Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проведение анализа алгоритмов тестирования в соответствии с выбранными методиками



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Проведение анализа алгоритмов тестирования в соответствии с выбранными методиками 0.00 из 5.00 0 оценок




Назначение теста Якоря карьеры - диагностика ценностных ориентаций в карьере

Карьерная ориентация Номера вопросов Кол-во вопросов
Профессиональная компетентность 1, 9, 17, 25, 33
Менеджмент 2, 10, 18, 26, 34
Автономия (независимость) 3, 11, 19, 27, 35
Стабильность работы 4, 12, 36
Стабильность места жительства 20, 28, 41
Служение 5, 13, 21, 29, 37
Вызов 6, 14, 22, 30, 38
Интеграция стилей жизни 7, 15, 23, 31, 39
Предпринимательство 8, 16, 24, 32, 40

Следует просуммировать баллы по каждой ориентации и разделить на количество вопросов. Ориентация считается ярко выраженной, если показатель превышает 6 баллов.

Для использования методики Потемкиной нужно отвечать на вопросы придерживаясь следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола

Рисунок 3.1 – образец протокола теста Потемкиной

 

Тест Леонгарда содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить "да" или "нет". Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля личностной акцентуации".

 

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Обработка результатов методики ДС заключается в суммировании написанных обследуемым баллов по всем пунктам, входящим в соответствующую шкалу.

Ключ к шкалам ДС:

Ак: 13, 17, 23, 28, 44, 46, 48, 50. В шкале 8 пунктов.

Бо: (3), 6, 8, (17), (38), 39, (50). В шкале 7 пунктов.

То: 1, 7, 14, 18, 27, 43, 55, 57. В шкале 8 пунктов.

Ра: 4,8,25,31,35,37,41′. В шкале 7 пунктов.

Сп: 5,9,10,12,21,24,30,35. В шкале 8 пунктов.

Ус: 16, 20, 29, 34, 51, 53, 54, 56. В шкале 8 пунктов.

Уд: 2, 15, 22, 26, 33, 40, 45, 47, 52. В шкале 9 пунктов.

По: 11, 19, 32, 36, 42, 49. В шкале 6 пунктов.

В шкале Бо номера пунктов, взятые в скобки, имеют инвертиро­ванную 7-балльную шкалу. По этим пунктам в суммарный балл шка­лы идут не те баллы, которые написаны испытуемыми, а разница, по­лучаемая после вычитания написанного балла (в бланке ответов) из 8. Соответственно нужно использовать формулу

S = 8- М,

где М — балл, написанный испытуемым, S — балл, который войдет в сумму «сырых» баллов для данной шкалы.

Вместо формулы можно использовать таблицу для пересчета.

После подсчета первичных баллов по всем шкалам необходимо пе­ревести их в стандартные. Для этого используются таблицы перевода с учетом пола обследованного субъекта. В столбце «Сырые баллы» на­ходим подсчитанный первичный («сырой») балл для первой шкалы (Ак). На пересечении его строки и столбца шкалы Ак находим клетку, где записана стандартная Г-оценка по шкале Ак. Далее — таким же обра­зом для шкал Бо, То, Ра, Сп, Ус, Уд, По. Например, первичный балл по шкале Ак составил 29 единиц. В первом столбце — «Сырые баллы» — находим строку, в которой стоит число 29. Справа от него записана стандартная Г-оценка, равная 40. Для первичного балла по шкале Бо, составляющего 29 единиц, стандартная Г-оценка равна 38, для пер­вичного балла по шкале То стандартная Г-оценка равна 39 и т. д.

Основные шкалы:

 

 

o Шкала Ак: активное—пассивное отношение к жизненной ситуации.

Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей. Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.

Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненным ситуациям, в оценке многих из них преобладают пессимизм, неверие в успешное преодоление препятствий.

o Шкала Бо: бодрость—уныние.

Высокие оценки. Повышенное, бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон. Расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем. Выражено желание действовать.

Низкие оценки. Пониженное, печальное настроение, уныние, преобладает отрицательный эмоциональный фон. Свойственны разочарованность ходом событий, сужение интересов, в картине будущего отмечаются мрачные тона, смысл его неясен. При очень высоких оценках — подавленность, чувство грозящего несчастья, гипотимность.

o Шкала То: тонус высокий—низкий.

Высокие оценки. Повышенная вероятность активности и расходования энергии, стенического реагирования на возникающие трудности. Субъективные ощущения внутренней собранности, запаса сил, энергии. Повышена готовность к работе, в том числе продолжительной.

Низкие оценки. Характерны усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Снижена вероятность проявления активности, расходования энергии, уменьшен ресурс сил, по­вышена утомляемость. Склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.

o Шкала Ра: раскованность—напряженность.

Высокие оценки. В настоящей ситуации человек не усматривает вызова, проблемы в значительной степени разрешены или успешно решаются. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. Возможно, что ситуация оценивается как неразрешимая, но нет ее активного отвержения, эмоциональная острота непринятия стер­та. Нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации, интенсивно выполнять необходимые преобразования, в большей мере овладевать ситуацией. Характерна раскованность. При очень высоких оценках — безразличие, успокоенность.

Низкие оценки. Преобладает интенсивное стремление осущест­вить необходимое, в более полной мере действовать, вести себя же­лаемым образом. Переживание большой значимости происходящих в жизни субъекта событий, возникшей ситуации; переживание повышенной значимости осуществляемого поведения, деятельности. Свойственно более масштабное вовлечение ресурсов или активизация за­щитных механизмов. Под напряженностью здесь имеется в виду преимущественно эмоциональная напряженность.

o Шкала Сп: спокойствие—тревога.

Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможно­стях, чем у большинства людей. В психическом состоянии переживание тревоги имеет определяющее значение для ряда других явлений. Именно тревога усиливает звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных, увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на сознание, поведение и деятельность. Шкала предназначена для измерения уровня генерализованной тревоги. В литературе она об­означается также терминами «свободно плавающая», «немотивированная» и др.

Низкие оценки. Повышена склонность испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, видеть угрозу престижу, благополучию независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.

o Шкала Ус: устойчивость—неустойчивость эмоционального тона.

Высокие оценки. Преобладают ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянии эмоционального возбуждения сохраняются адекватность и эффективность психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно интерпретировать как эмоциональную ригидность.

Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повыше­на раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон.

o Шкала Уд: удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации).

Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность делать выбор, в котором слышен голос собственного Я. Субъект чувствует готовность преодолеть трудности в реализации своих способностей (если высшие потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.

Низкие оценки. Неудовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, процессом самореализации и тем, как в настоящее время разворачиваются основные жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек не нашел себя полностью, не Раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен уход в сомнения, который позволяет уклониться от необхо­димости сделать жизненный выбор, прислушиваясь прежде всего к амому себе, принимая на себя ответственность за то, что с тобой про­исходит.

Контрольная шкала

o Шкала По: «положительный—отрицательный образ самого себя». Эта шкала вспомогательная, она позволяет определить критичность самооценивания (низкую или высокую) и его адекватность. В шкале 6 пунктов.

Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. При стандартных баллах по этой шкале, превышающих 65, есть основания предполагать низкую критичность в самооценивании, недостаточную его адекватность, неискренность. Другими причинами таких показателей могут быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности обследуемого в «положительных, хороших» результатах тестирования.

Тест Лири. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

Рисунок 3.2 – шкалы теста Лири

 

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Профиль СМИЛ - это ломаная линия, которая соединяет количественные показатели десяти базисных шкал. Сырые баллы по каждой шкале представляют собой сумму крестиков, подсчитанных при наложении ключа-шаблона на заполненный обследуемым лицом регистрационный лист (см. Приложение). Для каждой шкалы профиля СМИЛ имеется свой ключ. Показатель каждой шкалы оценивается суммой значимых (учитываемых) ответов, отражающих не только согласие, но и отрицание.

К показателям основных десяти шкал профиля примыкает на первом плане (слева) маленький профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попало в категорию ответов «Не знаю». Шкала L - шкала лжи - показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала F - шкала достоверности - определяет уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала К - шкала коррекции - выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ Я. В зависимости от показателей шкал достоверности профиль признается достоверным или недостоверным, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования. Чтобы избежать влияния механизма вытеснения на основной профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с.б.) показателя шкалы К к сырым баллам 1-й шкалы, затем прибавить 0,4 величины с.б. шкалы К к с.б. 4-й шкалы, по целому (1,0) К- вся сумма с.б. шкалы «К» - прибавляется к с.б. 7-й и 8-й шкал, и наконец 0,2 с.б. шкалы К прибавляется к с.б. 9-й шкалы. Для того чтобы указанные доли К не различались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей - 0,4, 0,5 и 0,2 - для любых величин с.б. шкалы К. Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (?, L, F, K) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются в виде жирной точки или звездочки на графике профильного листа и соединяются между собой ломаной линией, шкалы достоверности - отдельно, основной (базовый) профиль - отдельно.

В связи с тем что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также не эквивалентна, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10 Т-баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах двух среднеквадратичных отклонений (σ) - 20 Т - как вверх, до 70, так и вниз, до 30 Т, условно определено как разброс в рамках нормативного «коридора». Показатели выше 70 и ниже 30 Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны на правой и левой боковых линиях рамки профильного листа и определяются проведенными по горизонтали линиями на расстоянии в 10 Т-баллов друг от друга. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого показателя к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были просчитаны заранее по формуле: где 50 - это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение); Х - это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале; М - эмпирически выявленная медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале; σ - сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации. Для базовых шкал все эти данные уже учтены и соотнесены с Т-баллами на профильном листе. Для дополнительных шкал показатели T-баллов вычисляются по приведенной выше формуле с использованием данных о среднестатистических показателях медианы и сигмы, полученных в результате рестандартизации методики.

Отсчет разброса показателей профиля СМИЛ идет от 50 Т - идеально-нормативного среднего профиля, соответствующего теоретической усредненной норме (см. профильный лист в Приложении). В узком «коридоре нормы» - в пределах 46 - 55 Т - колебания профиля трудно интерпретируемы, поскольку не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности (если шкалы достоверности при этом не показывают выраженной установки на ложь - высокая шкала L - или неоткровенность - высокая шкала K). В широком «коридоре нормы» (от 30 до 70 Т) каждой тенденции противопоставлена противоположная по направленности «антитенденция», а чувства и поведение подчинены контролю сознания (или эмоции настолько умеренны, что минимальный контроль над ними оказывается вполне достаточным). Повышения, колеблющиеся в пределах 56 - 66 Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида. Более высокие показатели разных базисных шкал (67 - 75 Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека. Показатели выше 75 Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства и, наконец, психопатология, о наличии которой может судить только патопсихолог или психиатр по совокупности данных психодиагностического, экспериментально-психологического и клинического исследований.

Тест Айзенка. Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из двух факторов:

1) экстраверсия – интроверсия. Для типичного экстраверта характерны следующие черты: общительность, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы;

2) нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Методика диагностики темперамента Айзенка состоит из 57 вопросов, которые группируются относительно двух шкал. Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов в соответствии с каждой шкалой и ожидаемыми ответами (Да/Нет). За каждое совпадение с ключом дается 1 балл. Производится подсчет баллов по экстраверсии и нейротизму. Содержание теста и ключ представлены в Приложении А. Согласно Айзенку, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм – стабильность, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа:

1) сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный). «Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство;

2) холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный). Отличается повышенной возбудимостью, ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах;

3) флегматик (сильный, уравновешенный, инертный). Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других - вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий;

4) меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Проведение анализа алгоритмов тестирования в соответствии с выбранными методиками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проведение анализа алгоритмов тестирования в соответствии с выбранными методиками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)