Итак, в чем суть теории, к чему она сводится?
а) Психологическое состояние преступника во время преступления — болезнь. б) Деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». в) Необыкновенных людей чрезвычайно мало. г) Необыкновенные люди — те, которые способны сказать «новое слово». д) Необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести преступление, если того требует идея. е) Иногда эта идея является спасительной для человечества, с точки зрения совершающего преступление, но это необязательно. ж) Гений имеет право на преступление. 10) Сравнение мнений Разумихина и Порфирия по поводу теории Раскольникова. Как они относятся к ней? «...но что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже... В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное... — Совершенно справедливо, страшнее-с, — отозвался Порфирий..., — Ну, а действительно-то гениальные, — нахмурясь спрос Разумихин, — вот те-то, которым резать-то право дано, те т уж и должны не страдать совсем, даже за кровь пролитую?» 11) Почему Порфирий Петрович уверен, что у нас в России каждый считает себя Наполеоном? (Ср. с Пушкиным: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы».) 12) Какую загадку загадывает Раскольникову Порфирий? Специально ли он это делает? 13) Почему Порфирий спрашивает Раскольникова, верит ли он в Новый Иерусалим и в воскрешение Лазаря? Какое символическое значение имеет это для верующего человека? 14) Почему Порфирию важно понять, что означает «верую» Раскольникова? 15) Среагировал ли Раскольников на нравственный отпор, который увидел в высказываниях Порфирия Петровича? (Нет, напротив. «Во вкус вхожу в иных пунктах!» — подумал он про себя».) III. Выводы. 1) Теория Раскольникова — теория сверхчеловека. 2) Его теория — это сознательное разрешение крови по совести. 3) Это отрицание нравственности (монолог «подлец человек»). IV. Опрос по тексту. 1) Кто в лицо Раскольникову сказал, что он «убивец»? Почему это приводит его в ужас? 2) Как оценивает он свое преступление и себя как преступника после этой встречи? («...я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...».) 3) Почему Раскольников ненавидит теперь своих близких? 4) Что означает его сон: «изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота»? Почему старуха могла смеяться над Раскольниковым? 5) Зачем Раскольников идет к Порфирию в участок? 6) Как ведет себя с ним Порфирий Петрович, чего от него хочет? 7) Какой сюрприз приготовил Порфирий Петрович Раскольникову? 8) Почему сюрприз не удался? Кто его испортил? 9) Кто такой Миколка? За что он арестован? В чем его вина? 10) Почему Миколка решил взять на себя вину за убийство? Какой он в этом видел смысл? 11) Почему Порфирий говорит, что Миколку подучили? Понимает ли он, что Миколка не убийца? Понимает ли его идею пострадать? Как это характеризует его как следователя и психолога? 12) Знает ли Раскольников о красильщиках? Понимает ли, что Миколка арестован вместо него? Мучит ли его совесть по этому поводу? Чувствует ли он свою вину перед ним? Домашнее задание: 1. Подготовиться к контрольной работе (знать все о теории Раскольникова, прочитать учебник). Уметь устно рассказать положения теории. 2. Перечитать главы, связанные с Раскольниковым и Соней: часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4; часть VI, гл. 8.
Урок ____ «Правда» Сони Мармеладовой Цели: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества. Ход урока Обрести Христа — значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский I. Беседа. Историю жизни Сони Мармеладовой узнаем вместе с Р. Раскольниковым. - Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (цель посещения; ч. 4, гл. 4). (Мотивировка первого посещения Сони Раскольниковым: «Пойдем вместе.. — ты тоже преступила...смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь...свою». Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его».) - Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского? - В чем же «правда» Сони, но каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня? («... и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети - сироты, и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна». Соня «переступила», чтобы спасти от голодной смерти прата и сестер, больную мачеху и пьяницу - отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, населенный даром бесконечного сострадания к людям.) - Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? {Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор. Это один из путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира.) - Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему? (Раскольникову кажется странным, что Соня и Лизавета дружили, у Сони «Новый завет» Лизаветы, крестик, выражение лица в экстремальной ситуации, их отношения основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании.) - Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? {Когда речь зашла о принципах жизни Сони — ее вера в бога — перед нами не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная, уверенная. Достоевский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в бога дает ей силы. Раскольников живет разумом, Соня — руководствуется сердцем и религиозной верой.) - Итак, что главное в поведении Сони? {Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского в смирении и способности к состраданию. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать ?» Достоевский в одной из записных книжек писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».) - Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. {В конце романа герой принимает путь Сони: «... он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал...») - Как это произошло? (1. При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в ее лице:» ...припав к полу, поцеловал ее ногу...: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»; 2. Религиозность Сони влияет на него, и он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони; 3. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.) Вывод по аналитической беседе: итак, сопоставление двух «правд» - Раскольникова и Сони — заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание)? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни - разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение? II. Миниатюра «Вчем прав и в чем неправ Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?
Домашнее задание. 1. Перечитать эпизоды: «3-я встреча Раскольникова со следователем» (ч. 4, гл. 2); явка с повинной (ч. 4, гл. 8); эпилог, сон Раскольникова. 2. Творческая работа. «Письмо герою» (Раскольникову или Соне Мармеладовой). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из XXI века. Поговорите с героем, что вы принимаете в его взглядах и жизненных принципах, что отвергаете, за что могли бы поблагодарить, что бы хотели посоветовать... 3. Индивидуальное задание: сжатое обобщение по характеру Р. Раскольникова, каким видится герой.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |