Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности детей с нарушениями слуха



2019-05-24 407 Обсуждений (0)
Особенности детей с нарушениями слуха 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:

· глухие

· слабослышащие (тугоухие).

Глухие  дети  могут  реагировать  на  голос  повышенной  громкости около уха,  но при этом без специального обучения не понимают слова и


фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно-развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка.

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной,  квалифицированной  и  систематической  психолого-

педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Включение  таких  детей  в  общеобразовательные  учреждения  требует

учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями  слуха,  учитель  должен  быть  готов  к  выполнению

обязательных правил:

· сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

· стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной

адаптации его в детском коллективе;


· соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);

· организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить  его  место;  проверить  наличие  исправных  слуховых

аппаратов/кохлеарного   импланта;   проверить   индивидуальные

дидактические пособия и т.д.);

· включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя  специальные  методы,  приемы  и  средства,  учитывая

возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

· решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и

закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный

запас; оказывать специальную помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т.д.).

Специальные условий для организации образования детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе представлены ниже.

 

 

Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями слуха

1. Организационное обеспечение

№ п/п Направления организационного обеспечения Локальные акты образовательной организации
1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана 3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ. 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико- педагогическом консилиуме образовательного учреждения.
2. Организация психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха 1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости) 2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением  I-II

 

    вида (при необходимости)
3. Организация медицинского обслуживания По договору с учреждением (организацией) здравоохранения: 1. Включение в диспансеризацию школьников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением. 2. Специальное медицинское (сурдологическое/аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха
4. Организация питания Без особенностей, по основному меню образовательной организации
5. Организация взаимодействия с родителями На основе договора о предоставлении образования школой

 

2. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения.

Адаптация образовательной среды

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

· «Бегущая строка» (на этажах).

·Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д..

· Звукоизолированный кабинет учителя- дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2).

· Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами

· Первая парта/стол (около окна и учительского стола). · Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование. · Компьютер c колонками и выходом в Internet. · Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение

· Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.).

· Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий(SMART-доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним).

· Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т.д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.

· Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.

· Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога(сурдопедагога)).

· Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия ( например, индикатор звучания ИНЗ,  программы  Hear  the  World,  Speech  W  и  др.,  сурдологопедический  тренажер

«Дэльфа142» и др)

· Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы,

     

музыкальными записями, аудиокниги.

· Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.

· Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).

· Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии

 

3 .Психолого-педагогическое обеспечение



2019-05-24 407 Обсуждений (0)
Особенности детей с нарушениями слуха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности детей с нарушениями слуха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)