Вступительное слово учителя.
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания. Проблема жанра. Идейно-художественное своеобразие. Цель: 1. познакомить с историей создания произведения; раскрыть проблему жанра произведения как основополагающую для понимания идейно-художественного смысла романа; раскрыть ид.-худ. своеобразие романа в контексте жанровой специфики произведения; 2. развивать способность к аналитическому мышлению, умение делать выводы; 3. воспитывать в учащихся пытливых читателей, прививать любовь к родной литературе. Ход урока См. разработку в зеленой тетради.
Домашнее задание. 1. Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»: - прочитать всю первую часть; - прочитать сцены: ч. 1, гл. 1,2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова) ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова) ч.2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова) ч.4, гл. 4 (Описание комнаты, в которой жила Соня) ч. 5, гл. 2,3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным) 4.5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга). 3. Ответить устно на вопросы: - Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? - Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему? - Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых? - Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
Урок ____ Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа -конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Ход урока 1. Проверка домашнего задания: блиц-тест на знание текста первой части романа. Вариант 1. 1. Как звали сестру Раскольникова? (Дуня) 2. Где познакомились Раскольников и Мармеладов? (В распивочной) 3. Кто дал Мармеладову деньги на похмелье, на тот полуштоф, который он пьет в распивочной? (Соня) 4. На что, по мнению Достоевского, похожа комната Раскольникова? (На шкаф, гроб, каюту) 5. Как звали человека, надворного советника, который посватался к сестре Раскольникова и за которого она собирается выйти замуж? (Петр Петрович Лужин) Вариант 2 1. Как звали мать Раскольникова? (Пульхерия) 2. Кому принадлежал дом, в котором жил Мармеладов? (Дом Козеля) 3. Как зовут жену Мармеладова? (Екатерина Ивановна) 4. Какого цвета обои в комнате Раскольникова? (Желтые, пыльные) 5. Каково главное событие, происшедшее во сне Раскольникова? (Насмерть забили лошадь) Беседа по первичному восприятию романа. - Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами. - Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? - Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением? - На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»? - В чем причина преступления Раскольникова? - Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ? - Каково ваше отношение к героям романа? Оформление тетрадей. Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности... Но — силен, бес! А. Фадеев Вступительное слово учителя. В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них око-ю десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, ютляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево — на 30 копеек можно было упиться до положения риз. Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности. 5. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их. В «Петербурге Достоевского»: - Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? - Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы (описание Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.). Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился...» видим удушающую тесноту помещения, каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу...Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире. - Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему? (Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |