Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурное наследие Карелии



2019-05-24 271 Обсуждений (0)
Культурное наследие Карелии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пряжинский национальный район расположен в южной части Республики Карелия. Площадь района составляет 6,4 тыс. кв. км. (3,5% территории Карелии).

 Район расположен на водоразделе двух крупнейших озер Европы - Ладожского и Онежского, удаление от границы со странами Евросоюза (Финляндия) составляет 150 км. Район пересекают две федеральные трассы: "Кола" и автодорога Петрозаводск - Санкт-Петербург через г. Сортавала, одновременно являющаяся частью международного туристического маршрута "Голубая дорога". По удаленности от столицы г. Петрозаводска район занимает достаточно выгодное положение - районный центр Пряжа располагается на расстоянии 46 км.от столицы. От Санкт-Петербурга до Пряжи 370 км.

До 1927 года территория района (в современных границах) входила в состав Шуйской (частично), Святозерской и Сямозерской волостей Петрозаводского уезда, Тулмозерской, Ведлозерской, Коткозерской (частично) волостей Олонецкого уезда - сначала Олонецкой губернии (с 1802 года), затем Карельской трудовой коммуны (1920 - 1923 годы), Карельской Автономной Республики (с 1923 года).Осенью 1927 года в Карелии было произведено новое административное деление. Вместо 7 уездов и 55 волостей возникли 26 районов. На Пряжинской земле это - Святозерский и Сямозерский. Через два года они были объединены в Пряжинский район КАССР (в 1940 - 1956 годах Карело-Финской Советской Социалистической Республики) в составе ряда сельских Советов. Административный центр района - поселок Пряжа. Всего в районе 82 населенных пункта, из них 81 сельский и один поселок городского типа.[1]

Административным центром Пряжинского национального муниципального района является поселок Пряжа. Поселок расположен на берегу небольшого озера Пряжинское. Площадь водной поверхности 3,72 км 2. В северной части озера расположено 5 островов с общей площадью 0,05 км2. Высота над уровнем моря 106,7 м. Вытянуто с севера на юг. Береговая линия слабо извилиста. Берега большей частью низкие, каменистые; северный берег песчаный. Озеро используется для рыбалки, окрестности – для охоты. Здесь обитают вальдшнепы, зайцы, косачи, тетерки, глухари, медведи, волки.

Пряжа - старинное поселение. Существует несколько версий происхождения названия поселка. Согласно первой из них, этимологические корни этого географического названия лежат в финском термине, обозначающем глаженье. По второй версии именно в Пряже перепрягали лошадей в пути. Но существует и третья версия. По преданию ехал царь Петр I по берегу озера, минуя четыре деревни, которые впоследствии и образовали поселок Пряжа, и вскликнул: «Какая же длинная дорога, словно пряжа!».[2]

На месте нынешнего поселка Пряжа было три деревушки: Терункюля, Кескикюля и Суовенкюля. Сейчас – это поселок городского типа, современный районный центр.

Поселок Пряжа сохранил дух самобытной карельской культуры 18-19 веков. В Пряже есть Краеведческий музей, в котором знакомят с музыкальным искусством и фольклором Карелии: русскими былинами из Заонежья и Поморья, финскими и карельскими «Калевалами», удивительными самобытными пастушьими рожками, кантеле, трубами и другими музыкальными инструментами.

· Исторические и культурные особенности

Пряжинский район – район национальный, это место компактного проживания представителей коренной национальности.

На территории Пряжинского национального района проживает около 16,8 тыс. жителей. Район является уникальным местом компактного проживания представителей двух коренных северных народов: карелов (представляющих ливвиковский и людиковский диалекты карельского языка) и финнов.[3] Численность русского населения составляет - 46,1 %, карелов - 36,8 %, финнов - 6,3 %, остальное население - представители различных этнических групп.

 В деревнях живут в основном карелы, и там сохранилась живая карельская культура, основанная на старинных традициях, таких как народная музыка, танцы, предания, национальная кухня, строительное мастерство, ремесла.[4]

Так на чем же строится уклад жизни карельской семьи? Во-первых, работа, во-вторых, заботы о домашнем уюте, а затем – любимые занятия, в том числе и спорт, общение со своими близкими, друзьями. Издавна карелы селились на берегах озер. Рыболовство и охота – два основных промысла, которые кормили жителей этих земель. Местная кухня отличается своеобразием - в ней в большом количестве представлена озёрная рыба,  дары леса и сельскохозяйственные продукты. [5] Можно найти много сходства с финской и русской национальной кухней. Одно из наиболее типичных национальных блюд – карельские пироги или «калитки». Их пекут из ржаной муки, в качестве начинки используют картошку, творог или крупу. Карельский праздничный обед состоит из нескольких блюд. Вначале подают салаты и другие холодные закуски, ржаной хлеб, суп. Затем - горячее блюдо, приготовленное, как правило, из мяса и рыбы. Одним из самых распространенных рыбных блюд является запеченная в тесте рыба – «рыбник». Завершает обед различная выпечка и пирожки с ягодами, творогом и другой начинкой. Во время еды пьют клюквенный морс или вино. После обеда предлагают чай из самовара.

Также Пряжинская земля славится традиционными народными ремеслами: плетение из бересты и ручное ткачество. Мастера используют в своей работе различные материалы: шерсть, бересту, дерево, хлопок, лен. Изделия отличаются особой символикой, рисунками и формой, имеющими давнюю традицию. В узорах и орнаментах часто встречаются мотивы природы: цветы, деревья, солнце, петухи, глухари. [6]

Обустройству дома также уделялось особое внимание. В Пряже сохранилось много старинных типично карельских крестьянских дворов. Дома представляют собой довольно высокие длинные постройки, в которых жилая часть и хозяйственные помещения объединены под одной крышей. Жилая часть домов ориентирована, как правило, в сторону дороги, иногда - к озеру. Основой всех строении является, по традиции, бревенчатый сруб. Карельские деревни также имеют свою характерную композицию. Жилые дома в карельской деревне располагаются рядами вдоль деревенской улицы и направлены своими фасадами в сторону деревенской дороги. [7]Каждый дом окружен забором, так как домашний скот часто находится на подножном корму и пасется свободно по всей деревне. Заборами огорожены приусадебные участки, роль которых очень важна в обеспечении семьи продуктами питания. По берегам озер и рек рядами стоят маленькие домики с дымовыми трубами - это бани. [8]

Сейчас в Пряжинском районе заготавливается знаменитая карельская древесина, из которой получаются добротные дома и бани, карельская мебель. Из местных стройматериалов возводятся усадебные дома в карельских поселках и деревнях, в архитектуре которых преобладают современные решения. [9] Однако у местных жителей, стремящихся сохранить традиции карельских зодчих, просыпается интерес к старой культуре строительства и многие из них строят новые жилые дома в старинном стиле. Это также распространяется и на церкви. Одновременно идет реставрация старых домов и построек. Люди начинают понимать, как важно сохранить их.[10] Таким образцом возрождения карельской народной архитектуры является деревня Кинерма.

В районе существует множество древних памятников культуры, но живы и традиции. Именно здесь можно лучше всего с ними познакомиться. Возраст самых древних обнаруженных в Пряжинском районе археологических находок - 10 тысяч лет. Край интересен тем, что здесь компактно проживают говорящие на ливвиковском диалекте представители северного народа - карелов.

Пряжинский район обладает богатым наследием - 354 памятника истории и культуры, которые находятся на учете в республиканском Государственном центре по охране и использованию памятников.

 Список объектов археологии насчитывает 195 названий, прежде всего: раскопы стоянок первобытных людей вокруг озера Сямозеро, близ озер Шотозеро, Лакшезеро, Кинеярви, на берегах рек и островах озер Ведлозеро, Святозеро и Тулмозеро. Уникальными объектами можно считать медеплавильную мастерскую в деревне Каменьнаволок, относящуюся к рубежу I тысячелетия до н.э., и промысловый стан Кинеярви, находки на раскопе которого относятся уже к средним векам.

На государственном учете на территории района состоит 131 памятник архитектуры: культовые сооружения (церкви, часовни, поклонные кресты), жилые дома, хозяйственные постройки. Большая часть выявленных памятников архитектуры находится в районе межозерного и околоозерного пространства, ограниченного Сямозером, Шотозером, Крошнозером: в деревнях Корза (18), Лахта (17), Рубчойла (11), Сяргилахта (13), Кинерма (9), Руга (6), по несколько объектов в Чуйнаволоке, Кишкойле, Курмойле. Наиболее ценными в историко-культурном плане являются часовни Сошествия Св.Духа XVI века в Ахпойле, Николая Чудотворца и Ильи Пророка (вторая половина XVIII века) в Чуйнаволоке, Смоленской Богоматери XVIII века в Кинерме, Рождества Богородицы в Маньге (XVIII-XIX в.в.), часовня на погосте в Сяргилахте (XVIII в.), поклонный крест 1796 года в Кяргеля.[11]

 Памятники истории насчитывают 42 объекта. К ним относятся 22 культовые рощи, три памятных места: расположение бывшего Топозерского доменного и молотового завода (1763-1786 гг.) близ села Крошнозеро, остатки корпусов Тулмозерского завода (1762-1778 гг., 1874-1903 гг.) близ с. Колатсельга, место нахождения в период Великой Отечественной войны концентрационного лагеря и центральной тюрьмы Военного управления Восточной Карелии в деревне Киндасово.

Одним из самых значимых памятников является Храм Покрова Пресвятой Богородицы, который был открыт в день Покрова 14 октября 2001 года в Пряже. Церковь небольшая деревянная с белоснежными стенами, подчеркнутыми темно-коричневой окантовкой углов, окон и дверей.

Впервые храм в п. Пряжа упоминается в 1762 году. В Национальном Архиве Республики Карелия сохранились имена некоторых священников, служивших там, в разное время. Известно, что храм был каменным, но в годы безбожного лихолетья был полностью разрушен.

Преодолевая немалое количество трудностей, спустя много лет на средства предпринимателей, братьев Александра и Сергея Зайцевых, и на добровольные пожертвования жителей Пряжи был построен новый просторный белоснежный храм. Воздвигли его на самом живописном месте поселка, в небольшой рощице. Храм привлекает внимание издалека и радует взор. Строительство нового храма продолжалось два года. Израсходованные средства составили 2,3 млн. руб. Специально для освящения нового храма, в районный центр приехал архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. Помогали все. С помощью администрации района был разработан проект строительства.

При храме работает воскресная школа, где учащимся рассказывают о Слове Божием, педагоги проводят для ребят занятия по рисованию, лепке, изготавливают с ними кукол, ставят театрализованные кукольные представления.


· Сохранение традиций

Как же возродить и сохранить карельскую культуру, «язык родительской земли»? Ответ местных жителей очень прост: «Научиться жить и думать по-карельски, как предки наши жили: не спеша, по-хозяйски, основательно». С раннего возраста в детских садах и школах детей приобщают к карельскому языку, к культуре и наследию родного края. Так в поселке Эссойла молодежь привлекают к изучению народных традиций, фольклора, прикладного искусства через участие в творческих работах. В 2009 году была издана книга «Buaban luvut livvin kielel» («Бабушкины потешки на ливвиковском языке»), иллюстрированная эссойльскими детьми – воспитанниками художественной изостудии «Домик света», которой руководит художникОлег Обносов. Собрала материал для этой книги и перевела на язык карелов-ливвиков эссойльчанка Зоя Савельева. Более того иллюстрации этой книги стали основой для первого в Республики Карелия анимационного мультфильма «В гостях у бабушки», который «заговорил» на карельском языке.

Библиотеки Пряжинского района играют немалую роль в сохранении традиций народов. Так, например, Эссойльская библиотека является центром эстетического и духовного развития. В библиотеке читают литературу на родном языке, проводятся обзоры детской карельской литературы, проводятся литературные гостиные, которые всегда с радостью посещают карельские писатели и поэты. [12]

Более того национальный центр сямозерских карел «Сямозерье», а также Центр карельского языка и культуры «Ливвин Кескус», которые осуществляют деятельность по возрождению, сохранению и пропаганде богатейшей традиционной культуры коренного населения республики.

Также благодаря музыкальной школе района и ее ученикам сохраняются традиции игры на национальном карельском музыкальном инструменте – кантеле. Проводятся местные праздники, в которых участвуют фольклорные коллективы. В Пряжинском районе работают 5 коллективов, которые имеют звание "народный" - коллектив авторской песни "Мейянпаё", хор "Русской песни", асамбль финской песни "Туоми", ансамбль народной песни "Вечерка", ансамбль карельской песни "Алдойне". Коллективы регулярно выступают как в районе, так и за его пределами. Принимают участие в народных праздниках района таких как - праздник народного юмора "Киндасово", "Кукушкина гора" (п. Чална), "Параскева Пятница" (Эссойла), День святой Троицы (Ведлозеро), День Ивана Купала (Эссойла), "Святозерскиепотешки", обрядовый праздник "Карельская горница" (Крошнозеро), и др. [13] Наверное, один из самых знаменитых праздников, которые проводятся в Пряжинском районе, - "Киндасово". Это сельский праздник народного юмора.

Сказки-анекдоты о глупцах пользуются большой популярностью у многих народов мира. Часто героями этих сказок являются жители какого-нибудь определённого, реально существующего места: деревни, города или провинции. У русских это пошехонцы, у болгар - габровцы, у немцев - шильдбюргеры, у шведов - жители местечка Сёдерталь близ Стокгольма и т.д. В Финляндии героями подобных сказок были "обитатели Хяме", а в Карелии это киндасовцы. В 1973 году в издательстве "Карелия" вышла книга А.С. Степановой "Были и небылицы" тиражом 13 000 экземпляров, который очень быстро разошелся и, на сегодняшний день, книга стала библиографической редкостью и имеется только в частных библиотеках. Богатейший материал, собранный в книге "Были и небылицы" стал основой сценариев многих сельских праздников народного юмора "Киндасово", успешно проходящих в Пряжинском районе ежегодно с 1986 года. Инициатором его проведения, первым организатором и режиссёром является известная собирательница карельского фольклора Виола Валентиновна Мальми. [14]

Киндасовцы, как и вообще карелы, народ гостеприимный, веселый, трудолюбивый, любят хорошую песню, сказку, и не лишены чувства юмора. Это стало причиной проведения праздника сельского юмора именно в д. Киндасово. Один раз в году жители Киндасово становятся героями и хозяевами праздника, благодаря которому о маленькой деревне узнали далеко за пределами Карелии и России. При численности деревни в 30 жителей, праздник в разные годы собирал от 500 до 10 000 человек. На протяжении 18 лет на празднике юмора "Киндасово" побывали творческие коллективы Олонца, Вепсской волости, Суоярвского, Калевальского, Лоухского районов, г. Петрозаводска, Москвы, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей, гости из Габрова (Болгария), Финляндии, Швеции, Америки. Праздник приобрел международный статус.

Еще один не менее интересный и яркий праздник - праздник карельской культуры "Сугуваставунду" - "Родовое гостевание". Начало июня - временный перерыв в сельскохозяйственных работах, обусловленный климатическими условиями Юга Карелии. Поэтому традиционно в это время жители деревень отдыхали, ездили в гости, устраивали гулянья, связанные с празднованием православного праздника Троицы, встречей лета. Этот старинный обычай восстанавливает праздник карельской культуры "Сугуваставунду" (в переводе с карельского - "Родовое гостевание") в д. Виданы, срок проведения которого, приурочен к этому времени. Праздник строится по принципу съезжих родовых, семейных карельских гостеваний. [15]

Праздник знакомит с традициями карельского народа молодых жителей деревни, гостей праздника, пробуждает интерес к истории своего народа, праздничным традициям, кухне, застольному этикету карел. Традиционно он проводится на берегу реки Шуи на старинном месте гуляний, посиделок местных жителей, удобно расположенном на окраине деревни с большой площадкой для столов, танцев и игр напротив старого здания часовни (по легенде еще Петровских времен). Жители поселка подготовлены к тому, что на праздник желательно приходить в традиционных костюмах, собственного изготовления, т.к. в рамках праздника проходит конкурс "Хождение по избе", традиционный для деревенских посиделок и праздников. Но этим список организуемых мероприятий и праздничных акций не ограничивается. Надо лишь подчеркнуть, что все они направлены на воспитание гордости за свою родину, укрепление и восстановление семейных и национальных традиций, на то, чтобы молодежи хотелось возвращаться в свою деревню.


·

Деревянное зодчество

· Планировка и застройка поселений

Издавна в Карелии заселялись преимущественно берега рек и озер – основным занятием населения являлось рыболовство. Поселения водораздельного и придорожного типа вплоть до начала XIX в. Составляли всего 4%, и лишь к концу столетия в связи с развитием колесного транспорта их количество резко возросло.

В Карелии наиболее древним и широко распространенным типом поселений является деревня – однодворные и двухдворные. Размеры деревень в южной Карелии в условиях примитивного сельского хозяйства определялись небольшими размерами участков, пригодных для земеледелия и позволяющих вести хозяйство силами одной семьи. Иное положение сложилось в Поморье и некоторых других частях Северной Карелии, где основным занятием населения являлись рыбная ловля и охота. Здесь уже в середние века существовали многодворные деревни, что вызывалось потребностями промыслов.

Другой тип поселения - погост – сложился в Карелии под русским влиянием на основе общинного земледелия. Позднее погост становится административным и религиозным центром, объединяющих группу деревень.

На территории Карелии представлены три способа расселений. Первый из них — гнездовой, наиболее древний, связанный с существованием племенной организации, сложился на рубеже I и II тысячелетии н. э. Они представляет собой обособленные группы тяготеющих друг к другу деревень. Второй — разбросанно-хуторской получил распространение преимущественно в северо-западной Карелии в начале XIX в. и связан с развитием капитализма в специфических условиях края с примитивным земледелием и слабым развитием сельской общины. Третий сложился на севере в крупных промысловых и торговых селах, которые не имели тяготевших к ним деревень.

Отсутствие планов древних деревень Карелии объясняется стремлением в условиях пересеченной местности выбрать для постановки домов более благоприятные участки.

В Карелии, независимо от типа планировки деревни, размещение отдельно стоящих хозяйственных построек неизменно отличалось рациональностью. Так, амбары ставились вблизи изб и по возможности на берегу водоемов. Такая постановка амбаров, в которых хранилось ценное имущество и, прежде всего, хлеб, обеспечивало их относительную безопасность от пожаров и давала возможность следить за ними из окон домов.

Бани ставились на самом берегу водоемов или даже прямо на воде, и тогда с берега к ним вели дощатые мостики. При отсутствии водоемов бани группировались вблизи колодцев, в некотором отдалении от жилья. [16]

При прочих равных условиях в планировке карельских деревень природные факторы учитывались в большей степени, чем в русских, что выразилось в меньшей правильности и регулярности застройки. Причем это отличие проявляется тем ярче, чем дальше отстоят деревни от районов с преобладающим русским населением. Тенденция к «беспорядочности» и рационализм, основанный на всестороннем учете природных условий, принадлежат к числу особенностей карельского деревянного зодчества, порожденных очень древними традициями.

 

 

· Гражданские постройки

Характерными особенностями жилища карел в 17-18 вв. являлись высота и «монолитность». Карелы возводили дома высокие. Высота срубов колеблется в среднем от 16 до 20 венцов. Монолитность – это соединение в одно целое, под одной крышей, отдельных построек, предназначенных как для жилья человека (жилая часть), так и для содержания скота (хозяйственная часть) – дома-комплексы. Такие дома распространены как в карельских, так и в русских районах края.

В зависимости от характера связи жилой и хозяйственной частей крестьянские дома на территории Карелии можно разделить на следующие основные типы:

Брус – дом с однорядной связью, перекрытый двухскатной симметричной крышей. Часть встречается разновидность домов такого типа – брусы с уширенным сараем, в которых хозяйственная часть значительно шире избы.

Кошель – дом с двухрядной связью (иногда такую связь называют слитной), замаскированной общей двухскатной несимметричной крышей – скат над сараем более пологий.

Глаголь – дом, в котором хозяйственная часть располагается с боку и позади сеней. В плане гоголь напоминает букву Г. Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной, с общим коньком крышей: над жильем – симметричной, над сенями и хозяйственной частью – асимметричной. Встречаются дома- глаголи, образовавшиеся из кошели путем сдвижки хозяйственной части по отношению к жилью. Вообще дома-глаголи, по планировки объемному решению занимают промежуточное положение между брусами и кошелями.

Т-образный дом, в котором хозяйственная часть пристраивается перпендикулярно к боковой стене сеней (иногда такую связь называют поперечной).

В районах Карелии с русским населением, явно преобладающими являются брусы и кошели. В карельских районах кошели в чистом виде вообще не встречаются. Объясняется это, вероятно, тем, что в кошелях, единственных из всех типов домов, пристройка хозяйственной части требовала несколько видоизменять переднюю избу – ликвидировать боковые окна. А как показывают все сохранившееся жилые дома карел, в них самой устойчивой и традиционной является именно передняя изба с тремя окнами по главному фасаду. Основой формирования северного жилого дома послужил трехоконный, четерехстенный сруб, который у русских эволюционировал и видоизменялся, а у карел, дольше сохранился в своем первоначальном виде.

Дальнейшая эволюция крестьянского жилища продолжалась и после формирования дома-комплекса: появляется дополнительные жилые помещения – горницы, светелки, увеличиваются размеры хозяйственной части. Усложнение крестьянского быта потребовавшие отдельных жилых помещений, привело к созданию нового типа жилья – пятистенка: дома, разделенного на две части продольной стеной. Пятистенки и другие усложненные типы жилья получили широкое распространение в конце XIX начале - XX веков. [17]

Дальнейшее изменение крестьянского быта привело к нарушению традиционной планировке избы и разделению ее перегородками на самостоятельные комнаты.

Относительно старые дома в Карелии были преимущественно одноэтажными и лишь со второй половины XIX века в южной Карелии получили широкое распространение двухэтажные дома в которых первый жилой этаж оборудовался из подклета. Во многих домах дополнительное помещение – светелку – устраивали на чердаке.

Архитектурно-композиционное решение жилищ.

Крестьянские дома на севере края строги и локоничны. На юге, наоборот, благодаря декоративному убранству, они празднично нарядны, но тоже неодинаковы – постройки русских и карел отличаются друг от друга.

Композиция дома основана на контрасте между объемами жилой и хозяйственной частей, между маленькими оконными проемами и глухими поверхностями стен.

Богатсво декора обычно нарастает, снизу вверх. На высоком подклете возвышается жилой этаж, выявленный на фасаде оконными проемами с наличниками. Иногда он подчеркивается богатым поясом галереи-гульбища, с ограждением из балясин. Особенно значительна декоративная роль гульбищ в двухэтажных домах, где равномерное распределении пятен наличников в значительной степени снижает остроту композиции. На конец, венчает здание треугольный фронтон крыши, со всем многообразием и богатством конструктивно-декоративных деталей – причелин, кисти, шелома, кронштейнов, потолков и куриц.

Неразрывно связан с двумя основными художественными принципами деревянного зодчества и принцип окраски – выделение цветом отдельных деталей, усиливающие контрастность и силуэтность их восприятия. Светлые наличники окон с яркими вкраплениями деталей конструктивно и силуэтно читаются на фоне темных бревенчатых стен.

В Карелии применялись в основном контрастные сочетания немногих цветов – белого (реже желтого), красного, зеленого (реже синего).

Третий, характерный для деревянного зодчества Карелии архитектурный принцип можно сформулировать как принцип конструктивности – выявление в архитектуре незамаскированных конструкций (потоков, куриц, шеломов) и подчеркивание декоративными средствами их технических особенностей.

Принцип конструктивности отражается и в интерьере жилых домов, стены из толстых бревен тщательно отесаны со скруглением углов, мощные матицы, поддерживающие потолок, широкие лавки вдоль стен и, наконец, огромная печь – центр всей композиции избы.

Однако, несмотря на общие архитектурно-композиционные принципы, повторяемость форм, традиционность приемов, лучшие памятники деревянного зодчества Карелии избежали однообразия, которое способно превратить искусство в ремесло. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре своих построек особенности каждого конкретного места, с его природным окружением и характером застройки.

Жилые дома ставились без фундамента, лишь под углы и пересечения стен подкладывались валуны. Крыши домов слеговые безгвоздевые. [18]

Отдельно стоящие хозяйственные постройки.

Бани. На север края местами сохранились примитивные четырехстенные бани без предбанников, перекрытые плоской земляной крышей, по сплошному бревенчатому накату. Раздевались в них снаружи и через низкую дверь попадали в мыльное помещение. Рядом со входом располагалась каменка – печь, сложенная из камней разной формы, с устьем, обращенным к боковой стене. Воду нагревали в ушатах, бросая в них раскаленные камни. В отличие от примитивных однокамерных, в двухкамерных банях воду нагревали в котле, вмурованном в каменку.

Амбары – хозяйственные постройки ,предназначенные для хранения зерна, рыбы, рыболовных принадлежностей и различной утвари – в меньшей степени, чем жилища, подвергались с годами изменениям, срок их службы был их значительно больше, чем отапливаемых сооружений. Конструкции карельских амбаров сохранили ряд очень интересных пережиточных явлений. К ним относятся бревенчатый накат трапециевидной формы, отражающей по видимому переходный этап от односкатной к двускатной крыше в первобытном карельском жилище, и безкуричная система крыши, в которой потоки поддерживаются выпусками бревен торцевых стен.

Прочие хозяйственные постройки. Кроме бань и амбаров, в Карелии встречаются более молодые хозяйственные постройки – риги и мельницы, возникновение которых связано с развитием земледелия. Риги здесь, как правило, однокамерные, с общим помещением для сушки и обмолота снопов. В них рядом со входом чаще всего в левом углу, ставилась черная печь. Прежде в Карелии были широко распространены водяные мельницы. Весь мельничный механизм выполнялся из дерева. Облик водяных мельниц, как правило, лишенных декоративных деталей, непритязателен. Более живописны, с интересным характерным силуэтом ветряные мельницы.


·

· Культовые постройки

Культовая (храмовая) архитектура – это постройки, специально возведенные для богослужений и различных религиозных обрядов (храмы, церкви, часовни).

В 16 -17 веках на территории Карелии наблюдается расцвет деревянного храмового зодчества. Храм ставился в центре селения или на возвышенном месте, где он был виден со всех сторон. Обычно к нему сходились все дороги, и перед ним размещалась площадь.[19]

Работа по возведению храма начиналась с окладывания, то есть с первого венца, который задавал конфигурацию будущей постройки. В качестве фундамента, как правило, использовались гранитные валуны, врытые в землю по углам сруба и выложенные по его периметру. Обеспечение сохранности древесины было очень важным требованием не только при строительстве, но и на самом раннем этапе, связанном с заготовкой материалов. Лес для будущего храма рубился обязательно зимой, когда содержание смолы в стволах деревьев было максимальным. Особое внимание уделялось и обработке бревен, при которой применялся именно топор, а не пила (только в конце ХХ в. реставратором А. В. Поповым была возрождена технология изготовления древнерусского топора, при работе которым перерубленные волокна древесины сами становились надежной защитой бревна от влаги).

В нижней части бревна выдалбливался паз, благодаря которому бревно плотно ложилось на нижний венец. На углах, в местах соединения перпендикулярных венцов, в бревне вырубалась чаша – круглая выемка, вырубленная по форме укладываемого в нее другого бревна. В чаше делался потайной зуб — небольшой прямоугольный выступ, входящий в специальный паз с целью усиления прочности угловых связей бревен. Наиболее распространенными способами рубки были в обло – с остатком бревен, выступающих на углах за плоскость стены и тем самым акцентирующих габариты основных срубов, и в лапу – без остатка.

Храмовая постройка состояла, как правило, из нескольких объемов, каждый из которых представлял собой отдельный сруб: из алтаря (если он был пятигранным, словно имитирующим апсиду, то назывался круглым), церкви (центральное помещение для молящихся), часто – трапезной и сеней. Каждый из этих объемов, как правило, имел отдельное кровельное покрытие.

В верхней части стены сруба получали расширение – повал, который отводил свесы кровли и стекающую по ним влагу от стен, становясь аналогом карниза в классической ордерной системе. При покрытии трапезных и сеней использовалась двускатная кровля по курицам и потокам («самцовая» безгвоздевая кровля), при которой кровельный тес кладется на горизонтальные слеги, врубленные в поперечные стены сруба. Верхняя коневая слега покрывается охлупнем, в гражданской деревянной архитектуре часто обработанным в виде коня. Кровельный тес удерживался брусом с выдолблен ным желобом для отвода воды – потоком на курицах – нижней части бревна, срубленного с одним из ответвлений корня. Наружные концы подкровельных слег, выходящие на щипцовый фронтон, закрывались декоративными резными досками – причелинами, а выступающая коневая слега – вертикально свисающим полотенцем.

Алтарный прируб чаще всего покрывается бочкой – своеобразной килевидной формой двускатного покрытия, при которой оба ската имеют плавные криволинейные очертания и сходятся кверху под заостренным углом. Сама же церковь может иметь разнообразные типы завершений – шатровую, кубоватую, ярусную, в редких случаях – бочечную.

Главы деревянных церквей устанавливаются на шеях с епанчей – «воротником» из тесин. Луковичную форму главам придают журавцы, представляющие собой каркас из вертикальных досок.

Главы, шеи, кокошники и бочки, как правило, имеют покрытие из лемеха – деревянной черепицы, в то время как двускатные кровли покрываются красным тесом, укладывавшимся на слой бересты. Нижние, свисающие концы красного теса часто обрабатывались в форме «усеченной пики».

Традиционные окна бывают двух видов – красные (косящатые), обрамленные гладкими косяками и соединенными под углом «в ус», и волоковые (закрывающиеся специальной задвижкой). Красные окна были парадными и обычно размещались в стенах церквей и трапезных, в то время как волоковые обычно служили для освещения алтарей, особенно в небольших храмах или часовнях.

В интерьерах наиболее важными деталями были резные столбы со жгутами и дыньками. Столбы чаще всего ставились в трапезных и подпирали матицы – горизонтальные массивные балки, несущие потолок. Потолок церковного помещения оформлялся в виде неба – каркасного вогнутого потолка с замковым кольцом в центре, в которое упираются наклонно идущие балки — тябла. Плоскости потолка между балками и в замковом кольце обычно заполняются иконописью. До середины XVIII в. иконостасы также были тябловыми и состояли из массивных горизонтальных брусьев, на которые ставились иконы. Лишь в эпоху елизаветинского барокко они постепенно уступают место декоративным резным иконостасам.[20]

Культовая деревянная архитектура подразделяется на типы:

древнейшие – клетские и шатровые,

относительно поздние, появившиеся с середины XVII в., когда получают распространение кубоватые, ярусные и многоглавые храмы.

Клеть – четырехугольный сруб, покрытый кровлей – традиционно считается простейшей и древнейшей формой, присущей деревянным сооружениям – как гражданским, так и культовым. Клетские часовни и церкви — наиболее древние культовые сооружения, предшественниками которых, возможно, являлись языческие храмы древней Руси, а далеким предком — клеть первобытного жилища. Подтверждение тому — несомненное сходство между амбарами, донесшими до нас многие черты древнейшего жилья, и простейшими клетскими часовнями. Самое древнее из сохранившихся сооружений клетского типа — церковь Лазаря из Муромского монастыря (ныне находится в музее «Кижи»). Лазаревская церковь имеет множество черт, свидетельствующих в пользу ее древности. В первую очередь это архаическая рубка «пазом кверху», когда не верхний венец ложится на нижний, а, наоборот, на паз в верхней части бревна кладется следующий венец. Рубка «пазом кверху» в европейской части России исчезает еще в середине XVI столетия и практически не встречается в поздних памятниках. Кроме того, углы клетей срублены без внутреннего потайного зуба, то есть без дополнительных связующих элементов, обязательных для более сложных и развитых в конструктивном отношении построек позднего периода.

Важными особенностями Лазаревской церкви являются устройство дверного проема, оформленного независимо с каждой из сторон; вертикальные связи на срубе с западной стороны, предназначенные для предохранения плоскости стены от деформации; отсутствие потолка в притворе и алтаре.

Церковь Лазаря состоит из трех клетей — центральной, собственно церкви, самой высокой и стройной, с изящными повалами и крутой крышей с главкой на коньке; восточной клети — алтаря, также имеющей повалы, но перекрытой пологой двускатной крышей; западной клети — каркасных сеней. Вероятно, больше всего напоминают древнейшие культовые постройки клетские часовни, которые отличаются от церквей не только меньшими размерами, но и отсутствием алтаря.

Невысокая клеть сеней, перекрытая пологой двускатной крышей (прежде крыша была безгвоздевой, с курицами и потоками). Сени были рублены без повалов. На южной их стене находилась дверь. Несмотря на небольшие размеры (52x124 см), дверной проем в обрамлении широких косяков занимал значительную часть стены, и по сравнению с ним и без того низкие сени казались еще ниже. Зато крошечное оконце собственно часовни, контрастируя с глухой поверхностью стены, увеличивало кажущуюся высоту восточного сруба. Любопытно, что сени, превосходящие по площади собственно часовню, совершенно не имели окон.

Колокольни — сооружения относительно «молодые», возникшие позже церквей. Первоначально они состояли из столбов, поддерживающих крышу и висящий под ней колокол. Позднее столбы стали окружаться срубами, превращаясь в монументальные башни, лишь площадка звона о



2019-05-24 271 Обсуждений (0)
Культурное наследие Карелии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурное наследие Карелии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)