Против ревизионистских критиков марксизма
С беспокойством за исторические судьбы марксизма Ленин следил за ростом оппортунизма в социал-демократических партиях Западной Европы, попытками оппортунистов выхолостить революционное существо марксизма. Извращенно, вульгарно понимая марксизм, оппортунисты принижали роль партии в рабочем движении, восхваляя тред-юнионизм, сводили на нет значение политической борьбы, принижали также и роль теории. В 1896 — 1898 годах немецкий социал-демократ Э. Бернштейн опубликовал серию статей под общим заголовком «Проблемы социализма», собранных затем в 1899 году в книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», где открыто выступил с ревизией основных положений марксизма, стремясь подменить марксизм либерально-реформистским учением. Бернштейн провозгласил оппортунистический лозунг «движение — все, конечная цель — ничто». Тем самым он проповедовал отказ от революционной борьбы рабочего класса, от диктатуры пролетариата. Тогда же французский «социалист» Мильеран показал на деле, к чему приводят ревизионистское и реформистские отступления от марксизма. Он опозорил себя тем, что вошел в реакционное буржуазное правительство вместе с кровавым палачом Парижской коммуны генералом Галифе. Бернштейн приветствовал поведение Мильерана. Прикрываясь псевдосоциалистической фразеологией, ревизионисты вели борьбу против марксизма, против учения о пролетарской революции, диктатуре пролетариата и победе социализма. В. И. Ленин был глубоко возмущен появлением книги Бернштейна и выступлениями в печати его единомышленников. Уже тогда ему было ясно, что с ревизионистами «необходима будет серьезная война». С большим удовлетворением читал он «Очерки по истории материализма» Г. В. Плеханова и его статьи против ревизионизма Бернштейна, напечатанные в журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit». Ленин был решительным противником неокантианства, возрождавшего наиболее реакционные, идеалистические положения философии Канта. Бернштейн же выступал с защитой неокантианских взглядов, призывал вслед за буржуазными профессорами: «назад к Канту». Получив книгу Каутского против Бернштейна «Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика», Ленин и Крупская в течение двух недель перевели ее на русский язык. Этот рукописный перевод потом ходил по рукам, его читали ссыльные социал-демократы не только в Минусинском округе, но и в других местах. В конце августа 1899 года М. И. Ульянова послала брату в ссылку книгу Бернштейна. Буквально тотчас же Ленин принялся за чтение книги и на другой день писал матери, что они с Надеждой Константиновной прочли уже больше половины книги «и содержание ее все больше нас поражает. Теоретически — невероятно слабо; повторение чужих мыслей. Фразы о критике, и нет даже попытки серьезной и самостоятельной критики. Практически — оппортунизм (фабианизм, вернее: оригинал массы утверждений и идей Бернштейна находится у Webb’oB в их последних книгах), безграничный оппортунизм и поссибилизм, и притом все же трусливый оппортунизм, ибо программы Бернштейн прямо трогать не хочет. Вряд ли можно сомневаться в его фиаско. Указания Бернштейна на солидарность с ним многих русских... совсем возмутили нас»1. В. И. Ленин резко критиковал и русских извратителей марксизма, выступавших так же, как и Бернштейн, против революционного содержания теории научного коммунизма. Он показал, «какую безграничную путаницу мысли, какое отсутствие всякого намека на самостоятельные воззрения, какой решительный шаг назад против взглядов русской социал-демократии представляет из себя «наша» бернштейниада»2. Ленин считал, что революционные социал-демократы должны вести непримиримую борьбу против ревизии марксизма, непоколебимо защищать чистоту революционной теории. Решительно выступил Ленин и против попыток ревизии учения Маркса со стороны «легальных марксистов», превозносивших Бернштейна за его борьбу против марксизма, оценивая ее как «огромную заслугу». Владимир Ильич вскрыл полнейшую несостоятельность «критицизма», которым занимались русские последователи Бернштейна. Весной 1899 года он писал: «...вся эта «новая критическая струя» в марксизме, которой увлекаются Струве и Булгаков.., мне кажется крайне подозрительной: громкие фразы о «критике» против «догмы» и проч. — и ровно никаких положительных результатов критики».3 О том, как возмущен был Владимир Ильич выступлениями хулителей марксизма, можно судить по его гневным замечаниям: «Булгаков... меня просто взбесил», «Насчет «сногсшибательных открытий» русских учеников и их неокантианства я прихожу все в большее и большее возмущение. Прочел статью Туган-Барановского... Черт знает что за глупый и претенциозный вздор!»4 В. И. Ленина тревожил важнейший в то время политический вопрос — по какому пути пойдет молодое русское рабочее движение. Либо, вдохновляемое социалистической идеологией, оно пойдет но пути смелой, последовательной революционной борьбы против царизма и капитализма, за диктатуру пролетариата, либо скатится на путь реформизма, подчинения буржуазной идеологии, приспособления к царизму и капитализму. Все свои силы Ленин сосредоточил на том, чтобы внести в рабочее движение социалистическое сознание, направить его развитие по единственно верному, революционному, пути. Уже в первых проявлениях «экономизма» Ленин угадал стремление российских бернштейнианцев повернуть рабочий класс на путь соглашательства с буржуазией. Только ленинская прозорливость могла так безошибочно определить буржуазно-реформистскую сущность «экономизма» в то время, когда он еще только начал складываться. Как глубоко был прав Ленин в своем предвидении, показала жизнь, вся история борьбы за социализм. Идейные враги марксизма, русского революционного движения в 90-х годах прошлого века, все больше погрязая в болоте оппортунизма, оказались потом в стане ярых врагов Советской власти. Так, один из лидеров «экономистов, Кускова стала злобным врагом рабочего класса и СССР, а бывший «легальный марксист» Булгаков, о котором Ленин еще в 1899 г. писал: «Посмотрим, как он кончит», в 1918 году стал белоэмигрантским священником. Находясь в ссылке в Шушенском, Ленин получил из Петербурга от А. И. Ульяновой-Елизаровой документ «экономистов» — так называемое «Кредо» (символ веры), — написанный Кусковой. Владимир Ильич немедленно выступил с развернутой критикой этой программы российского бернштейнианства, этой «квинтэссенции социал-демократического оппортунизма». Ленин пишет резкий обличительный «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо», и призывает русских социал-демократов объявить решительную войну всему кругу оппортунистических идей «экономистов», выступивших с ревизией коренных положений марксизма и отвергавших необходимость создания в России марксистской революционной пролетарской партии. Ленин показал, что бернштейнианство «означает попытку сузить теорию марксизма, попытку превратить революционную рабочую партию в реформаторскую»5 и призвал решительно выступить против перенесения этих оппортунистических идей в Россию. Для обсуждения «Протеста» Ленин летом 1899 года организует совещание ссыльных социал-демократов, которое состоялось в селе Ермаковском. Собрались ссыльные со всего Минусинского округа: проживавшие в Ермаковском — А. А. Ванеев, Д. В. Ванеева, М. А. Сильвин. В. К. Курнатовский, П. Н. Лепешинский и О. Б. Лепешинская, Н. Н. Панин; из Шушенского приехали В. И. Ленин, Н. К. Крупская и О. А. Энгберг; из Минусинска — В. В. Старков, А. М. Старкова, Г. М. Кржижановский, 3. П. Кржижановская; из села Тесинского — А. С. Шаповалов, Ф. В. Ленгник и Е. В. Барамзин. Владимир Ильич был избран председателем совещания. После горячих прений все единодушно поддержали ленинский «Протест российских социал-демократов» и подписали его. После обсуждения и принятия «Протеста» Ленин считал его коллективным документом, протестом 17 ссыльных социал-демократов. В нем отмечалось, что программа «экономистов» сводится к тому, чтобы рабочий класс России ограничился экономической борьбой, а «либерально-оппозиционные элементы») боролись при «участии» марксистов за «правовые формы». Ленин гневно писал, что «осуществление подобной программы было бы равносильно политическому самоубийству русской социал-демократии». «Протест» категорически выступал против воззрений «экономистов». Он предостерегал всех марксистов от грозившего совращения русской социал-демократии с намеченного уже ею пути — образования самостоятельной политической рабочей партии. неотделимой от классовой борьбы пролетариата и ставящей своей ближайшей задачей завоевание политической свободы. Указывая, что знаменем рабочих может быть лишь теории революционного марксизма, «Протест» определял задачи российских социал-демократов. В нем подчеркивалось великое значение пролетарской партии в борьбе за освобождение трудящихся. «Только самостоятельная рабочая партия может быть твердым оплотом в борьбе с самодержавием, и только в союзе с такой партией, в поддержке ее могут активно проявить себя все остальные борцы за политическую свободу».6 Таким образом, Ленин дал решительный бой проявлению бернштейнианства на русской почве и нанес удар западноевропейскому оппортунизму, который начал разъедать социал-демократические партии в Германии. Франции и других странах. Совещание решило разослать «Протест» по колониям политических ссыльных, чтобы собрать под ним возможно больше подписей, а для опубликования направить его Г. В. Плеханову за границу. Организацию этого дела Ленин взял на себя. Вскоре колонии ссыльных в Туруханске и Орлове Вятской губ. (В. В. Воровский. Н. Э. Бауман и др.) присоединились к «Протесту». Пересланный Лениным группе «Освобождение труда» «Протест» был напечатан в направленном против «экономизма» сборнике Г. В. Плеханова ««Vademecum»7 для редакции «Рабочего Дела»». «Протест российских социал-демократов» имел огромное значение в развертывании борьбы против «экономистов». Он способствовал развитию марксистской мысли и подготовке революционной рабочей партии в России. Примечание: 1 В. И. Ленин. Соч., т. 55, стр. 176. 2 В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 265. 3 В. И. Ленин. Соч., т. 46, стр. 24. 4 Там же, стр. 29. 5 В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 170. 6 В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 175 — 170. 7 «Vademecum» — «Путеводитель».
План создания марксистской партии Центральное место в трудах Ленина того времени занимала идея создания единой марксистской партии в России. Он возобновил работу над проектом программы партии, начатую еще в петербургской тюрьме. В ленинском проекте программы партии дан анализ развития капитализма в России, выдвинуты основные цели и задачи классовой борьбы пролетариата. Ленин формулирует конечную цель пролетариата — завоевание политической власти, уничтожение частной собственности на средства производства и создание социалистического общества. «Проект программы» содержит также и практические требования социал-демократии: общегосударственные, требования рабочего класса и требования крестьянства. В нем определены принципы аграрной программы русских марксистов и ближайшая задача пролетарской классовой борьбы — свержение царского самодержавия. В 1897 году Ленин написал статью «От какого наследства мы отказываемся?», в которой высказал отношение пролетарской партии к революционным традициям своей страны. Убедительно и страстно Ленин опроверг распространявшиеся либерально-народнической прессой измышления о том, что марксисты будто бы «отрекаются от «наследства», порывают с лучшими традициями лучшей части русского общества и т. п.». Сопоставляя взгляды русских просветителей 60-х годов, народников и социал-демократов, Ленин доказал, что именно марксисты «гораздо более последовательные, гораздо более верные хранители наследства, чем народники». В отличие от народников, идеология которых естественно вела к историческому пессимизму, к бесперспективности, для революционных демократов-просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в светлое будущее нашей страны. Революционным демократам-просветителям были свойственны безусловная враждебность ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни России, горячая защита прогрессивного развития страны, беззаветная борьба за интересы трудового народа. Все это полностью восприняли русские марксисты. В марксистской партии Ленин видел законного наследника всех прогрессивных завоеваний и революционно-демократических традиций народов России. Но, разумеется, отмечал Ленин, русские марксисты хранят наследство не так, как архивариусы хранят старые бумаги. Хранить наследство вовсе не значит ограничиваться полученным наследством; необходимо идти дальше, на базе марксизма самостоятельно определять пути и средства революционной борьбы трудящихся классов за свое освобождение. В ссылке у Ленина зародился организационный план создания марксистской партии, который он осветил в статьях «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос», предназначенных для «Рабочей Газеты». Осенью 1899 года Ленин принял предложение о редактировании «Рабочей Газеты», а затем о сотрудничестве в ней. I съездом РСДРП газета была признана официальным органом партии, но вскоре полиция разгромила газету. В 1899 году была предпринята попытка возобновить ее издание. Но она окончилась неудачей, и поэтому статьи Ленина остались ненапечатанными; впервые они были опубликованы лишь в 1925 году. Разоблачая Бернштейна и его последователей, проповедовавших теорию уступчивости к злейшим врагам пролетариата, к правительствам и партиям буржуазии, Ленин в статье «Наша программа» заявлял: «Мы стоим всецело на почве теории Маркса: она впервые превратила социализм из утопии в науку, установила твердые основания этой науки и наметила путь, но которому должно идти, развивая дальше эту науку».1 Только теория Маркса, подчеркивал Ленин, намечает верный путь и задачу революционной социалистической партии — организацию классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конечной целью которой является завоевание политической власти пролетариатом и построение социалистического общества. В. И. Ленин выступил как организатор революционной марксистской партии, в создании которой пришлось идти новыми, самостоятельными путями. Он первым из марксистов поставил вопрос о партии рабочего класса как партии нового типа. Вся предшествующая борьба Ленина против народничества, «легального марксизма», против бернштейнианства и «экономизма», как его разновидности, была необходимым условием решения поставленной им исторической задачи — создания в России революционной марксистской партии. Ленин мыслил эту партию только как партию нового типа, в корне отличную от западноевропейских партий, терпящих в своих рядах оппортунистов и реформистов. Партия, за создание которой неустанно боролся Ленин, должна была быть непримиримой к любым проявлениям оппортунизма, ревизионизма и соглашательства. Партии старого типа — западноевропейские социалистические партии — складывались и развивались в условиях легальности и парламентской борьбы. Они постепенно теряли революционный характер, не готовили рабочий класс к революционным боям за свержение господства буржуазии и установление диктатуры пролетариата, скатывались на позиции оппортунизма, на путь соглашательства с буржуазией. Не отвечал ленинским принципам строительства пролетарской партии и тип организации русских революционных народников 70-х годов. Они были оторваны от масс, опирались на ошибочную теорию и применяли заговорщически-террористические методы борьбы. Это наносило большой вред революционному движению. Оба эти типа организации не могли служить образцом для создаваемой в России революционной партии рабочею класса. В статье «Наша ближайшая задача» Ленин писал: «История социализма и демократии в Западной Европе, история русского революционного движения, опыт нашего рабочего движения, — таков тот материал, которым мы должны овладеть, чтобы выработать целесообразную организацию и тактику нашей партии. «Обработка» этого материала должна быть однако самостоятельная, ибо готовых образцов нам искать негде...»2 Луже в произведениях Ленина 90-х годов XIX века были сформулированы важнейшие принципы пролетарской партии нового типа. Насущным вопросом, «больным пунктом» российского социал-демократического движения Ленин считал его недостаточную организованность. В статье «Насущный вопрос» он подчеркивал настоятельную необходимость улучшения революционной организации и дисциплины, усовершенствования конспиративной техники: «За демократию и социализм, — указывал Ленин, — стоят все здоровые и развивающиеся слои всего народа, по. чтобы вести систематическую борьбу против правительства, мы должны довести революционную организацию, дисциплину и конспиративную технику до высшей степени совершенства».3 Надо было связать воедино многочисленные, рассеянные по всей стране марксистские кружки и организации, ликвидировать кустарничество, создать марксистскую партию, являющуюся политическим вождем и руководителем рабочего класса. Но для осуществления этого, писал Ленин, «мы должны поставить своей ближайшей целью — организацию правильно выходящего и тесно связанного со всеми местными группами органа партии».4 Без такого печатного органа невозможна широкая организация рабочего движения, ибо только общий орган партии, последовательно проводящий принципы политической борьбы и высоко держащий знамя демократизма, привлечет на свою сторону все боевые демократические элементы и использует все прогрессивные силы России в борьбе за политическую свободу. По мнению Ленина, именно общерусская нелегальная политическая газета могла в тех условиях явиться важнейшим средством идейного и организационного сплочения социал-демократов. Такую газету выпускать в России было невозможно из-за полицейских преследований, и Ленин решил издавать ее за границей. В конце ссылки все помыслы Ленина были сосредоточены на том. как осуществить план создания революционной пролетарской партии. «Бессонными ночами. — вспоминала Н. К. Крупская, — обдумывал он свой план во всех деталях, обсуждал его с Кржижановским, со мной, списывался о нем с Мартовым и Потресовым, сговаривался с ними о поездке за границу».5 «Очень памятна мне, — писал Г. М. Кржижановский. — одна из последних моих прогулок с Владимиром Ильичем по берегу широкого Енисея. Была морозная лунная ночь, и перед нами искрился бесконечный саван сибирских снегов. Владимир Ильич вдохновенно рассказывал мне о своих планах и предположениях по возвращении в Россию».6 Владимир Ильич с нетерпением ожидал окончания ссылки, беспокоился, как бы царские власти не продлили срок, что нередко тогда случалось. И в письмах эта тревога: «Только бы не прибавили срока — величайшее несчастье, постигающее нередко ссыльных в Восточной Сибири. Мечтаю о Пскове». Владимир Ильич нервничал, стал плохо спать, сильно похудел. Его охватывала тоска по активной работе. К счастью, опасения Ленина не подтвердились, срок ссылки не увеличили. В начале января 1900 года департамент полиции послал Ленину извещение, что министр внутренних дел воспретил ему после окончания ссылки проживать в столичных и университетских городах и крупных рабочих центрах. Чтобы быть ближе к Петербургу, Ленин решил поселиться в Пскове. Наступил долгожданный день. Утром 29 января 1900 года Владимир Ильич с семьей оставляет село Шушенское. Около снаряженных в дальний путь саней собрались друзья — крестьяне и ссыльные. У многих на глазах были слезы. О. А. Энгберг, прощаясь, подарил Надежде Константиновне — своей учительнице — самодельную брошку, в виде книги, с надписью «Карл Маркс». Среди взрослых взволнованно суетился сынишка латыша-поселенца, любимец Владимира Ильича, маленький Минька. Он деловито перетаскивал к себе оставляемые ему «сокровища» — книжки, цветные карандаши, бумагу, картинки. Теплым и трогательным было расставание с Шушенским. За годы жизни Ленина в селе крестьяне искренне полюбили его. Добрыми наставлениями и пожеланиями, словами благодарности напутствовали они отъезжавших. Поздно вечером Ленин и его семья приехали в Минусинск. Недолгая остановка. И снова двинулись в дорогу. В Минусинске к Ульяновым присоединились В. В. Старков и О. А. Сильвина. Сотни верст по Енисею, а потом трактом ехали на лошадях. И, несмотря на сильный мороз, продолжали путь днем и ночью. Так ехали до станции Ачинск, где сели в поезд. Сибирская ссылка В. И. Ленина окончилась. Начался новый этап его жизни и деятельности. Примечание: 1 В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 182. 2 В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 189 — 190. 3 Там же, стр. 194. 4 Там же, стр. 191. 5 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, 1968, стр. 245. 6 Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, 1969, стр. 24.
Глава четвертая
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |