Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.
Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива. - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.? (вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик». Комната Мармеладовыx: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...») Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного. Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики — типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увеселительных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестественная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли: 1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2) 2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7) 3. Встреча с пьяной девушкой (чЛ, гл. 4) 4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5) 5. Описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4) 6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3) 7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7) Беседа по этим сценам: - Какие эпизоды вас наиболее потрясли? - Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони? - Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? - Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной? - Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? - В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых? - Как вы понимаете выражение : «Жизнь на аршине пространства»?
- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу? Цель этой беседы — подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои Символический образ замученной лошади из сна Раскольниковаперекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. I этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Вывод по теме урока. С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского. Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях): Петербург Достоевского
Пейзажи Сцены уличной жизни Интрьеры Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть». Пейзажи: ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова). Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на ...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны). Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната — «сарай» Сони). Дополнительно. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный. Сказка, холод и гранит... Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморке» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо-вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы». Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Домашнее задание. 1. Подготовиться к беседе: - Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4) - Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».) 2. Подумать над вопросами: - Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? - Как вы объясните эти противоречия? - Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков? - Каковы мотивы преступления? 3. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч. 1, гл. 6. 4. Индивидуальные задания: - Рассказать о семье Мармеладовых по опорным вопросам (2 человека - ______________________________________________________________________________________) Слово о Мармеладове и его семье: Как он появляется в романе? Какое впечатление вызывает у окружающих? Как видит его Раскольников? Внешность Мармеладова. Речь Мармеладова. Рассказ Мармеладова о своей семье. Судьба Сонечки. Как появляется в романе Екатерина Ивановна? Рассказ о ее судьбе (прошлое). Внешность Екатерины Ивановны. Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны. Кто виноват в судьбе героев? - Рассказать о семье Раскольниковых по опорным вопросам (_____________________________________________________________________________________) Слово о семье Раскольниковых: Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Отношения между членами семьи. Рассказ о матери Раскольникова. Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова. Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? - Рассказать о детях в романе (___________________________________________________________) Слово о детях детей: Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром? На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям? Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Урок ____
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |