12. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: издат. центр Амрита-Русь, 2004

13. Мир детства. Дошкольник [Текст] / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: издат. центр Педагогика, 2000. – 416 с.

14. Педагогика. [Текст] / Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 640 с.

15. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: [Текст] / Пособие для педагогов дошк. учреждений./К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005., 240с.

17. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под редакцией Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной. – М.: Каро, 2009 год, 272 стр.

18. Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. [Текст]: учеб. пособие /М.М. Руковицын - М.: Знание, 2002. – 432 с.

19. Сакулина Н.П. .Изобрзительная деятельность в детском саду.[Текст]: уч. пособие/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова– М., 2002. – 208 с

20. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1986. – 372 с

21. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

22. Стадник З.В. Инновационные модели дошкольного образования в Хабаровском крае. Сб. Дальний Восток: наука, политика, культура, образование. XXI век. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос.пед. ун-та, 2003г.

23. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 2000.

24. Харламов И. Ф. Педагогика: [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:издат. центр Высш. шк., 2000. – 576 с.

25. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких [Текст] / Л. С. Шалина // Юный художник. – 2001. - № 6. – с. 45.

26. Школа изобразительного искусства: В 2 т. [Текст]: учеб. пособие//Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

27. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. [Текст]: уч. пособие /Т.А.Шоргина– М.: издат. центрКниголюб, 2003.

 

Приложения



2019-05-24 274 Обсуждений (0)
Проектирование педагогической деятельности воспитателя по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учетом анализа литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование педагогической деятельности воспитателя по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с учетом анализа литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)