Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.



2019-05-24 1802 Обсуждений (0)
Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. 0.00 из 5.00 0 оценок




Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

- Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовыx: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики — типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестест­венная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

 

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)

2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

3. Встреча с пьяной девушкой (чЛ, гл. 4)

4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5)

5. Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4)

6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

Беседа по этим сценам:

- Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

- Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

- Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

- Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Чело­веку некуда пойти»?

- В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?

- Как вы понимаете выражение : «Жизнь на аршине про­странства»?

 

- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы — подвести учащихся к пониманию неразре­шимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои Символический образ замученной лошади из сна Раскольниковаперекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уез­дили клячу...Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы проти­востоит духовное одиночество каждого отдельного человека. I этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес­чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны раз­решить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отноше­ниях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздра­жение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

Вывод по теме урока.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, не­справедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о пре­ступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лише­ния. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Дос­тоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

 

Пейзажи


Сцены уличной жизни

Интрьеры

Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» го­родского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Пе­тербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаев­ском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трак­тир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната — «сарай» Сони).

Дополнительно.

Петербург не раз становился действующим лицом русской худо­жественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитек­турные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный. Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные сред­ства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых до­мах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к стару­хе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморке» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо-вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Домашнее задание.

1. Подготовиться к беседе:

- Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

- Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встре­чи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)

2. Подумать над вопросами:

- Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

- Как вы объясните эти противоречия?

- Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

- Каковы мотивы преступления?

3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч. 1, гл. 6.

4. Индивидуальные задания:

- Рассказать о семье Мармеладовых по опорным вопросам (2 человека - ______________________________________________________________________________________)

Слово о Мармеладове и его семье:

Как он появляется в романе?

Какое впечатление вызывает у окружающих?

Как видит его Раскольников?

Внешность Мармеладова.

Речь Мармеладова.

Рассказ Мармеладова о своей семье.

Судьба Сонечки.

Как появляется в романе Екатерина Ивановна?

Рассказ о ее судьбе (прошлое).

Внешность Екатерины Ивановны.

Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.

Кто виноват в судьбе героев?

- Рассказать о семье Раскольниковых по опорным вопросам (_____________________________________________________________________________________)

Слово о семье Раскольниковых:

Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?

Отношения между членами семьи.

Рассказ о матери Раскольникова.

Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужи­ным?

- Рассказать о детях в романе (___________________________________________________________)

Слово о детях детей:

Почему самое страшное — это судьбы детей, искалечен­ные этим миром?

На краю пропасти дети Мармеладовых.

Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

 

Урок ____



2019-05-24 1802 Обсуждений (0)
Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)