Ответственность за свои эмоциональныерасстройства.
Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональныепроблемына себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях.
25. Категории иррациональных убеждений. Под иррациональными убеждениями в данном случае понимаются установки, не имеющие под собой объективных подтверждений и способные привести к эмоциональным реакциям такой интенсивности, которая никак не будет соответствовать значимости события. Согласно Эллису, существуют 4 категории иррациональных убеждений. Первая категория – это убеждения, указывающие на долженствование. «Я должен победить их всех», «Он должен более внимательно ко мне относиться» и т.д. Вторая категория – «Ужасающие суждения». Они убеждают человека в том, что все плохо, хуже некуда, кошмарно и ужасно. Примерами таких убеждений могут быть фразы вроде «Если я не сдам этот экзамен, то умру», «Если он меня обыграет, это будет концом света». Третья категория – убеждения, согласно которым человек неспособен принять мир, если этот мир не такой, каким ему «следовало бы быть». Четвертая категория – порицающие убеждения, их цель – унизить личность, которая повинна в том что события приняли не тот оборот, который им бы следовало принять. К примеру: «Она плохой человек, поскольку опоздала на нашу встречу, и все пошло наперекосяк». В эти четыре категории входят наиболее распространенные иррациональные идеи, которые становятся базой для большей части эмоциональных проблем. Вот эти идеи: 1. Долженствование: - «Каждый мой поступок должен быть привлекателен для всех, я должен всем нравиться» — свойственно взрослым людям; - «Я должен все знать и уметь, добиваться успеха во всем без исключения, я должен понимать всё и всех»; 2. «Ужасающие» суждения: - «Если что-то идет не так, как я планировал, это катастрофа!» - «Нужно постоянно быть начеку – что-то всегда может пойти не так» 3. Убеждения, отражающие неспособность принимать мир таким, какой он есть: - «Все беды – из-за других людей или обстоятельств»; - «Гораздо проще убегать от проблем, чем решать их»; - «Лучше всего плыть по течению»; - «Мы не можем управлять своими эмоциями». 4. Порицающие убеждения: - «Наше счастье зависит от других людей, поэтому они должны меняться для нас, иначе будут наказаны». Если Вы, читая эту статью, узнали в приведенных примерах какие-то из своих постоянных мыслей – есть повод задуматься, насколько Ваши убеждения рациональны и не создают ли они Вам проблем в восприятии повседневных событий. Иррациональные мысли создают внутренние конфликты, которые, в свою очередь, приводят к конфликтам внешним – с другими людьми и к разладу с собой. Необходимо отследить эти иррациональные мысли, осознать их «неправильность» и трансформировать в более конструктивные. Возможно, в этом процессе Вам может понадобиться помощь психолога, который вместе с Вами будет обсуждать и изменять иррациональные суждения.
26. Схема «АВС» и «АВСДЕ» по А.Эллису. Рационально-эмотивная терапия - Направление в когнитивной психотерапии (Альберт Эллис), основанное на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. Ключевой является так называемая АВС-теория, в соответствии с которой, определенное негативное проявления эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким-либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы является обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций. Эллис подчеркивал, что у людей нет прямых реакций на большинство ситуаций, что эмоциональные реакции зависят от способа восприятия событий. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого человек интерпретирует и осмысляет их. Иллюстрация: ребёнок слышит, когда отец кричит на него, расстраивается при этом; однако сосед по дому, который слышит точно те же "объективные стимулы", на эту родительскую вспышку совершенно не реагирует (или реагирует иначе: злится, например). Эллис основывается на том, что у людей могут быть и есть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события. Эллис моделирует эмоциональное поведение в последовательности, легко запоминаемой как простая мнемоника АВС: Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В. То есть, если мы знаем, что такой-то индивид попал в такую-то ситуацию (например ему отдавили ногу в общественном транспорте), но не знаем при этом модель мира человека (хотя бы в ключевых моментах), то последствия его действий сложно предугадать (человек с отдавленной ногой может устроить скандал, может заплакать, может начать читать нотации, может проигнорировать, может сразу полезть в драку...).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |