Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вступительное слово учителя.



2019-05-24 508 Обсуждений (0)
Вступительное слово учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок




Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

История создания. Проблема жанра. Идейно-художественное своеобразие.

Цель: 1. познакомить с историей создания произведения; раскрыть проблему жанра произведения как основополагающую для понимания идейно-художественного смысла романа; раскрыть ид.-худ. своеобразие романа в контексте жанровой специфики произведения;

       2. развивать способность к аналитическому мышлению, умение делать выводы;

       3. воспитывать в учащихся пытливых читателей, прививать любовь к родной литературе.

Ход урока

См. разработку в зеленой тетради.

 

Домашнее задание.

1. Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»:

- прочитать всю первую часть;

- прочитать сцены:

ч. 1, гл. 1,2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);

ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова)

ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова)

ч.2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова)

ч.4, гл. 4 (Описание комнаты, в которой жила Соня)

ч. 5, гл. 2,3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным)

4.5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петер­бурга).

3. Ответить устно на вопросы:

- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

- Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

 

Урок ____

Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и ос­корбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа -конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: блиц-тест на знание текста первой части романа.

Вариант 1.

1. Как звали сестру Раскольникова? (Дуня)

2. Где познакомились Раскольников и Мармеладов? (В распивочной)

3. Кто дал Мармеладову деньги на похмелье, на тот полуштоф, который он пьет в распивочной? (Соня)

4. На что, по мнению Достоевского, похожа комната Раскольникова? (На шкаф, гроб, каюту)

5. Как звали человека, надворного советника, который посватался к сестре Раскольникова и за которого она собирается выйти замуж? (Петр Петрович Лужин)

Вариант 2

1. Как звали мать Раскольникова? (Пульхерия)

2. Кому принадлежал дом, в котором жил Мармеладов? (Дом Козеля)

3. Как зовут жену Мармеладова? (Екатерина Ивановна)

4. Какого цвета обои в комнате Раскольникова? (Желтые, пыльные)

5. Каково главное событие, происшедшее во сне Раскольникова? (Насмерть забили лошадь)

Беседа по первичному восприятию романа.

- Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

- Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

- Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский на­звал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

- На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

- В чем причина преступления Раскольникова?

- Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

- Каково ваше отношение к героям романа?

Оформление тетрадей.

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, -

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено «ужасов», до неестественности...

Но — силен, бес!

А. Фадеев

Вступительное слово учителя.

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них око-ю десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, ютляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологиче­ский, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское от­ношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьян­ство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потеряв­ших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в пер­вую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево — на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор обще­ственному строю, основанному на власти денег, на унижении чело­века, страстное выступление в защиту человеческой личности.

5. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пере­сказа сцен и комментирование их.

В «Петербурге Достоевского»:

- Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольни­ков?

Обратите внимание на общую атмосферу улицы (описание Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился...» видим удушающую тесноту помещения, каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каж­дому петербуржцу...Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

 

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.)



2019-05-24 508 Обсуждений (0)
Вступительное слово учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вступительное слово учителя.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)