Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома



2019-05-24 831 Обсуждений (0)
Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерство здравоохранения Российской Федерации

(Сеченовский Университет)

 

Утверждаю                          

Председатель____________П.В. Глыбочко

Ученый совет ФГАОУ ВО Первый МГМУ

им. И.М. Сеченова Минздрава России

(Сеченовский Университет)

«10» апреля 2017 г. Протокол № 04                                                                                                             

 

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Высшего образования

Подготовки кадров высшей квалификации

По программе ординатуры 31.08.31 ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

 (квалификация «Врач-патологоанатом»)

 

Форма обучения

очная

 

Период освоения

2 года

 

 

г. Москва


Общие положения

Примерная основная профессиональная образовательная программа высшего образования – программа подготовки кадров высшего образования (далее – программа ординатуры) по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия (ординатура), укрупненная группа специальностей 31.00.00 – Клиническая медицина.

Цель программы ординатуры по специальности 31.08.07 Патологическая анатомияподготовка квалифицированного врача-патологоанатома, обладающего системой универсальных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.

Задачи программы ординатуры по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия: формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний, по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия; подготовка врача-патологоанатома, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-патологоанатома в областях:

профилактическая деятельность:

предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения; проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;

диагностическая деятельность:

диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения патологоанатомическими методами исследования;

психолого-педагогическая деятельность:

формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

организационно-управленческая деятельность:

применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; организация и управление деятельностью медицинских организаций, и (или) их структурных подразделений; организация проведения медицинской экспертизы; организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации; создание в медицинских организациях и (или) их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда; соблюдение основных требований информационной безопасности.

Содержание программы ординатуры по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ ординатуры, имеющих различную направленность (специализацию) образования в рамках данной специальности.

Содержание программы ординатуры по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части.

Блок 2 «Практики», включает практики, относящиеся к базовой части программы, и практики, относящиеся к ее вариативной части.

Блок 3 «Итоговая (государственная итоговая) аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Выбор форм, методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации программы осуществляется организацией самостоятельно исходя из необходимости достижения ординаторами планируемых результатов освоения указанной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей ординаторов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве унифицированной единицы измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося при указании объема ординатуры и ее составных частей используется зачетная единица. Зачетная единица для программ ординатуры эквивалента 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам.

Объем программы ординатуры, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, в том числе при использовании сетевой формы реализации программы ординатуры, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения составляет 120 зачетных единиц. Объем программы ординатуры, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин (модулей) (далее – годовой объем программы), при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц. Объем программы ординатуры за один год при обучении по индивидуальному учебному плану по программе ординатуры по данной специальности не может составлять более 75 зачетных единиц.

Объем аудиторных занятий в неделю при освоении программы ординатуры – 36 академических часов.

Срок получения образования по программе ординатуры данного направления подготовки, включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Срок получения образования по индивидуальным учебным планам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен не более чем на шесть месяцев.

Образовательный процесс по программе ординатуры разделяется на учебные семестры, осенний семестр начинается с 1 сентября, весенний семестр – с 7 февраля.

В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8 недель. Срок получения высшего образования по программе ординатуры включает каникулы, предоставляемые по заявлению обучающегося после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Перечень, трудоемкость и распределение по периодам обучения дисциплин (модулей), практик, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации, обучающихся определяется учебным планом программы ординатуры.

Планируемые результаты обучения

Выпускник ординатуры, успешно освоивший основную профессиональную образовательную программу высшего образования – программу подготовки кадров высшего образования по специальности 31.08.07 Патологическая анатомия должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник программы ординатуры должен обладать профессиональными компетенциями (далее – ПК):

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);

готовность к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов (ПК-6);

психолого-педагогическая деятельность:

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-7);

организационно-управленческая деятельность:

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-8);

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-10);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-11).

 

Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома

По окончании обучения врач-патологоанатом должен:

Знать:

− морфологические проявления соматической и инфекционной патологии в нозологическом аспекте;

− патогномоничные признаки, являющиеся обоснованием патологоанатомического диагноза;

− макроскопические проявления характерные для конкретной нозологической единицы (болезни), синдрома;

− дифференциально-диагностические критерии необходимые для нозологической и синдромальной идентификации структурных изменений на уровне организм, орган, ткань, клетка, макромолекулы;

− структурные эквиваленты предикторов (предсказателей) и прекурсоров (предшественников) важных соматических и инфекционных заболеваний человека;

− принципы кодирования соматических инфекционных заболеваний с применением МКБ-10 болезней и проблем, связанных со здоровьем;

− правила оформления документов, фиксирующих первоначальную и

− непосредственную причину смерти (медицинское свидетельство о смерти);

− клинико-морфологические проявления, принципы анализа данных лабораторной диагностики при наиболее распространенных заболеваниях.

− методы патологоанатомического исследования;

− характерные изменения внутренних органов при заболеваниях человека;

− основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза;

− Принципы сопоставления клинического и патологоанатомического диагнозов;

− Порядок проведения патологоанатомического вскрытия трупа;

− Порядок и методы исследования биопсийного и операционного материала.

− Макроскопическое описание операционного материала для гистологического и цитологического исследования. Правила вырезки и фиксации биопсийного и операционного материала;

− Критерии гистологической диагностики неопухолевых заболеваний и опухолей человека, принципы дифференциальной диагностики в патологической анатомии.

− Основы законодательства РФ и нормативные документы Минздрава России, регламентирующие деятельность по специальности «Патологическая анатомия».

− Принципы сличения заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов на предмет выявления дефектов диагностики, дефектов кодирования нозологических единиц и дефектов конструкции диагнозов.

Уметь:

− распознавать макроскопические изменения в органах в аспекте нозологической и синдромальной специфичности (макроскопическая патологоанатомическая диагностика);

− распознавать на светооптическом уровне патогномоничные признаки общепатологических процессов, болезней и наиболее распространенных синдромов;

− сопоставлять данные макро-, микроскопического, иммуногистохимического,молекулярно-биологического анализа, результаты клинического исследования и лабораторных характеристик;

− оформить направление на бактериологическое, вирусологическое исследование, ПЦР диагностику и др.

− оформить статистический документ государственного образца (медицинское свидетельство о смерти);

− интерпретировать результаты основных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов изаболеваний;

− объяснить патогенез основных клинических проявлений актуальных патологических процессов и заболеваний;

− сопоставлять заключения клинического и патологоанатомического диагноза с целью выявления дефектов диагностики, конструкции диагноза и дефектов кодирования заболевания в соответствии с принципами МКБ 10;

− Оценить клиническую информацию об исследуемых объектах;

− Провести осмотр и вскрытие трупа, визуально оценить и точно описать изменения в органах и тканях трупа;

− Описать макроскопические изменения органов (макроскопическая диагностика);

− Провести микроскопическое исследование гистологического препарата и дать его морфологическое описание (микроскопическая диагностика);

− Выполнять клинико-анатомические сопоставления;

− Определить категорию и причины расхождения клинического ипатологоанатомического диагнозов;

− Сформулировать патологоанатомический диагноз, дать заключение о причине смерти и оформить клинико-патологоанатомический эпикриз;

− Заполнить медицинское свидетельствосмерти с учетом требований Международной статистической классификации болезней и причин смерти;

− В случае изменения патологоанатомического диагноза указать его окончательный вариант, направить в органы статуправления новое медицинское свидетельство о смерти с отметкой "взамен предварительного" или "взамен окончательного";

Владеть навыками:

− техникой аутопсии, включая техники выделения отдельных участков сосудистой системы, сегментов пищеварительного тракта, билиарной системы, мочеполовой системы, центральной,периферической и вегетативной нервной системы;

− выделять региональные (по отношению к патологическому процессу) и отдаленные лимфатические узлы в зависимости от их порядка;

− техникой вырезки операционного материала с выделением наиболее информативных фрагментов;

− методом сопоставления результатов прижизненной визуализации патологического процесса и макроскопических изменений, обнаруживаемых в операционном и аутопсийном материале (костная ткань, головной мозг, сердце, легкие, печень).

− принципами анализа биопсийного материала на предмет диагноза, дифференциальной диагностики и формулирования прогноза в пределах патологоанатомического заключения по биопсии;

− принципами распознавания важных профессиональных заболеваний, а также болезней, связанных с патогенным влиянием внешней среды на уровне прижизненной и посмертной патологоанатомической диагностики.

− методологией сопоставления результатов макро-, микроскопического анализа биопсийного и операционного материала на предмет выявления

− возбудителя в органах и тканях (специальные методы при гистобактериоскопии);

− сопоставлять данные клинического, лабораторного исследований и

− морфологических изменений в органах и тканях;

− оформить заключительный патологоанатомический диагноз и кодировать выявленную инфекционную патологию в соответствии с принципами МКБ-10.

− Навыками работы с компьютерной техникой для оформления медицинского свидетельства о смерти и мониторинга заболеваемости и смертности.

− навыком аргументации собственного мнения;

− навыком участия в профессиональной дискуссии;

− Техникой патологоанатомического исследования и анализа секционных данных;

− Способами обработки и подготовки секционного, операционного и биопсийного материала для гистологического исследования;

− Способами изготовления макро-и микропрепарата;

− Методами гистологического, гистохимического, иммуногистохимического исследования биопсийного, операционного и аутопсийного материала.

− Навыками проведения осмотра и вскрытия трупа;

− Навыками проведения проб на воздушную и жировую эмболию, на наличие воздуха в плевральных полостях, на ишемию миокарда;

− Навыками выполнения морфометрии и взвешивания органов;

− Навыками вырезки материала для гистологического исследования;

− Навыками забора секционного материала для проведения бактериологического, цитологического (цитогенетического), вирусологического, биохимического молекулярно-биологического, молекулярно-генетического и других видов исследований;

− Навыками макроскопического описания органов и тканей и их фотографирования;

− Навыками проведения вырезки операционно-биопсийного материала после фиксации для последующего микроскопического исследования;

− Навыками гистопатологического анализа секционного, операционного и биопсийного материала.

− Принципами сопоставления клинического и патологоанатомического диагнозов;

− Принципами анализа биопсийного материала для оценки эффективности терапии.

− Информацией о должностных обязанностях сотрудников

− патологоанатомического отделения и принципах взаимодействия с представителями параклинической медицины и врачами клиницистами.

− Методами оказания помощи при неотложных состояниях.

 



2019-05-24 831 Обсуждений (0)
Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)