Разработка информационно-логической модели разрабатываемой автоматизированной системы
Унифицированный язык моделирования – UML(Unified Modeling Languadge), который предназначен для описания, визуализации и документирования объектно-ориентированных систем и бизнес процессов с ориентацией их на последующую реализацию в виде программного обеспечения. При создании учитывались следующие требования: - позволять моделировать не только программное обеспечение, но и более широкие классы систем и бизнес-приложений, с использованием объектно-ориентированных понятий; - явным образом обеспечивать взаимосвязь между базовыми понятиями для моделей концептуального и физического уровней; - обеспечивать масштабируемость моделей, что является важной особенностью сложных многоцелевых систем; - быть понятным аналитикам и программистам, а также поддерживать специальными инструментальными средствами, реализованными на различных компьютерных платформах[5]. Язык UML ориентирован для применения в качестве языка моделирования для решения широкого класса задач объектно-ориентированного анализа и проектирования. При этом термин «унифицированный» в названии UML не является случайным и имеет два аспекта. С одной стороны, он фактически устраняет многие из несущественных различий между известными языками моделирования и методиками построения диаграмм. С другой стороны, создает предпосылки для унификации различных моделей и этапов их разработки для широкого класса систем, не только программного обеспечения, но и бизнес-процессов. Семантика языка UML определена таким образом, что она не является препятствием для последующих усовершенствований при появлении новых концепций моделирования. Язык UML может быть расширен без переопределения его ядра. В рамках языка UML все представления о модели сложной системы фиксируются в виде специальных графических конструкций – диаграмм. Процесс объектно-ориентированного анализа и проектирования неразрывно связан с процессом построения диаграмм. При этом совокупность построенных диаграмм является самодостаточной в том смысле, что в них содержится вся информация, которая необходима для реализации проекта сложной системы. Логическое проектирование программного комплекса было произведено с помощью CASE-средства UML-проектирования Visual Paradigm. 4.4.1 Диаграмма вариантов использования Диаграмма вариантов использования (Use Case Diagram) описывает функциональное назначение системы, то есть то, что система будет делать в процессе своего функционирования. Диаграмма вариантов использования является исходным концептуальным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки. Разработка диаграммы вариантов использования преследует следующие цели: - определить общие границы и контекст моделируемой предметной области на начальных этапах проектирования системы; - сформулировать общие требования к функциональному поведению проектируемой системы; - разработать концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей; - подготовить исходную документацию для взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиками и пользователями. Суть данной диаграммы состоит в следующем: проектируемая система представляется в виде множества сущностей или акторов(actor), взаимодействующих с системой с помощью так называемых вариантов использования. При этом актором (actor) или действующим лицом называется любая сущность, взаимодействующая с системой извне. Это может быть человек, техническое устройство, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему так, как определит сам разработчик. В свою очередь вариант использования (use case) служит для описания сервисов, которые система предоставляет актору. Другими словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемый системой при диалоге с актором. При этом ничего не говорится о том, каким образом будет реализовано взаимодействие акторов с системой. Помимо акторов и вариантов использования, на данной диаграмме можно расположить: Интерфейсы – служащие для спецификации параметров модели, которые видимы извне без указания внутренней структуры. Интерфейсы определяют совокупность операций, которые обеспечивают необходимый набор сервисов или функциональности для акторов. Примечания – предназначенные для включения в модель произвольной текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемого проекта. Отношения – описывающие взаимодействия экземпляров одних акторов и вариантов использования с экземплярами других акторов и вариантов. В языке UML имеется несколько стандартных видов отношений между акторами и вариантами использования: Отношение ассоциации – служит для обозначения специфической роли актора в отдельном варианте использования. Отношение расширения – определяет взаимосвязь экземпляров отдельного варианта использования с более общим вариантом, свойства которого определяются на основе способа совместного объединения данных экземпляров. Отношение расширения является направленным и отмечает тот факт, что один из вариантов использования может присоединить к своему поведению некоторое дополнительное поведение, определенное для другого варианта использования. Отношение обобщения – применяется в том случае, когда необходимо отметить, что дочерние варианты использования обладают всеми атрибутами и особенностями родительских вариантов. При этом дочерние варианты использования участвуют во всех отношениях родительских вариантов. В свою очередь, дочерние варианты могут наделяться новыми свойствами поведения, которые отсутствуют у родительских вариантов использования, а также уточнять или модифицировать наследуемые от них свойства поведения. Отношение включения – указывает, что некоторое заданное поведение для одного варианта использования включается в качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования. Данное отношение является направленным и бинарным. На диаграмме вариантов использования в данном курсовом проекте были предложены следующие акторы: тестируемый – осуществляет прохождение психологических тестов; психолог – осуществляет просмотр результатов тестирований, ответов. Данных тестируемым и проверяет корректность тестов. Также на диаграмме предложены следующие варианты использования системы: - войти в систему; - пройти тест; - выбрать тест; - проверить тест; - просмотреть данные ответы тестируемого; - просмотреть результаты прохождения теста; - выбрать тестируемого; - выбрать тест. Диаграмма вариантов использования программного комплекса представлена на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Диаграмма вариантов использования системы Сценарии Вариант использования должен быть документирован как некий сценарий работы с системой. Опишем основные сценарии: прохождение тестирования и просмотр результатов тестирования психологом. Сценарий варианта использования «Прохождение тестирования» Вариант использования: Прохождение тестирования. Краткое описание. Позволяет тестируемому пройти психологический тест. Актант. Тестируемый. Предусловия. Вариант использования "Войти в систему" выполнен успешно, на экране главное окно приложения с пунктами главного меню, настроенное на права тестируемого. Основной поток событий. Тестируемый выбирает пункт «Тесты», в котором выбирает необходимый тест. А1: «Выход». Система начинает проведение теста. На форме появляется текст пояснения к прохождению данного теста, текст первого вопроса и варианты ответа с радио-кнопками и кнопка «Далее». Активна кнопка «Далее» Тестируемый выбирает один из предлагаемых вариантов ответа, используя радио-кнопки. Нажимает кнопку «Далее». Система выводит на форму текст следующего вопроса. A2: Тестирование окончено. Выполняется пункт 3 основной последовательности. Альтернативы. А1: Выбран пункт меню «Выход». А1.1: Система закрывает главную форму приложения, приложение завершает свою работу. Вариант использования завершается. A2: Тестирование окончено. А2.1 Тестирование окончено. На экран выводится текст о завершении прохождения тестирования. Система выводит главное окно приложения, настроенное на права тестируемого. Вариант использования завершается успешно.
Сценарий варианта использования «Просмотр результатов тестирования психологом» Вариант использования: Просмотр результатов тестирования психологом. Краткое описание. Позволяет психологу просмотреть результаты прохождения тестов различными тестируемыми. Актант. Психолог. Предусловия. Вариант использования "Войти в систему" выполнен успешно, на экране – главное окно приложения с пунктами главного меню, настроенное на права психолога. Основной поток событий. 1. Психолог выбирает пункт «Просмотр», подпункт «Просмотр результатов тестирования». 2. Система выводит на главную форму поля ввода с присоединёнными выпадающими списками: «Тестируемый», «Тест», «Дата прохождения». 3. Психолог выбирает нужного тестируемого, тест и дату прохождения. 4. Система выводит результаты тестирования для выбранного тестируемого, теста и даты тестирования. Выводится список критериев тестирования с указанием количества баллов, набранных тестируемым по данному критерию. Для выбранного критерия выводится тестовое описание этого критерия и количество набранных баллов. 5. Психолог нажимает пункт главного меню «Выход». А1: Психолог изменяет значение полей «Тестируемый», «Тест», «Дата тестирования». А2: Психолог изменяет выбранный пункт списка критериев. 6. Система закрывает главное окно программы. Программа завершает свою работу. Вариант использования завершается успешно. Альтернативы. А1: Психолог изменяет значение полей «Тестируемый», «Тест», «Дата тестирования». А1.1: Система обновляет содержимое списка критериев, количество баллов, набранное выбранным тестируемым. Выбранным становится первый пункт списка критериев. Выполняется пункт 4 основной последовательности. А2: Психолог изменяет выбранный пункт списка критериев. А2.1: Система обновляет тест описания критерия и количество баллов, набранных тестируемым по вновь выбранному критерию. Выполняется пункт 4 основной последовательности. Диаграммы классов Диаграмма классов служит для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования. Диаграмма классов может отражать, в частности, различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений. Диаграмма классов является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы. Диаграмма классов состоит из множества элементов, которые в совокупности отражают декларативные знания о предметной области. Эти знания интерпретируются в базовых понятиях языка UML, таких как классы, интерфейсы и отношения между ними и их составляющими компонентами. Класс в языке UML служит для обозначения множества объектов, которые обладают одинаковой структурой, поведением и отношениями с объектами из других классов. Обязательным элементом обозначения класса является его имя. Оно должно быть уникальным. По мере проработки отдельных компонентов диаграммы, описания классов дополняются атрибутами (свойствами) и операциями (сервисами). Кроме внутреннего устройства или структуры классов, на соответствующей диаграмме указываются различные отношения между классами. Базовыми отношениями или связями в языке UML являются: отношение, отношение ассоциации, отношение агрегации, отношение, отношение обобщения. Существуют разные точки зрения на построение диаграмм классов в зависимости от целей их применения: — концептуальная точка зрения — диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов; — точка зрения спецификации — диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем; — точка зрения реализации — диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования). В разрабатываемой системе на концептуальном уровне выделено 3 группы классов: · Группа сущностных классов (рисунок 4.2); · Группа управляющих классов (рисунок 4.3); · Группа граничных классов (рисунок 4.4). Сущностный класс представляет собой объект предметной области. В рамках курсового проекта выбраны следующие сущностные классы: 1. «Тестируемый» - имеет код тестируемого, фамилию, имя, отчество и дату рождения, связан с классом «Пройденный тест» отношением 1 – 0..*. 2. «Тест» – имеет код теста, название теста, инструкции по прохождению, связан с классом «Вопрос» отношением 1 – 1..* , с классом «Критерий» отношением 1 – 1..* и с классом «Вариант» отношением 1 – 1..*. 3. «Критерий» - имеет код критерия и название, связан с классом «Тест» отношением 1..* – 1 и с классом «Результат» отношением 1 - 0..*. 4. «Вариант ответа» - имеет код ответа, название ответа, связан с классом «Тест» отношением 1..* – 1 и с классом «Данный ответ» отношением 1 – 0..*. 5. «Вопрос» - имеет код вопроса, текст вопроса, правильный вариант ответа, связан с классом «Тест» отношением 1 – 1..*. 6. «Пройденный тест» - имеет дату прохождения, связан с классом «Тестируемый» отношением 0..* - 1 и с классом «Тест» отношением 1 – 0..*, с классом «Результат» отношением 1 – 1..* и с классом «Данный ответ» отношением 1 – 1..*. 7. «Данный ответ» - класс, реализующий тернарную связь между классами «Пройденный тест», «Вопрос» и «Вариант ответа». Диаграмма классов управления наглядно показывает взаимодействие классов доступа. Главный класс в этом наборе это «Доступ к данным», т.к. через него осуществляется доступ к данным тестируемых и тестов. Данный класс осуществляет сериализацию и десериализацию данных по тестируемым и тестам в файлы. Также на диаграмме классов управления присутствуют классы для доступа к данным конкретных сущностных классов (доступ к данным тестируемых и тестов). Граничные классы представляют собой оконные формы, с которой взаимодействует пользователь. При запуске активируется форма «Форма аутентификации пользователя», в которой происходит авторизация тестируемого или психолога. Основная форма работы пользователя – «Главное окно». Если авторизован тестируемый, то на главной форме активизируется «Вид тестируемого», если авторизован психолог – «Вид психолога». В виде психолога представлены так же два вида для отображения ответов тестируемого – «Представление данных тестируемого» - и для отображения результатов прохождения тестирования – «Представление результатов тестирования». Логика по обработке и отображению данных будет частично реализована в граничных классах.
Рисунок 4.2 – Диаграмма сущностных классов Диаграмма состояний Главное предназначение диаграммы состояний – описать возможные последовательности состояний и переходов, которые в совокупности характеризуют поведение элемента модели в течение его жизненного цикла. Диаграмма состояний представляет динамическое поведение сущностей, на основе спецификации их реакции на восприятие некоторых конкретных событий . Диаграмма состояний по существу является графом специального вида, который представляет некоторый автомат. Вершинами этого графа являются состояния (или псевдосостояния). Дуги графа служат для обозначения переходов из состояния в состояние. Диаграммы состояния могут быть вложены друг в друга, образуя вложенные диаграммы более детального представления отдельных элементов модели. Состояние определяется именем и списком внутренних действий или деятельностей, которые выполняются в процессе нахождения моделируемого элемента в данном состоянии и характеризуются меткой действия (entry, exit, do, include). Начальное состояние – частный случай состояния, которое не содержит никаких внутренних действий (псевдосостояния), в котором находится объект по умолчанию в начальный момент времени. Конечное состояние – частный случай состояния, которое не содержит никаких внутренних действий (псевдосостояния), в котором находится объект по умолчанию после завершения работы автомата в конечный момент времени. Состояния могут быть составными (композитными) – т.е. состоящими из других, вложенных в него состояний (подсостояний), которые могут быть как последовательными, так и параллельными; историческими – т.е. запоминающими; синхронизирующими. Простой переход – отношение между двумя последовательными состояниями, которое указывает на факт смены одного состояния другим. Срабатывание перехода может зависеть от наступления некоторого события или от выполнения определенного условия, называемого сторожевым. Сложные переходы: Соединение – если имеется две и более входящих дуг. Ветвление - если имеется две и более исходящих дуг. Общая диаграмма состояний системы представлена на рисунке 4.5. Рисунок 4.3 – Диаграмма классов управления Рисунок 4.4 – Диаграмма граничных классов
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |