Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные занятия карел



2019-05-24 763 Обсуждений (0)
Основные занятия карел 0.00 из 5.00 0 оценок




· Земледелие

Земель, удобных для ведения сельского хозяйства, в Карелии было крайне мало, так как основную их часть составляли болота, леса, озера. Климатические условия также были малоблагоприятны для земледелия. Однако развитие сельского хозяйства зависело не только от физико-географических факторов, но и от общего уровня развития производительных сил страны.

Господствующей формой земледелия оставалось трехполье. Полевые угодья крестьян представляли собой небольшие участки земли, разбросанные в разных местах вокруг селений. Они не могли удовлетворить потребностей крестьянских хозяйств. Поэтому широкое распространение у карел издавна получило подсечно-огневое хозяйство, сохранившееся вплоть до советского времени.

Разработка подсеки требовала больших усилий — всем членам большой семьи хватало работы, тяжелой, изнурительной, о чем говорят карельские пословицы: «Kaskes on kaikil ruattu» — «На подсеке всем хватит работы», «Leipa se leikin lyopi, ennen kuin eteh suopi» — «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол положишь». Под «ниву» (пал) выбирали возвышенное место, преимущественно заросшее лиственным лесом, в начале лета вырубали топором и косарями деревья и кустарник, складывали их в кучи, а через год сжигали. Во избежание распространения пожара вокруг участка выкапывали неглубокий ров. Золу равномерно распределяли по участку.

 

 

· Сеяние и жатва

На севере сеяли преимущественно ячмень, так как только он успевал созревать при коротком холодном лете. В средней и южной Карелии — рожь, ячмень, овес и пшеницу. В больших количествах выращивались репа, редька, лук, горох. Капуста была известна лишь олонецким карелам. Картофель в Карелии стали культивировать с 40-х гг. XIX в. Из технических культур повсеместно, кроме Крайнего Севера, карелы выращивали для собственных нужд лен-долгунец (моченец) и коноплю.

Посев злаковых культур производился вручную. Сроки сева, как, впрочем, и все хозяйственные работы деревни, основывались на многовековом опыте народа, конкретных наблюдениях за природой, которые находили отражение в приметах. Озимые начинали сеять в конце июля — начале августа, яровые — в первой половине мая. Раньше всего, обычно в начале мая, сеяли овес, затем — ячмень, рожь, последним — лен. После этого засевали огородные культуры.

· Сельскохозяйственные орудия

Сельскохозяйственные орудия у карел были самодельными, самыми примитивными. Пахали бесподошвенной сохой (adra) с почти прямой рассохой. Такой тип сохи — наиболее древний, приспособленный для работы на лесных и каменистых почвах. Он имел широкое распространение во всей лесной зоне Восточной Европы. В Карелию он, по-видимому, пришел с русскими переселенцами. Боронили землю бороной-суковаткой — смык (astivo — с. к.; ast’ivo— люд.). На подсеке карельские крестьяне широко употребляли мотыги различных размеров. Лишь в начале текущего столетия в кулацких хозяйствах стали появляться железные плуги и бороны, но использование их возможно было только на мягких почвах.

Жали зерновые серпами (cirppi) с зубчатым рабочим краем, изготовляемыми местными кузнецами. Сжатый хлеб связывали в снопы (lyyhteh — с. к., liuhtes — люд., lyuhteh — лив.), которые ставили в бабки (kuhilas— с. к., kuhilas — люд., лив.), после просушки их складывали в зарод (kego). Осенью хлеб свозили, сушили и молотили в риге деревянными цепами (priusa — с. к., brius — люд., cieppi — лив.). Зерно хранили в амбарах (aitta), мололи на водяных мельницах, а также на домашних каменных жерновах, которые имелись в каждом хозяйстве и известны на карельской территории издавна. Из зерна нового урожая варили кашу или пекли пироги, их съедали на краю поля, так как крестьяне верили, что этим обеспечивают себе урожай будущего года.

Репу убирали с подсеки и складывали в ямы к религиозному празднику — воздвиженью (14 сентября ), считавшемуся у карел «репным» праздником. Фактически этим завершались осенние полевые работы. В народе обычно говорили: «Zviizendas nagrehet kuoppas da akat pacil» — «С воздвиженья репа в ямах, а бабы на печи».

 

 

· Овощи, выращиваемые карелами

Набор выращиваемых карелами овощей был невелик. Очень широкое распространение имела репа, которую заготовляли впрок в больших количествах и употребляли в пищу в сыром, вареном, пареном и вяленом виде. Для жителей Карелии репа была вторым хлебом», а детям еще заменяла и лакомство.

Репа незаслуженно забыта в наши дни, а ведь это один из полезнейших продуктов. В ней содержатся набор витаминов С, В, РР, провитамин А, соли калия, натрия, кальция, железа, магния и фосфора. В состав репы входят углеводы. Клетчатка, которой относительно много в репе, усиливает перистальтику кишечника. Второе место среди овощей занимал лук. О нем говорили в народе: "Лук - от всех недуг". В пищу использовали как саму луковицу - репку, так и зеленые листья - перья.

В Карелии известен суйсарский и кончезерский желтый лук, который очень хорошо растет, дает богатый урожай и прекрасно хранится. Жители деревень Суйсарь и Кончезеро давно культивируют лук.

Из других овощей карелы выращивали редьку, брюкву, из бобовых - горох. Картофель получил распространение в Карелии лишь в 40-х годах XlX столетия, а к началу XX столетия он уже занял важное место среди выращиваемых овощей и корнеплодов.

Позже, в 20-х годах нынешнего столетия, в южной Карелии на Олонецкой равнине стали сеять в небольших количествах морковь и капусту.

 

· Животноводство

Животноводство — неизменный спутник земледелия. Скот разводился для получения не только продуктов питания, но и ценнейшего органического удобрения — навоза. У карел издавна были распространены местные породы скота: низкорослые (до 7 пудов весом), преимущественно комолые коровы (lehma), дающие в сутки 2—4 литра молока, лошади (hebo)—малорослые и малосильные, но легкие на ходу, грубошерстные овцы (lammas). Свиней (sika — с. к., pocci — люд.) карельские крестьяне держали в небольших количествах, и то лишь в южной и средней Карелии, причем мясо в пищу не употребляли, а использовали только щетину на выделку щеток (harja) для чесания льна. Кур (капа) держали также в небольших количествах. В ряде деревень (средняя Карелия) их мясо в пищу не употребляли.

· Заготовка кормов

Ответственным моментом для карельского крестьянина являлась заготовка кормов. Сенокосные угодья, разбросанные на значительном расстоянии, были небольшими. Сенокос начинался с Петрова дня (29 июня) и кончался 15—20 августа. Косили косой-горбушей (viikateh). В северной Карелии по крайней мере в XIX в. имела распространение коса переходного типа — от горбуши с кривой ручкой (viaravarsi viikateh) к косе-стойке (pitka- varsi viikateh) или косе с более удлиненной, чем у горбуши, ручкой, называемой lysi, а не viikateh. Косами-стойками раньше чем в других местах стали пользоваться в южной Карелии (у ливви-ков), повсеместно же они получили распространение лишь в текущем столетии.

На сенокос выходили всей семьей. Высушенное сено сгребали граблями (harava) в копны, а затем переносили на длинных (до 3 м) шестах к зароду.

На зиму для одной коровы требовалось 10—12 возов, т. е. около 3 тонн сена, для овцы — четыре воза.

Поскольку покосов было мало, приходилось выискивать дополнительный корм для скота — собирать листья деревьев, молодую кору сосны, озерный хвощ, картофельную ботву, лебеду и другие сорные травы. В пойло для скота шли все пищевые отходы.

· Охота и рыболовство

Большим подспорьем в хозяйстве карел всегда являлись охота и особенно рыболовство. Орудия охоты и рыбной ловли у них были самые разнообразные. Так, рыболовные снасти подразделялись на удильные:, переметы; ударные: остроги; черпальные: саки; волоковые: невода, дорожки, поезда; ставные: невода, сети, мережи, мерды. Наиболее древними способами ловли рыбы были устройства заборов на реках и лучение с острогой.

В XIX в. рыболовная сеть — самое распространенное орудие лова — имелась почти в каждом доме. Сети вязали из конопляных нитей, как правило, мужчины. В каждой деревне имелись два-три ставных невода, которыми владели наиболее «крепкие» хозяева, и пользовались ими сообща, на артельных началах.

Карелы издавна занимались добычей лесного зверя и дичи. Издавна каждая семья имела свою территорию для охоты, так называемый «путик», охватывавшую десятки километров и представлявшую в плане замкнутый круг. Эта территория передавалась по наследству из поколения в поколение. Здесь часто крестьянин делал подсеку, ставил избушку (lava) для хранения дичи. Территория «путика» определялась по личным клеймам (puali) владельца-хозяина, которые ставились на деревья, орудия труда, транспортные средства, скот.

Для охоты на крупного пушного зверя карелы использовали различного рода ловушки и приспособления: ямные — наиболее древние, употреблялись только для охоты на медведей, лосей и волков; ударного действия (Иски — с. к., loukku — лив.); само-стрелы (pissalf); капканы (kapalalauta, loukku, rita, kaha); кляпцы (revonravvat, klapcat) и т. д. Аналогичные орудия охоты известны многим народам севера, но самая большая общность обнаруживается у карел с саамами.

 

· Отхожие промыслы

Слабо развитое сельское хозяйство, естественно, не могло обеспечить семью карела. В предреволюционное время в южной Карелии доходы от земледелия даже в бюджетах зажиточных крестьянских хозяйств не превышали 45%. Крестьяне вынуждены были искать дополнительные заработки, отправляюсь на различные отхожие промыслы, среди которых самым распространенным со второй половины XIX в. являлся лесной — рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу и работа на лесопильных заводах.

Работа в лесу проводилась сезонно и основывалась на применении ручного труда. Лес рубили топором. Первые попытки применения пил при заготовке дров были предприняты на Олонецких горных заводах в 60-х гг. XIX в., однако лесорубы-карелы вплоть до начала текущего столетия применяли в лесу только топор. Заготовленный лес вывозили на санях волоком, позже стали использовать подсанки. Жили лесорубы во временных лесных избушках по 10—15 человек. Спали на нарах, устланных хвойными лапками. Еще хуже условия работы и быта были у сплавщиков.

Несмотря на тяжелые условия труда и быта, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплатиться с налогами, а также купить необходимые товары, и прежде всего хлеб. В начале XX столетия из 290 тыс. населения Карелии отхожими промыслами было занято до 70 тыс. человек, в том числе на заготовке леса и сплаве 50 тысяч.

В прошлом у карел были широко распространены ремесла и домашние промыслы. Пожалуй, самыми древними были добыча руды и кузнечное ремесло. На российском рынке ценились «олонецкие» сохи и топоры.

К традиционным занятиям карел относятся курение смолы и дегтя, которые, кроме хозяйственных целей, применялись в народной медицине, а также заготовка ивовой коры для кожевенного производства.

Широкое развитие получило судостроение. Особенной славой пользовались самоучки-мастера деревни Подужемье в Кемском уезде, умевшие «шить» морские суда, руководствуясь лишь «навыком и каким-то архитектурным чутьем».

У карел было развито ткачество, художественная обработка дерева, вышивка и вязание. В условиях полупатриархального хозяйства каждый крестьянин мог удовлетворить нужды своей семьи, не только создавая собственноручно необходимые для быта предметы и вещи, но и стремясь к тому, чтобы при предельной простоте они были красивыми.

Карелки славились искусством вышивания и художественного тканья. В конце XIX — начале XX в. вышивка и узорное тканье имели повсеместное, но не равномерное распространение. Узорное ткачество, в частности браное, преобладало в Сегозерье и окрестностях г. Олонца, тогда как вышивка — в остальной части Карелии.

Вышивки, тканые изделия, кружева шли на удовлетворение в основном потребностей семьи. И лишь кружева (в некоторых деревнях Рыпушкальской волости Олонецкого уезда) и золотошвейная вышивка (в северной Карелии) изготовлялись на продажу.

К ткачеству и вышивке карелок приучали с детства. Девочка рано начинала готовить приданое и больше количество подарков для будущей родни — полотенец, рубах, подзоров и т. п.

В быту карелы с глубокой древности широко использовали бересту. Ею устилали ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, ее подкладывали под оконные коробки, чтобы предохранить гниение бревен; из нее плели лапти; кусочек бересты сапожник подкладывал под подошву сапога, чтобы он не пропускал воду и для «скрипу». Наконец, из бересты изготовляли различные предметы домашнего обихода. Каждый карел умел сплести из нее кошель, корзину, различные по виду и форме солонки, ножны, скрутить веревку или сделать рукомойник (kaziastie), короб для сыпучих продуктов (roveh), молока и т. д.

Еще одна область народного ремесла карел — плетение из соломы — получила развитие во второй половине XIX столетия в некоторых деревнях Олонецкого и Петрозаводского уездов. Женщины и подростки плели из нее шляпы и сумки и сбывали их через скупщиков.

 

 


 

Глава 3 Вывод

На основе изученной литературы и проанализированного материла, удалось сделать следующие выводы.

Во-первых, Пряжинский район - край богатой и многонациональной культуры. Именно здесь все еще живы традиции коренных народов Карелии.

Во-вторых, благодаря бережному отношению жителей района к сохранению и развитию древних традиций коренных народов севера, накоплен богатый материал по этнографии и культуре местного населения, который используется для проведения народных, традиционных праздников. Жители района хранят секреты традиционных промыслов. Благодаря их трудолюбию в районе активно развивается экономика, происходят положительные изменения в социальной сфере и общественной жизни. С каждым годом район становится все привлекательнее для инвесторов, поэтому в последние годы здесь активно развивается туризм, особенно большой популярностью пользуются этнографические туры по традиционным карельским деревням.

В-третьих, собранный и подготовленный материал может быть использован для составления контрольного текста экскурсии.


 



2019-05-24 763 Обсуждений (0)
Основные занятия карел 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные занятия карел

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (763)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)