Категориальные структуры мышления
Категории (от греч. kategoría — высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики. Категории – мышцы философской мысли. Кат – абстракция, от греч. Кат-агора – агора – центральная площадь, поделенная на сектора, каждый со своей точкой зрения.
Категория – мысленный угол зрения на деятельность, на бытие. Мысль делит бытие на категории. Философское мышление – мышление в категориях. Категория – бинарная структура. Проблема систематизации категорий.
В ранних формах философских мышления категории выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие.
Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалектической взаимосвязи категорий. Система категорий, созданная Аристотелем, была господствующей в течение нескольких веков.
Кант выделил такие категории: качество, количество, отношение, модальность. Эта система охватывает наиболее важные категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени.
Огромным прогрессом была система категорий Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система категорий — в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логические категории таковы: бытие, понятие. Гегель показал диалектику категорий, их взаимосвязь и взаимопереходы.
2ой вариант (Даша).
Человек думает, решает умственные задачи не иначе как с помощью категорий. Последние — инструменты мышления, идеальные орудия человеческой деятельности. Бессознательно люди давно уже мыслят системно. Для этого они выработали целый комплекс вопросов: что? кто? чей? когда? где? куда? откуда? как? какой? каким образом? в какой мере? сколько? почему? отчего? зачем? для чего? ради чего? как возможно? что делать? и т. д. В этих вопросах отчетливо проглядывают категориальные формы мышления. Категории (от греч. kategorein — высказывать)— предельно обобщенное отражение основных отношений объективного мира. Примеры категорий — движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д. Функции категорий Система категорий, будучи усвоена человеком, направляет, ориентирует его мышление на поиск и выделение наиболее важных отношений действительности и, усиливает «проникающую способность мышления». Категории выполняют не только функцию отражения наиболее общих свойств и отношений реального мира, они одновременно выполняют и другую функцию, тесно связанную с первой, а именно функцию упорядочивания, общей организации познавательного опыта человека. Категории в значительной мере определяют структуры и взаимосвязи других понятий. В этом плане категории выступают как логический каркас мышления человека. Далее, категории определяют и общий подход к анализу объективного мира, методологию познавательной деятельности. Иначе говоря, одной из важнейших характеристик мышления как целостного объекта является его категориальная структура. Зарождение в человеке Начальные формы категориального строя мышления возникают достаточно рано, уже в дошкольном детстве Так, у детей 4—6 лет происходит интенсивное формирование начальных форм таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое (жизнь и смерть), строение вещества, количество и качество и т.д. У дошкольников формируется своеобразная субординация этих начальных понятийных форм История Учение о категориях как раздел философии насчитывает 25 веков и не потеряло актуальности по сей день. Начало ему положила работа Аристотеля «Категории». Фактически все крупные философы касались этой темы, но наиболее существенный вклад в это учение был внесен в четырех философских учениях - Аристотелем, Кантом, Гегелем и марксистской философией. В ранних формах философских мышления категории выступали в виде исходных принципов, «первоначал» мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т.п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что категории - наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм; всего 10 категорий (единичного и общего): · сущность, · количество, · качество, · отношение, · место, · время, · действие, · страдание, · обладание, · самонахождение (положение).
Люди мыслят в той степени, в какой они пользуются категориями. Впервые об этом со всей определенностью сказал И. Кант: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий". Кант понимал под категориями априорные формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних — динамическими; · категории количества: · единство (мера), · множество (величина), · цельность (все); · категории качества: · реальность, · отрицание, · ограничение; · категории отношения: · принадлежность, · причинность, · общение; · категории модальности: · возможность, · существование, · необходимость. Эта система охватывает наиболее важные категории человеческого мышления и во многом сохраняет своё значение до настоящего времени. Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у которого философия есть не что иное, как диалектическая система категорий. Чисто логические К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа. О значении Категории являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. Отражая действительность, К. являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. Категории выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности. Именно категории человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. Благодаря категориям единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретического мышления.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |